ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2000 года N 10-п

 

О  прогнозе  социально-экономического развития Оренбургской области на 2001 год

Обсудив прогноз социально-экономического развития Оренбургской области на 2001 год, правительство области п о с т а н о в л я е т :

1. Одобрить показатели прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на 2001 год и план действий администрации области по реализации показателей прогноза на 2001 год. (Приложения 1, 2).

2. Материалы прогноза социально-экономического развития области на 2001 год внести на рассмотрение Законодательного Собрания области.

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Зелепухина А.Г.

4. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель правительства
- глава администрации области
      А.Чернышев


Приложение 1
к постановлению
правительства области
от 17.10.2000
 N 10-п




П Р О Г Н О З
социально-экономического развития
Оренбургской области
на 2001 год

Оренбург
2000

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к прогнозу социально-экономического развития
Оренбургской области
на 2001 год

Анализ социально-экономической ситуации в области в текущем году позволяет сделать вывод о стабилизации положительных тенденций в развитии реального сектора экономики, способствующих повышению уровня жизни населения, улучшению обстановки на потребительском рынке, замедлению инфляционных процессов, нормализации ситуации с денежными выплатами.

В 2000 году:

- в промышленности по сравнению с 1999 годом ожидается рост объемов выпуска продукции как в целом (на 7,3 процента), так и практически во всех ее отраслях.

В электроэнергетике производство оценивается на уровне предыдущего года;

- в сельском хозяйстве ожидается производство 3612,3 тыс. тонн зерна, или 139 процентов, 757,5 тыс.тонн молока, или 107 процентов к уровню 1999 года.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах составит 19078,1 млн. рублей, или 111,1 процента к уровню1999 года;

- ожидается дальнейшее повышение инвестиционной активности. В 2000 году объём капитальных вложений оценивается в 12,98 млрд. рублей, что на 7 процентов выше уровня предыдущего года, из них в производственной сфере более 9,5 млрд. рублей. Развитие производственной сферы в текущем году, как и в предыдущие годы, осуществляется в основном за счет собственных и привлеченных средств предприятий.

Объем инвестиций на развитие социального сектора экономики ожидается в сумме 3,4 млрд. рублей, основная часть которых (около 80 процентов) будет использована на жилищное и коммунальное строительство.

Финансирование развития социальной сферы осуществлялось в основном за счет бюджетных источников области с привлечением на жилищное строительство внебюджетных источников и средств граждан. Для создания благоприятных условий по обеспечению граждан доступным жильем с привлечением личных сбережений и долгосрочных банковских кредитов администрацией области в мае 2000 года разработана и принята Законодательным Собранием области областная целевая программа "Активизация жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2000-2002 годах". В рамках этой программы на жилищное строительство планируется привлечь более 50 млн. рублей и ввести 21 тыс. кв. метров жилья;

- увеличится производство потребительских товаров на 13,2 процента, из них пищевых продуктов на 5 процентов, винно-водочных изделий и пива на 35 процентов, непродовольственных товаров на 18 процентов. Активная работа коллективов предприятий (ОАО "Ормез", ОАО "Орентекс", ОАО "Орская трикотажная фабрика "Ника") при поддержке администрации области позволит увеличить объемы производства холодильников и морозильников бытовых в 2,4 раза, шелковых тканей на 11,8 процента, трикотажных изделий на 50 процентов. Увеличение объемов пищевых продуктов будет обеспечено за счет роста производства масла растительного в 1,6 раза, крупы на 27 процентов, муки на 13,5 процента;

- реальные доходы населения в 2000 году увеличатся на 5 процентов; заработная плата на 40 процентов; оборот розничной торговли на 3 процента, объем платных услуг на 8 процентов, прожиточный минимум на 14,8 процента при инфляции 121 процент;

- расходы на реализацию природоохранных мероприятий составят 668,9 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 22,6 млн. рублей. Средства в основном направляются на продолжение строительства очистных сооружений (г.Абдулино), онкологического диспансера (г.Орск), детского онкологического диспансера (г.Оренбург);

- объем финансовых ресурсов, аккумулируемых в области, возрастет к уровню 1999 года в 1,3 раза и составит 40,6 млрд. рублей, в том числе доходы консолидированного бюджета оцениваются в 10,3 млрд. рублей (с учетом трансфертов), государственных и целевых внебюджетных фондов - 9,6 млрд. рублей, средств предприятий - 18,6 млрд. рублей.

Прогноз социально-экономического развития области на 2001 год разработан на основе анализа тенденций развития экономики и новых факторов хозяйственного развития, прогнозируемых на предстоящий период.

