В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, обеспечение максимальной доступности для граждан культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, включая выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания; сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства; увеличение количества универсальных передвижных систем, имеющих возможность предоставления культурно-досуговых, библиотечных, выставочных услуг, кинопоказа и др., и создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление; обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов) входят в число приоритетных направлений культурной политики Российской Федерации.
Развитие и распространение культуры, искусства и художественного образования в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа, включая повышение обеспеченности жителей округа учреждениями культуры, искусства и художественного образования (в том числе укрепление инфраструктуры и материально-технической базы учреждений; подготовка специалистов на основе современных образовательных технологий и потребностей развития сферы культуры) входят в план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать выполнению задачи формирования единого культурного пространства и обеспечения равного доступа к культурным ценностям и благам в рамках среднесрочной цели «Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей» Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 «О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)».
Стратегическая доктрина развития Томской области декларирует, что Томская область - одно из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей. В связи с этим, наличие доступных и качественных культурных благ, без которых невозможны самореализация, раскрытие творческого потенциала человека и удовлетворение потребностей в качественном отдыхе, рассматриваются как неотъемлемые элементы качества жизни населения инновационного региона.
Томская область обладает значительным и уникальным культурным потенциалом, который может напрямую или опосредованно эффективно использоваться во многих сферах социальной жизни: науке, образовании, туризме, рекреационной деятельности, межрегиональных и международных контактах. В настоящее время данный потенциал не превращается в культурный капитал, слабо интегрирован в происходящие на территории области экономические и социальные процессы, в незначительной степени работает на инновационное развитие региона.
Сегодня в Томской области сложилась уникальная ситуация для нового решительного шага в развитии территории, выгодно отличающая регион от других субъектов Российской Федерации:
высокими темпами идет создание инфраструктуры инновационной экономики региона, основу которой будут составлять активные креативные лидеры-инноваторы, заинтересованные в наличии живой творческой среды своей деятельности;
Томск как город-форум становится все более привлекательным и интересным для отечественных и зарубежных деловых кругов, приобретает все большую известность у широкой общественности;
формируется «креативный класс» - главный субъект инноваций, одной из важнейших мотиваций которого является качество жизни в регионах и городах, где базируется инновационный бизнес; культура является важной составляющей качества жизни креативного класса;
система высшего образования областного центра является механизмом формирования качественного человеческого капитала, готового к активному производству и потреблению культурных благ;
у подавляющего большинства жителей региона сохраняется позитивное восприятие культуры и искусства, осознание их важности и органичности для повседневной жизни людей.
Культурное пространство представлено 16 областными государственными учреждениями культуры, осуществляющими основную деятельность по организации выставочной и театрально-концертной деятельности, организации досуга и праздничных мероприятий, сохранению и популяризации культурного наследия, предоставлению возможностей для творческой самореализации граждан, профессиональной подготовке в сфере культуры и искусства, организации научно-методической деятельности.
На 1 января 2012 года обеспеченность муниципальных образований региона учреждениями культуры составила: библиотеками - 51%; клубами - 82%; музеями - 20%; парками культуры и отдыха - 17 %.
В 2011 году уровень подушевых расходов на культуру в Томской области находился на уровне 1,5 тыс. рублей на душу населения (9-е место по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО). В то же время заработная плата работников учреждений культуры и искусства в Томской области в 2010 и в 2011 году - на 1-м месте в СФО, хотя и уступает среднероссийским параметрам. Ее отношение к средней заработной плате по экономике региона в 2011 г. составляло 49,1%, тогда как среднее значение по СФО - 50%, в среднем по России - 54%.
По данным социологического исследования «Состояние, динамика и перспективы культурной политики в Томском регионе», проведенного Департаментом по культуре и туризму Томской области совместно с кафедрой социологии Томского государственного университета в 2011 году, 41,3% жителей Томской области рассматривают уровень доступности культурных благ как удовлетворительный, 72% респондентов оценивают положение дел в отрасли как благоприятное или скорее благоприятное.
В регионе сохраняется географическое неравенство по объему и качеству оказываемых услуг в сфере культуры. В отличие от сельских районов в городах Томске и Северске доступен достаточно широкий спектр услуг культуры (только здесь доступны услуги театров, филармонии, зоопарка). За исключением Томска, Северска и Стрежевого на территориях муниципалитетов области существует дефицит услуг кинопроката. Услуги музеев распространены шире - они доступны в 10 районных центрах и одном сельском поселении. Услуги детских музыкальных школ, школ искусств и художественных школ, а также клубов и библиотек распределены более равномерно. В целом, наиболее широкий доступ к разнообразным культурным услугам демонстрирует г. Томск, где достаточно насыщенный график культурных событий, а также доступны наиболее востребованные культурные услуги.
В этих условиях основной задачей является модернизация отрасли, формирование качественного конкурентоспособного культурного продукта.
Таким образом, текущее состояние отрасли культуры имеет следующие проблемы:
1) отсутствие качественной и доступной культурной жизни в сельской местности Томской области, ухудшение состояния материально-технической базы учреждений культуры, нехватка квалифицированных специалистов, отсутствие учреждений культуры в отдаленных поселениях, что затрудняет доступ граждан на получение услуг в сфере культуры;
2) отсутствие опыта по компьютеризации отрасли в муниципальных учреждениях культуры, что препятствует созданию единого информационного пространства культуры;
3) недостаточное осуществление гастрольной деятельности народных и профессиональных коллективов из-за финансового дефицита, что приводит к снижению культурного обслуживания сельского населения;
4) недостаточное включение темы культуры в процессы формирования конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности Томской области, а также создания культурных брендов.
5) снижение конкурентоспособности бюджетной культуры по сравнению с коммерческой развлекательной культурой (досуг, книжный рынок, электронные сервисы, антреприза, цирки) и в условиях культурной активности томских вузов, что оказывает влияние на посещаемость и внебюджетные доходы учреждений культуры;
6) кризис культурного «продукта». Ориентация развития области на инновационную экономику предполагает, что культурная жизнь также внесет свой вклад в создание комфортной среды для деятельности инновационных кампаний (работа над качественной современной культурной продукцией - фестивали, экспозиции, издания, коллективы и т. д.).
Целесообразность использования программно-целевого подхода для решения указанных проблем обусловлена следующими факторами:
масштабом и государственной значимостью проблемы развития сферы культуры;
необходимостью комплексной увязки и централизованной координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности решений и исключения дублирования с проводимыми в рамках ведомственной деятельности мероприятиями;
необходимостью нормативного правового обеспечения планируемых к реализации мероприятий, а также организацией эффективной системы управления, мониторинга и контроля их выполнения.