Запланированные и фактически выполненные профилактические санитарно-оздоровительные мероприятия за 2012 - 2016 годы
Наименование мероприятий | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | ||||||||||
план | факт | % выполнения | план | факт | % выполнения | план | факт | % выполнения | план | факт | % выполнения | план | факт | % выполнения | ||
Лесопатологические обследования | га | 7940,0 | 7940,0 | 100,0 | 75000,0 | 75000,0 | 100,0 | 26407,4 | 26407,4 | 100,0 | 7940,0 | 8641,0 | 108,8 | 7940,0 | 13150,0 | 165,6 |
Санитарно-оздоровительные мероприятия, всего | га | 1719,9 | 2355,8 | 137,0 | 2855,5 | 2750,5 | 96,3 | 4617,4 | 2440,2 | 52,8 | 1489,4 | 1489,4 | 100,0 | 963,9 | 2528,5 | 262,3 |
сплошные санитарные рубки | га | 515,6 | 247,5 | 48,0 | 251,2 | 150,2 | 59,8 | 120,8 | 183,1 | 151,6 | 80,3 | 80,3 | 100,0 | 133,4 | 133,0 | 99,7 |
выборочные санитарные рубки | га | 1204,3 | 708,3 | 58,8 | 1204,3 | 1200,3 | 99,7 | 745,7 | 845,8 | 113,4 | 443,4 | 443,4 | 100,0 | 496,9 | 553,2 | 111,3 |
очистка лесов от захламления | га | 0,0 | 1400,0 | - | 1400,0 | 1400,0 | 100,0 | 3750,9 | 1411,3 | 37,6 | 965,7 | 965,7 | 100,0 | 333,6 | 1842,3 | 552,2 |
По данным государственного лесопатологического мониторинга лесов Оренбургской области площадь ослабленных и погибших насаждений ежегодно увеличивается, преимущественно в результате обследования новых участков. Основными негативными факторами, вызывающими ослабление и гибель насаждений, являются погодные условия и почвенно-климатические факторы, лесные пожары и болезни леса.
Данные об ослабленных, усыхающих и погибших насаждениях, их ежегодной негативной динамике, характеристике очагов вредителей и болезней леса (раздел 1.2.4.3) говорят о вероятном ухудшении лесопатологической обстановки в лесном фонде области в случае невыполнения необходимых объемов санитарно-оздоровительных мероприятий.
Вместе с тем следует отметить, что необходимые объемы рубок превышают возможности их проведения, так как в регионе практически отсутствует спрос на низкосортную и дровяную древесину. Увеличение объемов выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий возможно только за счет дополнительного финансирования.
В соответствии со статьей 60.5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в лесах осуществляется государственный лесопатологический мониторинг, включающий в себя сбор, анализ и использование информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам.
Целями государственного лесопатологического мониторинга являются своевременное обнаружение, оценка и прогноз изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.
Проведение государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ на организацию защиты лесов.
Способами осуществления государственного лесопатологического мониторинга являются:
регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;
выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов;
дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;
выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;
инвентаризация очагов вредных организмов;
экспедиционные обследования;