Общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области на 01.01.2012 составляет 4 009 км, из них:
по техническим категориям: | по типам покрытий: | |||||
I | - 13 км, | 0,3% | с цементобетонным покрытием | - 28 км, | 0,7% | |
II | - 91 км, | 2,3% | с асфальтобетонным покрытием | - 1 779 км, | 44,4% | |
III | - 1 434 км, | 35,8% | с гравийным покрытием | - 1 488 км, | 37,1 % | |
IV | - 2 123 км, | 53,0% | грунтовых дорог | - 714 км, | 17,8 % | |
V | - 214 км, | 5,3% | ||||
Вне категории - 134 км, 3,3% |
Наличие мостов и путепроводов на 01.01.2012: всего - 190/11 876 шт./п.м., в том числе:
- железобетонные - 114/5 962 шт./п.м.;
- металлические - 35/4 795 шт./п.м.;
- деревянные - 41/1 119 шт./п.м.
Кроме того, в зимнее время сооружаются 20 ледовых переправ длиной 8 124 м.
В настоящее время основная доля автомобильных дорог и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов. Сеть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения имеет недостаточную плотность, 208 сельских населенных пунктов с численностью 47,8 тыс. человек не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования, техническое состояние значительной части автомобильных дорог по своим параметрам не соответствует техническим нормам и возросшей интенсивности движения.
Из 190 мостов, находящихся на дорогах общего пользования Томской области, 39 мостов не соответствуют нормативным техническим характеристикам по состоянию и по безопасности в той или иной степени. Состояние некоторых мостов не может быть доведено до нормативных требований путем проведения капитального ремонта, то есть мосты являются ремонтонепригодными.
Около 84,6% протяженности автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения не соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, что приводит к повышению себестоимости автомобильных перевозок и снижению конкурентоспособности продукции предприятий.
Более половины автомобильных дорог местного значения не имеет твердого покрытия. На территории, не имеющей выхода в сеть автомобильных дорог общего пользования, 208 населенных пунктов области не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования.
Опережение роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности в сети автомобильных дорог общего пользования.
Недостаточный уровень развития дорожной сети, в том числе и улично-дорожной сети населенных пунктов, приводит к значительным потерям для экономики и населения и является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития области.
Таблица 1. Целевые показатели по регионам
№ | Наименование показателя | Ед. изм. | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
1. | Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с твердым покрытием | ||||
Российская Федерация | км | 455610 | 449859 | 450055 | |
Сибирский федеральный округ | км | 80865 | 80891 | 81097 | |
Томская область | км | 3237 | 3257 | 3294 | |
Кемеровская область | км | 5367 | 5367 | 5424 | |
Красноярский край | км | 11794 | 11824 | 11834 | |
Новосибирская область | км | 9929 | 9965 | 10011 | |
2. | Плотность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с твердым покрытием на 1000 кв. км территории области | ||||
Российская Федерация | км | 26,68 | 26,38 | 26,39 | |
Сибирский федеральный округ | км | 15,81 | 15,88 | 15,92 | |
Томская область | км | 10,29 | 10,28 | 10,39 | |
Кемеровская область | км | 56,20 | 56,20 | 56,80 | |
Красноярский край | км | 5,04 | 5,05 | 5,06 | |
Новосибирская область | км | 55,72 | 55,92 | 56,18 | |
3. | Доля населенных пунктов не обеспеченных регулярным транспортным сообщением | ||||
Российская Федерация | % | 32,0 | Информация | 31,03 | |
Сибирский федеральный округ | % | 21,2 | 20,34 | ||
Томская область | % | 37,9 | 37,52 | ||
Кемеровская область | % | 14,6 | 14,6 | ||
Красноярский край | % | 6,3 | 6,15 | ||
Новосибирская область | % | 28,2 | 27,81 |
Для создания динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики, обеспечивающей высокий уровень доходов населения, необходимо наличие развитой инфраструктуры в регионе, что является одной из основных целей Программы социально-экономического развития Томской области на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года.
Развитие социально-экономических связей с соседними регионами обуславливает создание новых автодорожных коридоров, а реализация в области социальных проектов требует обеспечения их транспортной доступности.
Создание современной сети автомобильных дорог общего пользования, соответствующей потребностям пользователей и экономики, требует вложения значительных средств в реконструкцию существующих автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованием, и строительство автомобильных дорог на новых направлениях, необходимых для внутриобластных и межрегиональных связей.
С учетом финансовых возможностей и приоритетности задач экономического и социального развития области совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области осуществляется последовательно по основным направлениям.
Основные направления развития сети автомобильных дорог общего пользования Томской области определены Стратегией развития транспортной системы Томской области в 2008 - 2025 годах и федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)».
Для реализации в Томской области мероприятий указанных программ в период 2011 - 2015 годов разработана долгосрочная целевая программа «Развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области на 2011 - 2015 годы», которая обеспечит концентрацию бюджетных ассигнований на финансировании первоочередных мероприятий и выполнение их в нормативные сроки.
Мероприятия Программы направлены на улучшение доступности и повышение пропускной способности транспортной инфраструктуры.
Решение поставленных в Программе задач носит долговременный характер, что обусловлено необходимостью изменения качественного состояния автодорожной сети Томской области, значительными масштабами работ, большой продолжительностью реализации основных мероприятий.