Для реализации поставленной цели и решения задач Программы, достижения планируемых значений показателей предусмотрено выполнение комплекса программных мероприятий (приложения №№ 4, 4.1, 4.2, 5 к Программе).
Реализацию мероприятий предполагается осуществлять с учетом приоритетности проектов:
направленных на повышение безопасности дорожного движения, устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
направленных на развитие межрегиональных связей;
предусматривающих реконструкцию мостов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, а также замену деревянных мостов на капитальные мосты;
направленных на строительство подъездов к сельским населенным пунктам для обеспечения их круглогодичной связью по дорогам с твердым покрытием с дорожной сетью общего пользования;
направленных на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений, обеспечивающих подъезды к особым экономическим зонам.
В соответствии со Стратегией развития транспортной системы Томской области в 2008 - 2025 годах программные мероприятия поделены на:
стратегические проекты, направленные на решение стратегических задач, имеющих важное социально-экономическое значение для Томской области и Российской Федерации в целом, обеспечивающие рост транспортного потенциала Томской области;
проекты внутрирегионального развития, направленные на укрепление региональных связей внутри Томской области и обеспечение транспортной доступности удаленных населенных пунктов.
1. Стратегические проекты Томской области:
1) строительство и реконструкция Северной широтной автомобильной дороги «Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск» на территории Томской области.
Проект имеет международное значение, его реализация обеспечит прямой выход из ХМАО и ЯНАО в восточном направлении через автодороги юга Сибири в страны Центральной и Восточной Азии, кроме того позволит создать развитую транспортную инфраструктуру, которая будет способствовать экономическому развитию регионов в зоне тяготения дороги, хозяйственному освоению прилежащих территорий, создаст повышенный спрос грузообразующих отраслей на услуги пассажиро- и грузоперевозок, транзит грузов и пассажиров из ХМАО-Югры, ЯНАО, северных районов Свердловской области в регионы юга Сибири и Дальнего Востока.
Северная широтная дорога, проходя через населенные пункты с. Каргала, с. Инкино, д. Могильный Мыс, с. Парабель, с. Каргасок, с. Средний Васюган, обеспечит устойчивую круглогодичную связь опорной транспортной сети Томской области: г. Томска с Парабельским и Каргасокским районами и появление автодорожной связи с Александровским районом и г. Стрежевой. Реализация проекта будет способствовать укреплению системы расселения и уменьшению транспортной дискриминации в северных районах Томской области, позволит обеспечить долгосрочный пакет заказов дорожным строительным организациям области; решению проблемы безработицы в районах прохождения и тяготения автодороги; повышению инвестиционной привлекательности левобережья и северных районов Томской области.
В рамках реализации данной Программы необходимо завершить реконструкцию существующих участков автодороги Могильный Мыс - Парабель - Каргасок 80 - 103 км (в том числе строительство ремонтонепригодного моста через реку Чигас), 15 - 30 км, реконструировать участок 65 - 80 км и начать реконструкцию на участке 123 - 143 км;
2) реконструкция автомобильной дороги Камаевка - Асино - Первомайское на участке км 0 - км 53 в Томской области.
Участок км 0 - км 53 автомобильной дороги Камаевка - Асино - Первомайское III технической категории с двумя полосами движения и шириной проезжей части 7,0 м входит в состав автодорожного маршрута Томск - Асино, который проходит по району основной концентрации промышленного и сельскохозяйственного производства области и является автодорожным стержнем, обеспечивающим экономические, административные связи и оперативность в доставке грузов и пассажиров между населенными пунктами Асиновского, Зырянского, Тегульдетского. Первомайского и Томского районов области с городом Томском. Кроме межрайонных и межрегиональных связей по автомобильной дороге осуществляются межобластные связи с Кемеровской областью, Красноярским краем, республикой Хакасией и другими регионами Западной и Восточной Сибири.
На территории Томской области в рамках государственно-частного партнерства в ближайшее время завершается реализация крупного инвестиционного проекта по организации производства древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ), включенного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в перечень приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов. Общий планируемый объем перевозок лесных грузов в области к 2017 году составит 2,6 - 3,0 млн. куб. м в год. Необходимые запасы древесины расположены на расстоянии до 200 километров в Первомайском, Асиновском, Зырянском и Тегульдетском районах Томской области, которые связаны с областным центром единственной автомобильной дорогой общего пользования Томск - Асино - Первомайское. Магистраль построена в 1970 - 1980-е годы и не рассчитана на большегрузные транспортные средства и планируемую интенсивность движения (в перспективе до 2031 года 7056 автомобилей в сутки). Перегруженность трассы приводит к росту аварийности.
В рамках Программы, в целях обеспечения безопасного движения транспортных потоков в обе стороны, с учетом вывоза древесины крупногабаритным транспортом необходимо выполнить реконструкцию автодорожного маршрута Томск - Асино в Томской области протяженностью 99 км до II технической категории.
В наличии имеется проектная документация на реконструкцию автомобильной дороги Томск - Мариинск, на участке км 0 - км 5 (рабочий проект ОАО Гипродор НИИ 2003 г.) Проект требует корректировки. Ориентировочная стоимость реконструкции автодороги 434 ,3 млн. рублей в ценах 2012 года.
Участок автомобильной дороги Томск - Мариинск 0 - 46 км подготовлен к передаче в федеральную собственность в составе автомобильной дороги Томск - Мариинск на всем протяжении совместно с Администрацией Кемеровской области, документы находятся на рассмотрении в Федеральном дорожном агентстве Минтранса России.
В настоящее время разрабатана документация на реконструкцию автодороги Камаевка - Асино - Первомайское под II техническую категорию на участке км 0 - км 53, сметная стоимость - 2 ,72 млрд. рублей в действующих ценах;
3) реконструкция автомобильной дороги Томск - Аэропорт на участке 10 - 20 км в Томском районе Томской области.
Автомобильная дорога Томск - Аэропорт имеет важное социально-экономическое значение. Она обеспечивает въезд в областной центр, соединяя Аэропорт «Богашево» с городом.
С появлением в Томской области особой экономической зоны технико-внедренческого типа грузо- и пассажиропоток на данной автодороге увеличился кратно.
В настоящее время автодорога Томск - Аэропорт имеет несколько участков с повышенной степенью возможного возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Реконструкция автодороги позволит увеличить пропускную способность и устранить места концентрации дорожно-транспортных происшествий.
В связи с дефицитом бюджетных средств участок 10 - 20 км автодороги Томск - Аэропорт был разбит на пусковые комплексы. В сентябре 2009 года было введено в эксплуатацию 2,9 км автодороги.
Для обеспечения устойчивого функционирования и развития создаваемой на территории Томской области особой экономической зоны необходимо завершение реконструкции автомобильной дороги Томск - Аэропорт, на участке ПК 120 - ПК 162+8 протяженностью 4,28 км;