Приоритетные направления социально-экономического развития области - это развитие агропромышленного комплекса области по обеспечению продовольственной безопасности, решение социальных проблем: строительство жилья, газификация, обеспечение социальной защиты и занятости населения.

Основной задачей в промышленности области будет создание условий устойчивого роста производства на основе осуществления комплекса мер, направленных на расширение выпуска новых видов промышленной продукции.

В топливно-энергетическом комплексе продолжатся работы по стабилизации добычи углеводородного сырья, улучшению качества его переработки, увеличению доли глубокой переработки сырья за счет ввода новых мощностей, применения новых технологических решений добычи и переработки нефти и газа.

Завершение мероприятий по реконструкции производства высококачественных продуктов в ОАО "Орскнефтеоргсинтез", а также обеспечение предприятия сырьем позволит повысить выпуск продукции на 30 процентов.

В черной металлургии завершение реконструкции и технического перевооружения сталеплавильного и прокатного производств ОАО "Носта" позволит предприятию увеличить выпуск продукции, а также организовать производство штрипсов, необходимых отечественным предприятиям для выпуска импортозамещающей продукции - труб большого диаметра повышенной прочности для нефтяной и газовой промышленности.

В цветной металлургии продолжится развитие сырьевой базы, увеличение глубины переработки сырья, рост выпуска продукции конечного спроса.

В прогнозируемом году предполагается наращивание объемов добычи медно-цинковых руд на месторождениях "Летнее", "Барсучий Лог", переработки их в медный и цинковый концентраты на предприятиях области (ОАО "Гайский ГОК", ЗАО "Ормет").

На Гайском и Орском заводах по обработке цветных металлов продолжатся работы по восстановлению производства проката с повышением качества продукции. Продолжится наращивание объемов выпуска никеля и кобальта из местного сырья в ОАО "Южуралникель", ООО "Южполиметалл", катодной меди - в ОАО "Медногорский медно-серный комбинат".

На предприятиях машиностроительного комплекса предполагается наращивание объемов выпуска конкурентоспособной продукции: металлургического оборудования (ООО "ПО Южуралмаш"), автомобильных радиаторов (ОАО "Оренбургский завод "Радиатор", ОАО "Бугурусланский завод "Радиатор", ОАО "Бузулукский механический завод"), электродвигателей и электромагнитных пускателей (ОАО "Уралэлектро"), бытовых холодильников (ОАО "Ормез"), металлорежущих станков новых видов (ОАО "Орстан"), усовершенствованных агрегатов бесперебойного питания (ОАО "Инвертор"), вертолетов КА-226 (ПО "Стрела") и другой продукции.

Продолжатся работы по выпуску современной сельскохозяйственной техники для поставки предприятиям АПК области, в том числе на лизинговой основе: модернизированной сеялки СЗТС-2, приспособления для уборки подсолнечника (ГУП "Агромаш"); самоходной валковой жатки, рулонного пресс-подборщика (ОАО "Ормез"); самоходной жатки и прицепов тракторных (ОАО "ОЗТП-Сармат"); модернизированного опрыскивателя (ОАО "Городищеремтехснаб"); гидропонной установки по выращиванию зеленого корма (ОАО "Электропреобразователь"), плугов различных моделей (ОАО "Долина", ОАО "Орстан").

Увеличение объемов производства в легкой промышленности намечается за счет расширения выпуска новых видов продукции.

В промышленности стройматериалов наряду с наращиванием объемов производства предполагается освоение новых видов продукции по современным технологиям: новых марок цемента, стеновых блоков и других.

Развитие промышленности по намеченным направлениям позволяет прогнозировать увеличение объемов производства в 2001 году на 6,5 процента к уровню 2000 года.

Более высокими темпами предполагается развитие нефтеперерабатывающей, пищевой промышленности, цветной металлургии, машиностроения, промышленности стройматериалов. В этих отраслях рост производства прогнозируется на 8-26 процентов к уровню 2000 года.

На транспорте в 2001 году прогнозируется увеличение объемов перевозок грузов на 5,3 процента за счет повышения перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом.

Увеличение пассажирооборота в прогнозируемом периоде предполагается на 4,3 процента к уровню 2000 года. Главным направлением аграрной политики администрации области будет органичное соединение мер государственной поддержки и государственного регулирования с проведением рыночных реформ на селе. Будет осуществлен комплекс правовых, организационных, финансовых, научно-технических мероприятий, обеспечивающих перевод экономически недееспособных хозяйств в более эффективные производственные единицы. Реформирование сельскохозяйственных организаций будет основано на свободном выборе сельскохозяйственными товаропроизводителями организационно-правовых форм хозяйствования применительно к конкретным условиям: агропромышленная интеграция, осуществляемая в таких формах, как создание ассоциаций товаропроизводителей, агрофирм и иных формирований, охватывающих весь технологический процесс - от производства сельскохозяйственного сырья до выпуска и реализации конечной продукции.

