ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА 200З - 2010 ГОДЫ»
(далее - Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Основание для разработки | Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области. (в ред. Закона от 29.09.2009 г. № 3098/686-IV-ОЗ) Создание долгосрочной и гарантированной системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Оренбургской области Разработка и внедрение правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки в приобретении жилья молодыми семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий; оказание за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований поддержки молодым семьям при приобретении жилья министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, органы местного самоуправления, предприятия, финансово-кредитные учреждения и другие организации (далее - исполнители Программы), привлекаемые для реализации Программы в установленном законом порядке 2003-2010 годы. 1-й этап - 2003 - 2005 годы; 2-й этап - 2006 - 2010 годы Формирование финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; разработка нормативных правовых актов по реализации Программы Общий объем финансирования Программы составляет 4 021,2 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета -1558,0 млн. рублей; средства местных бюджетов - 216,0 млн. рублей; внебюджетные средства - 2 247,2 млн. рублей, из них личные средства граждан -473,9 млн. рублей. Дополнительные средства федерального бюджета, выделяемые ежегодно Оренбургской области в виде субсидии. . (в ред. Закона от 24.12.2009 г. № 3291/772-IV-ОЗ) Создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников; развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; улучшение жилищных условий 3871 молодых семей (в ред. Закона от 11.09.2008 г. № 2378/474-IV-ОЗ) Государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за реализацией Программы; органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, исполнители Программы, министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области к представляют государственному заказчику сведения о ходе ее реализации. Государственный заказчик обобщает эти сведения и представляет отчеты Законодательному Собранию области с внесением предложений по совершенствованию реализации Программы |
1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики Правительства Оренбургской области.
Оказание помощи молодым семьям в приобретении жилья в 2003 - 2005 годах осуществлялось в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года № 638 (далее - Подпрограмма), и областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы», утвержденной Законом Оренбургской области от 28 февраля 2003 года № 63/3-III-ОЗ.
Основным результатом реализации указанных Подпрограммы и Программы стало создание в 2003 - 2005 годах системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России.
С целью оказания адресной помощи молодым семьям, участвующим в реализации областной Программы, использовались средства федерального бюджета для предоставления субсидий в случае рождения (усыновления) ребенка и средства областного бюджета для предоставления субсидий на приобретение жилья и предоставление льготных ипотечных кредитов.
На первом этапе реализации Программы в 2003 - 2005 годах были осуществлю
ны разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В этот период в экспериментальном режиме отрабатывались различные механизмы и формы взаимодействия всех исполнителей Программы.
В 2003 - 2005 годах за счет средств федерального бюджета, которые составили 35 млн. рублей, молодым семьям было предоставлено 234 субсидии при рождении (усыновлении) ребенка. За счет средств областного бюджета, которые составили 25 млн. рублей, предоставлено 286 субсидий на приобретение жилья.
В рамках реализации Программы в 2003 - 2005 годах были задействованы механизмы ипотечного жилищного кредитования. Более 330 молодым семьям предоставлены ипотечные кредиты за счет средств областного бюджета на сумму 95,7 млн. рублей.
Но этого недостаточно для существенного улучшения ситуации по обеспечению жильем молодых семей в области.
Анализ результатов первого этапа реализации Программы и принятие новой редакции Подпрограммы выявили необходимость корректировки Программы в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
На начало 2005 года около 2,5 тысячи молодых семей состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающих стать участниками Программы. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения (в 2004 году лишь 9 процентов семей имели доход, который позволял приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных и заемных средств).
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа К тому же они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране, позволит сформировать экономически активный слой населения.
Проблема может получить разрешение лишь на основе гарантированных долгосрочных механизмов адресной социальной поддержки молодых семей в сочетании с рыночным механизмом ипотечного кредитования.
3. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является создание долгосрочной и гарантированной системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
разработка и внедрение правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки в приобретении жилья молодыми семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий;