Недействующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях физкультурно-спортивной направленности на 2013-2015 годы" (с изменениями на 25 декабря 2013 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

                                               (в редакции, введенной в действие
Постановлением Администрации Города Томска от 29 октября 2013 года № 1220, -
                                                        см. предыдущую редакцию)

Управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Города Томска осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении 17 образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, из которых: 9 муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей и 8 муниципальных автономных образовательных учреждений дополнительного образования детей. Из них:

- 4 СДЮСШОР (№№ 1, 3, 6 им. В.И. Расторгуева, 16), в числе которых 2 автономных - СДЮСШОР №№ 3, 16;

-13 ДЮСШ (№№ 2, 4, 7, зимних видов спорта, 15, 17, «Светленская», единоборств, бокса, «Победа», ТВС, «Кедр», «УСЦ водных видов спорта» имени В.А. Шевелева), в числе которых 6 автономных - ДЮСШ №№ 2, 17, единоборств, ДЮСШ «Кедр», ДЮСШ «УСЦ водных видов спорта» имени В.А. Шевелева, ДЮСШ «Победа».

Численность занимающихся в учреждениях составляет 10287 человек, из которых на спортивно-оздоровительном этапе обучаются 2467 человек, на этапе начальной подготовки - 5099 человек, на учебно-тренировочном этапе - 2579 человек, на этапе совершенствования спортивного мастерства- 123 человека и на этапе высшего спортивного мастерства - 19 человек.

Из числа занимающихся спортсменов - разрядников 3616 человек. За 2012 год  подготовлено 42 кандидата в мастера спорта, Мастеров спорта России - 5 человек, мастер спорта международного класса - 1 человек.

В учреждениях работают 310 тренеров-преподавателей, из них штатных работников 244 человека, работников по совместительству 66 человек. Из числа штатных работников 184 имеют высшее образование, 40 - среднее, в том числе высшее физкультурное 128 человек, среднее физкультурное 14 человек. Из числа штатных работников имеют высшую квалификационную категорию 79 человек, первую - 43 человек, вторую - 48 человек,  звание Заслуженный тренер России - 9 человек, Заслуженный работник физической культуры и спорта - 5 человек.

Кроме того,  дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.

Вместе с тем, социально-экономическое развитие общества, модернизация российского образования требуют серьезных преобразований существующей системы  путем повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей и  совершенствования их социально-адаптирующих функций.

Сравнительный анализ качественного состава обучающихся в группах спортивной подготовки по видам спорта показывает, что в последние годы в спортивных школах наблюдается рост количества занимающихся из числа детей младшего школьного возраста. Происходит перераспределение количества обучающихся в сторону неолимпийских видов спорта. В результате чего уменьшается количество разрядников, членов сборных команд по видам спорта, особенно по олимпийским видам спорта. Сокращается количество занимающихся подростков старшего возраста, требующих особого внимания.

Необходимо изменение содержания дополнительного образования детей с учетом современных требований и инновационных процессов, совершенствование социально-адаптирующих функций дополнительного образования детей.

В настоящее время более половины тренеров-преподавателей используют модифицированные образовательные программы, единственным «ноу-хау» которых является уменьшение количества учебных часов и более слабые по сравнению с типовой программой показатели контрольно-переводных нормативов по годам и этапам обучения. Отсутствует информационная, методическая и организационная поддержка, обеспечивающая обучающихся и тренеров-преподавателей учебно-методическими пособиями по различным видам спорта. Крайне ограниченно используются современные информационные технологии по причине отсутствия компьютерного оборудования.

Дополнительное образование детей наиболее приближено к запросам населения, призвано гибко реагировать на новые образовательные потребности, что требует от руководителей учреждений новых знаний в области менеджмента. Однако в настоящее время доля руководителей в учреждениях физкультурно-спортивной направленности,  имеющих соответствующее образование, равна 0.

Таким образом, проблема имеет системный характер и характеризуется:

- противоречивой законодательной базой в области физической культуры и спорта;  

- отсутствием систематизации и доступности программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

- дефицитом высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров системы дополнительного образования детей;

- наличием крайне слабой материально-технической базы.

Программа направлена на повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей, совершенствование их социально-адаптирующих функций; обеспечение коренного обновления содержания, модернизацию материально-технической базы, закрепление тренерско-преподавательских кадров в системе дополнительного образования детей.