В целях стабилизации финансового положения предприятий предусматривается продолжить формирование кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса с учетом использования не только государственной поддержки, но и привлечения средств сельскохозяйственных товаропроизводителей на кооперативных принципах.

Будет совершенствоваться производственно-технологическая база отраслей агропромышленного комплекса на основе развития лизинга сельскохозяйственной техники и расширения сети машинно-технологических станций.

Предусматривается стимулирование развития птицеводства и свиноводства.

Будет продолжена работа по реализации системы устойчивого ведения сельского хозяйства Оренбургской области.

В 2001 году производство продукции сохранится на уровне 2000 года за счет ресурсосберегающих технологий, использования высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, повышения плодородия почвы, улучшения племенной и селекционной работы.

Производство зерна прогнозируется в объеме 3,5 млн. тонн, скота и птицы - 129,5 тыс. тонн, молока - 769 тыс. тонн.

В инвестиционном комплексе основными задачами в прогнозируемом периоде являются:

- обеспечение ускоренного развития базовых отраслей экономики области за счет создания благоприятных условий для дальнейшего повышения инвестиционной активности предприятий и организаций, расширения государственной поддержки в реализации наиболее перспективных инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию и техническое перевооружение;

- дальнейшее наращивание темпов жилищного строительства за счет реализации областной целевой программы "Активизация жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2000-2002 годах" и расширения системы ипотечного жилищного кредитования;

- развитие социальной сферы области;

- решение проблем экологического оздоровления области.

Основными источниками финансирования останутся внебюджетные собственные и привлеченные средства предприятий, иностранные инвестиции и другие источники. В общем объеме эти инвестиционные ресурсы составят около 90 процентов.

Объём инвестиций прогнозируется в сумме 16,7 млрд. рублей, или 107,5 процента к уровню оценки 2000 года. Более 75 процентов инвестиций будет направлено на развитие реального сектора экономики: в производственную сферу - 12,5 млрд. рублей, или 109,9 процента, в социальную сферу - 4,2 млрд. рублей, или 101 процент к уровню 2000 года.

Социальная политика будет направлена на последовательное повышение уровня жизни населения, усиление адресной социальной поддержки населения, денежные доходы которого ниже величины прожиточного минимума.

Рост реальных денежных доходов населения составит 5 процентов.

В результате роста зарплаты в реальном секторе экономики за счет роста объемов производства и реализации продукции, а также индексации заработной платы работников бюджетной сферы номинальная начисленная среднемесячная заработная плата прогнозируется в размере 2158 рублей с ростом к предыдущему году на 23,4 процента.

В области будет введено 476 тыс. кв. метров жилья, школ на 2746 мест, больниц на 202 койки, амбулаторно-поликлинических учреждений на 400 посещений в смену, что позволит приблизить уровень обеспеченности объектами социальной сферы населения области к нормативам, а по ряду показателей превысить их.

Основными задачами развития потребительского рынка являются закрепление положительной динамики производства потребительских товаров, обеспечение насыщенности торговой сети основными продуктами питания и социально значимыми непродовольственными товарами.

Прогнозируется увеличение оборота розничной торговли на 5 процентов и объема платных услуг на 4,5 процента. Производство потребительских товаров возрастет на 6 процентов, из них пищевых продуктов на 5,5 процента, винно-водочных изделий и пива на 11 процентов, непродовольственных товаров на 7 процентов. Увеличится производство холодильников и морозильников, шелковых тканей, трикотажных изделий, стиральных машин и центрифуг, животного и растительного масла и другой продукции.

Демографическая ситуация в области.

Численность постоянного населения области в 2001 году прогнозируется 2216,8 тыс. человек с уменьшением на 1,8 тыс. человек по сравнению с 2000 годом за счет продолжающейся естественной убыли населения.

Численность трудовых ресурсов возрастет на 11,2 тыс. человек и составит 60,2 процента от общей численности населения. В экономике области будет занято 1006,7 тыс. человек, что на 0,5 процента больше уровня 2000 года. Доля безработных в общей численности экономически активного населения составит 0,7 процента (7,8 тыс. человек).

В области охраны окружающей среды намечено продолжение реализации мероприятий, направленных на снижение выбросов вредных веществ и сбросов загрязненных сточных вод, обезвреживание и утилизацию твердых бытовых отходов, предотвращение загрязнения земель промышленными предприятиями, оздоровление населения области.

