ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2000 года N 720/124-ПЗС
Об областной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний на 2001-2004 годы
[Внесены изменения постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 10.01.2001 г. N 780/129-ПЗС, НГР RU56000200100049;
Утратило силу в связи с истечением срока действия. Закон Оренбургской области от 14.03.2002 г. N 455/380-III-ОЗ;НГР RU56000200200040]
Принято Законодательным
Собранием области 25 октября 2000 г.
В целях совершенствования обеспечения охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения области Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить областную программу неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний на 2001-2004 годы (прилагается).
2. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава администрации области А.А. Чернышев
I. Обоснование Программы
II. Основная цель и задачи Программы
III. Источники финансирования Программы
IV. Механизм реализации Программы
V. Последствия реализации Программы
Программа сформирована с учетом положений Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В области продолжает оставаться напряженной санитарно-эпидемиологическая обстановка, наблюдаются негативные тенденции к ухудшению состояния здоровья населения и демографической ситуации. Снижается рождаемость (в 1995 году - 10,3 новорожденных на 1000 населения, в 1999 году - 9,1), растет общая смертность (в 1995 году - 13,4 человека на 1000 населения, в 1999 году - 13,6).
Основными причинами смертности населения являются заболевания органов кровообращения, травмы и отравления, опухоли, инфекционные и паразитарные болезни.
Заболеваемость населения остается на высоком уровне и превышает среднероссийские и по Уральскому региону показатели. Отмечается высокий уровень заболеваемости среди детей.
Основными медико-социальными факторами, определяющими распространение неинфекционной заболеваемости, являются загрязнения окружающей среды, неудовлетворительные условия труда и обитания человека, недостаточное внимание к вопросам формирования здорового образа жизни.
До настоящего времени в области не решена проблема обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и в первую очередь в сельских населенных пунктах.
Качество воды источников централизованного водоснабжения не улучшается.
Удельный вес проб воды, не отвечающих нормативам по показателям эпидемиологической безопасности, увеличился с 8,4 в 1996 году до 9,9 в 1999 году. По этой причине в области стали регистрироваться водные вспышки острых кишечных инфекционных заболеваний. В 1998-1999 годах таких вспышек зарегистрировано 10.
В последние годы не достигнуто улучшения качества питания населения. Ежегодно 7 процентов исследованных проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям не отвечают гигиеническим нормативам. Приобретение современных приборов по обнаружению, идентификации и количественному определению загрязнителей продовольствия, изучение влияния их на состояние здоровья являются одними из основных задач в решении данной проблемы.
Не решены вопросы организации рационального питания детей, профилактической витаминизации, восстановления йодной недостаточности, а также улучшения материально-технической базы общеобразовательных школ. 19,6 процента учащихся занимаются в две смены, и этот показатель практически в последние годы не снижается. Школы и другие образовательные учреждения недостаточно обеспечены мебелью в соответствии с ростом детей, необходимым искусственным освещением.
Комплексное воздействие этих факторов ведет к росту заболеваемости костно-мышечной системы и патологии органов зрения. За время обучения в школе число детей с нарушением осанки увеличилось с 2,1 процента до 4,4 процента, с понижением зрения - с 5,4 процента до 15,7 процента.
В учебном процессе используются компьютеры без учета гигиенических требований к их размещению.
Строительство и реконструкция жилых и общественных зданий осуществляются без учета возможного вредного воздействия физических факторов: электромагнитных полей, шума. Шумовые и энергетические карты в городах области не разработаны.
Требуется дальнейшее проведение исследований содержания , естественных радионуклидов в жилых и производственных зданиях, детских дошкольных учреждениях и школах с целью оценки радиационной гигиенической обстановки.
Для выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и среды обитания человека, оценки и анализа наблюдаемых изменений в состоянии здоровья населения под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды, определения неотложных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье ведется социально-гигиенический мониторинг. Однако недостаточные компьютеризация и программное обеспечение центров госсанэпиднадзора сдерживают выполнение этой работы в полном объеме.
Остается актуальной проблемой инфекционная заболеваемость. Ежегодно регистрируется 450-495 тысяч случаев инфицирования.
