Исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (далее - Концепция развития Российской Федерации), и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р (далее - Стратегия развития Сибири), стратегической целью развития Сибири и в целом Российской Федерации является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства приоритетные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, как следует из Концепции развития Российской Федерации, Стратегии развития Сибири, достигаются через развитие и модернизацию коммунальной инфраструктуры, обеспечение снижения уровня износа ее объектов.
Стратегия развития Томской области до 2020 года, одобренная постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 «О Стратегии развития Томской области до 2020 года», в качестве стратегической цели развития Томской области обозначает высокий уровень благосостояния населения и стандартов качества жизни, а в числе среднесрочных целей данной Стратегии - развитую инфраструктуру и благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей, что также предполагает проведение модернизации жилищно-коммунального хозяйства Томской области.
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство Томской области, характеризующееся высоким уровнем износа коммунальной инфраструктуры (в среднем 68% на конец 2010 года), требует значительных капитальных вложений. Указанный уровень износа коммунальной инфраструктуры выше среднероссийского (58% на конец 2010 года) и уровня в среднем по субъектам Российской Федерации, входящим в Сибирский федеральный округ (61,82% на конец 2009 года).
Согласно данным Томскстата на конец 2011 года удельный вес протяженности водопроводной сети, нуждающейся в замене, составил 39,2%. Утечки и неучтенный расход воды в сетях водоснабжения в 2009 году составили 36,6% ко всей подаче воды, в 2010 году - 35,3%, в 2011 году - 34,4%. Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, в Томской области значительно превышает среднероссийский уровень (21,3% на конец 2010 года) и средний уровень по субъектам Российской Федерации, входящим в Сибирский федеральный округ (18,24% на конец 2009 года).
Количество аварий в системе водоснабжения: в 2009 году - 568 ед., в 2010 году - 275 ед., в 2011 году - 325 ед.
Удельный вес протяженности канализационных сетей, нуждающихся в замене на конец 2011 года, - 56,7%, удельный вес главных коллекторов, нуждающихся в замене, - 56%, удельный вес внутриквартальной и внутридворовой канализационной сети, нуждающейся в замене, - 66,7%.
Количество аварий в системе водоотведения: в 2009 году - 43 ед., в 2010 году - 36 ед., в 2011 году - 32 ед.
Удельный вес тепловых и паровых сетей, нуждающихся в замене на конец 2011 года, - 31,6%. В 2009 и 2010 годах он составлял соответственно 21,8% и 28,6%. Техническое состояние тепловых и паровых сетей приводит к значительным потерям тепловой энергии. В 2011 году эти потери составили 18,7% от общего количества поданного в сеть тепла, в 2010 году - 17,0%, а в 2009 году - 17,1%. Аналогичные среднероссийский показатель и средний показатель по субъектам Российской Федерации, входящим в Сибирский федеральный округ, составляли 10,6% (на конец 2010 года) и 13,02% (на конец 2009 года) соответственно.
Количество аварий в системе отопления в Томской области: в 2009 году - 110 ед., в 2010 году - 38 ед., в 2011 году - 43 ед.
Одним из главных условий надежности работы коммунального комплекса является обеспеченность объектов коммунальной инфраструктуры резервными источниками энергоснабжения.
Согласно пункту 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 30.09.2009 № ДК-П-9-137пр в субъектах Российской Федерации должны быть реализованы региональные программы по обеспечению резервными автономными источниками энергоснабжения социально значимых объектов и объектов жизнеобеспечения.
По состоянию на 01.01.2012 на территории Томской области имеются 63 дизель-электрических установки общей мощностью 4,0 МВт, посредством которых обеспечивается резервное энергоснабжение котельных. Однако для полного обеспечения резервными источниками энергоснабжения котельных в Томской области требуется приобретение еще 75 дизель-электрических установок общей мощностью 4,9 МВт.
В связи с тем, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время не обладает инвестиционной привлекательностью, имеет место низкий уровень активности частных инвесторов. Данная ситуация обусловлена длительными сроками возврата инвестиций и опережающим ростом цен на энергетические ресурсы (газ, электрическая энергия, уголь). Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области в силу ограниченных возможностей местных бюджетов не в состоянии самостоятельно обеспечить проведение модернизации коммунальной инфраструктуры, функционирующей на территории муниципальных образований.
Результатом отсутствия достаточного финансирования мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры станет дальнейший рост утечек и неучтенного расхода воды в сетях водоснабжения, потерь в тепловых и паровых сетях, количества аварий в системах отопления, водоснабжения и водоотведения, тарифов на коммунальные услуги.
Ввиду серьезности указанных проблем их комплексное решение представляется возможным только в рамках программно-целевого подхода за счет вложения в модернизацию коммунальной инфраструктуры Томской области как привлеченных частных инвестиций, так и средств областного и местных бюджетов.