На предыдущих этапах становления и развития информационного общества в Томской области были созданы некоторые организационно-правовые и информационно-технологические условия для широкого применения ИКТ и современных стандартов связи, в том числе в деятельности органов государственной власти.
Можно выделить 2 этапа в области становления информационного общества в Томской области:
I этап - с 2008 года по 2010 год.
На этом этапе работы проводились в рамках реализации областной целевой программы «Проведение административной реформы в Томской области в 2008 - 2010 годах», утвержденной Законом Томской области от 16 июня 2008 года № 111-ОЗ «Об утверждении областной целевой программы «Проведение административной реформы в Томской области в 2008 - 2010 годах».
Были реализованы следующие мероприятия:
1. Разработаны и переведены на стадию опытной эксплуатации инфраструктурные технологии электронного правительства, заложены элементы организационной инфраструктуры электронного правительства в Томской области.
2. Начала складываться система электронного документооборота.
3. Создан и действовал Совет по развитию информационного общества в Томской области.
На этом этапе также были сделаны шаги в сторону автоматизации управленческого процесса в исполнительных органах государственной власти Томской власти. Начата работа по созданию регионального сегмента единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы «Управление», главной целью которой является повышение качества и оперативности управленческих решений в сфере государственного управления на базе современных методов проектного управления, средств мониторинга, анализа, моделирования и прогнозирования.
II этап- с 2011 года по 2012 год.
На этом этапе мероприятия реализовывались в соответствии с:
1) государственной программой «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Томской области на 2011 - 2013 годы», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 20.07.2011 № 220а «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Томской области на 2011 - 2013 годы»;
2) региональной программой «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в Томской области на 2011 - 2013 годы», утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 30.06.2011 № 619-ра «Об утверждении региональной программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в Томской области на 2011 - 2013 годы» (далее - региональная программа).
Приоритетными задачами вышеуказанных программ являются:
1) формирование правовой и методологической базы информационного общества в Томской области;
2) повышение качества государственного и муниципального управления в Томской области с использованием ИКТ;
3) проведение комплексной оптимизации государственных и муниципальных услуг по сферам общественных отношений, а также совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях;
4) выявление и устранение административных барьеров, возникающих в процессе деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области;
5) создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, соответствующих установленным требованиям;
6) формирование системы мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Решение вышеуказанных задач позволило создать необходимые основы и закрепить результаты предыдущего этапа, которые в рамках настоящей ГП будут использованы для достижения поставленных целей и задач.
На втором этапе произошли изменения в сфере управления информационным развитием Томской области. В соответствии с распоряжением Губернатора Томской области от 17.06.2011 № 190-р «О создании Комиссии по модернизации системы государственного управления в Томской области» создана Комиссия по модернизации системы государственного управления в Томской области. Важными мероприятиями второго этапа стало создание условий для перехода на межведомственное взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Работы по созданию системы межведомственного электронного взаимодействия позволили выявить ряд проблем, решение которых необходимо для реализации мероприятий:
1. Не все органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (прежде всего на уровне поселений) имеют каналы связи, либо пропускная способность существующих - низкая.
2. Наличие ограничений в региональных и муниципальных правовых актах, регламентирующих предоставление государственных и муниципальных услуг.
3. Недостаток квалифицированных кадров в сельской местности в сфере управления, юриспруденции, информатизации.
4. Отсутствие федеральной методической и нормативно-правовой базы.
5. Низкая эффективность бюджетных расходов по мероприятиям.
Основная задача в части перехода на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг - организация обмена сведениями внутри региона, прежде всего, с органами местного самоуправления в поселениях, а также обеспечение нужными сведениями федеральных органов исполнительной власти. Эта задача потребует обеспечения качества и скорости передачи данных через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, защиты передаваемой информации. Разрабатываются соответствующие электронные сервисы.