Объем капитальных вложений, предусматриваемых на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования, прогнозируется в сумме 846 млн. рублей с ростом 5,4 процента к уровню 2000 года.

Основными направлениями, определяющими бюджетную и финансовую политику администрации области, будут:

- концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач экономики;

- обеспечение финансовой и социальной стабильности в условиях имеющихся реальных возможностей бюджета и внебюджетных фондов;

- проведение ответственной бюджетной политики за счет рационализации бюджетных расходов;

- обеспечение государственной поддержки эффективных высокотехнологичных и конкурентоспособных производств путем предоставления налоговых преимуществ и гарантий администрации области;

- улучшение управления и использования государственного имущества, в том числе государственных унитарных предприятий.

В целях выполнения поставленных задач будет продолжена работа по расширению налогооблагаемой базы, а также наполнению бюджета области за счет повышения уровня собираемости налогов, укрепления финансовой дисциплины налогоплательщиков, активизации работы фискальных органов.

Прогноз финансового баланса сформирован на основе новых принципов, связанных с реформированием налоговой системы.

Введение с 1 января 2001 года II части Налогового кодекса Российской Федерации и как следствие полное изъятие налога на добавленную стоимость в доход федерального бюджета, отмена налога на содержание жилищного фонда и социальной сферы, снижение ставки налога на пользователей автодорог и отчислений в фонды медицинского и социального страхования повлекут за собой значительные суммы выпадающих доходов из бюджета области и внебюджетных фондов.

Общее сокращение финансовых ресурсов с проведением налоговой реформы составит 2,0 млрд. рублей, что увеличит нагрузку по финансированию региональных программ, обеспечению в полном объеме социальных выплат, гарантий и других расходов.

Объем финансовых ресурсов, аккумулируемых в области, прогнозируется в сумме 44,4 млрд. рублей с ростом на 9,6 процента, расходы будут произведены в сумме 45,1 млрд.рублей с дефицитом средств 0,7 млрд.рублей. Доходы консолидированного бюджета прогнозируются в сумме 10,9 млрд. рублей, средства предприятий - 19,5 млрд. рублей.

Мероприятия по реализации показателей прогноза социально-экономического развития области на 2001 год изложены в плане действий администрации области.


Прогноз социально-экономического развития
Оренбургской области на 2001 год
------------------------------------------------------------------------------------------------------

              Показатели              ¦    Единица   ¦1999 год отчет ¦2000 год отчет ¦2001 год прогноз
                                      ¦   измерения  ¦               ¦               ¦
------------------------------------------------------------------------------------------------------

I. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Продукция промышленности - всего
в действующих ценах каждого года         млн.рублей       40677.5         60212.3         75004.6
                                         в % к
индекс физического объема                предыдущему
                                         году             106.2           107.3           106.5

Инфляция (рост потребительских цен):
декабрь в декабрю                        в % к
                                         предыдущему
                                         году             139.7           120             112

в среднем за год                         в % к
                                         предыдущему
                                         году             188.8           121             117

Продукция сельского хозяйства во
всех категориях хозяйств
в действующих ценах каждого года         млн.рублей       13521.3         19078.1         22285.5
в ценах 1995 года (индекс                в % к
физического объема)                      предыдущему
                                         году             140.2           111.1           100.7

Объем инвестиций за счет всех
источников финансирования
в действующих ценах каждого года         млн.рублей       8726.9          12980           16744.2
                                         в % к
                                         предыдущему
индекс физического объема                году             102.5           107             107.5

Оборот розничной торговли
(во всех каналах реализации)
в действующих ценах каждого года         млн.рублей       13673.2         16800           20462
                                         в % к
индекс физического объема                предыдущему
                                         году             85              103             105

Прибыль                                  млн.рублей       13661.4         17800           20300

Доходы и расходы на душу населения
(в среднем за месяц):
Денежные доходы                          рублей           1065            1355            1665.8
                                         в % к
                                         предыдущему
                                         году             166.9           127.2           122.9

Денежные расходы                         рублей           823.2           1073.8          1348.4
                                         в % к
                                         предыдущему
                                         году             162.5           130.4           125.6

Среднемесячная заработная плата
(без выплат социального характера)       рублей           1248.6          1748            2158
                                         в % к
                                         предыдущему
                                         году             146.1           140             123.4

Прожиточный минимум на душу населения
(в среднем за год)                       рублей           769.3           883             1024
                                         в % к
                                         предыдущему
                                         году             в 2 раза        114.8           116

Численность зарегистрированных
безработных (в среднем за год)           тыс.человек      6.5             7               7.8

Экспорт - всего                          млн.долл.США     656.1           744.3           753

Импорт - всего                           млн.долл.США     299.7           335             342.1


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»