Продолжает оставаться напряженной ситуация по острым кишечным инфекциям, дизентерии, сальмонеллезу. Ежегодно отмечается неуклонный рост вирусного гепатита В, однако из-за недостаточного финансирования учреждений здравоохранения объемы проводимой вакцинопрофилактики против гепатита В неадекватны в сложившейся эпидемиологической ситуации.
Нерешенными остаются вопросы профилактики природно-очаговых заболеваний (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, туляремия, лептоспироз), социально-обусловленных болезней: туберкулеза, педикулеза, венерических болезней.
Прогноз по заболеваемости карантинными инфекциями с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации в мире и в граничащих с Россией государствах остается неблагоприятным, и постоянно сохраняется угроза завоза и распространения их на территории области.
Основной целью программы являются стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки, снижение вредного воздействия на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания, предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение безопасности водопользования населения;
охрана водоемов и почвы;
создание благоприятных условий воспитания, обучения, отдыха детей;
охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды;
профилактика инфекционных заболеваний;
совершенствование государственного надзора за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения;
снижение уровня облучения населения от природных источников ионизирующего излучения;
проведение социально-гигиенического мониторинга.
Финансирование мероприятий будет осуществляться из федерального, областного бюджетов, внебюджетного фонда области, местных бюджетов, средств предприятий и иных внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий из федерального бюджета, бюджетов городов и районов, а также организациями, объединениями, не входящими в структуру администрации области, будет производиться по согласованию или на договорной основе.
Государственными заказчиками Программы являются центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оренбургской области, главное управление здравоохранения Оренбургской области, государственное предприятие "Облжилкомхоз".
Исполнителями Программы являются центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оренбургской области, Оренбургская государственная медицинская академия, главное управление образования Оренбургской области, главное управление профессионального образования Оренбургской области, областное управление ветеринарии.
Привлечение федеральных органов, местных администраций и организаций в качестве исполнителей осуществляется по согласованию либо на договорной основе.
Достижение цели и выполнение задач позволят улучшить демографическую ситуацию в области, снизить инфекционную и неинфекционную заболеваемость, преждевременную смертность населения, предотвратить завоз на территорию Оренбургской области и распространение особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений.
Экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде сокращения прямых и косвенных, текущих и ожидаемых экономических потерь в результате улучшения состояния здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Приложение N 1
к областной программе
------------------------------------------------------------------------------
|N |Наименование |Сроки |Исполнитель |Лимит |Источники |
|п/п|мероприятий |исполнения| |капитало - |финансирования|
| | | | |вложений | |
| | | | |(млн. руб.)| |
|---|------------------|----------|----------------|------------|--------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|---|------------------|----------|----------------|------------|--------------|
|1. |Курманаевский |2003 год |МПП ЖКХ | 0,450 |областной |
| |район | | | |бюджет |
| |Реконструкция | | | | |
| |водопроводной | | | | |
| |сети, р. ц. | | | | |
| |Курманаевка | | | | |
|---|------------------|----------|----------------|------------|--------------|
|2. |Беляевский район |2001 - |администрация | 0,500 |областной |
| |Строительство |2002 годы |района | |бюджет |
| |водозабора, р. ц. | | | | |
| |Беляевка | | | | |
|---|------------------|----------|----------------|------------|--------------|
|3. |Сорочинский район |2001-2004 |ТПО ЖКХ | 0,700 |бюджет |
| |Продолжить |годы | | |муниципального|
| |строительство | | | |образования |
| |водозабора и | | | |(местный |
| |разводящей сети, | | | |бюджет) |
| |г. Сорочинск | | | | |
|---|------------------|----------|----------------|------------|--------------|
|4. |г. Орск |2001 - |администрация | 10,600 |средства |
| |Строительство и |2004 годы |города | |предприятий, |
| |реконструкция | | | 19,000 |областной |
| |водопроводов, | | | |бюджет, |
| |г. Орск | | | 18,000 |бюджет |
| | | | | |муниципального|
| | | | | |образования |
| | | | | |(местный |
| | | | | |бюджет) |