Областная целевая программа "Развитие городского наземного электрического пассажирского транспорта на территории Оренбургской области в 2008 - 2013 годах" разрабатывается впервые и включает в себя мероприятия по сохранению и дальнейшему развитию городского наземного электрического пассажирского транспорта в городах области.
(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 29.08.2012 N 730-пп)
Наземный городской электротранспорт реализует две важнейшие функции: социальную (обеспечение возможности перемещения наименее обеспеченным слоям населения) и экологическую.
В этой связи основная цель государственной политики в области наземного электротранспорта - его сохранение, поддержание стоимости проезда на социально приемлемом уровне и повышение качества транспортных услуг. Его значимость для г. Оренбурга, г. Орска, г. Новотроицка подтверждается объемом перевозок населения. Так, удельный вес перевозок электротранспортом в 2006 году в г. Новотроицке составил около 76 процентов от общего объема городских муниципальных пассажирских перевозок, в г. Орске - около 88 процентов, в г. Оренбурге - около 51 процента.
В настоящее время предприятия электротранспорта в городах области находятся в неудовлетворительном техническом и финансово-экономическом состоянии. Возможности местных бюджетов также не позволяют оказывать поддержку предприятиям городского электротранспорта в необходимом объеме.
Износ подвижного состава составляет: троллейбусов - 80 процентов (в г. Оренбурге из 86 единиц более 50 - со 100-процентным износом), трамваев - 85 - 90 процентов (в г. Орске из 148 единиц 109 - со 100-процентным износом, г. Новотроицке из 67 единиц 47 - со 100-процентным износом).
Путевое хозяйство капитально не ремонтируется. В г. Новотроицке из 30,3 километра пути 20 находятся в аварийном состоянии, в г. Орске из 84 километров 23 - в аварийном состоянии.
Контактная сеть также находится в изношенном состоянии. В среднем износ составляет 80 - 89 процентов.
Основная производственная деятельность и получаемая прибыль предприятий электротранспорта позволяют покрывать расходы доходами только на 58 - 62 процента.
Резкое снижение дотационных средств из местных бюджетов привело муниципальный пассажирский электротранспорт к критическому состоянию.
По г. Оренбургу выделение дотационных средств на поддержание городского пассажирского транспорта в 2006 году по сравнению с 2003 годом снизилось почти на 73 процента.
В бюджете муниципального образования г. Новотроицк на 2006 год было предусмотрено на эти цели около 5 млн. рублей, в бюджете муниципального образования г. Орск - 19,5 млн. рублей при образуемых убытках в сумме 33,2 млн. рублей.
Сохранение и развитие электротранспорта в области требуют программного подхода к финансированию с участием областного и местных бюджетов.