Удовлетворенность населения медицинской помощью является очень важным параметром, оцениваемым органами управления здравоохранения с целью формирования оптимальных условий функционирования системы здравоохранения. Данный показатель зависит от ряда субъективных (ощущения пациента) и объективных факторов. Единого подхода к оценке удовлетворенности медицинской помощью на территории России нет. Медицинские услуги являются специфичными услугами, и в большинстве случаев пациент не может быть контролером качества медицинской помощи.
Концепция ВОЗ предполагает три аспекта качества: качество структуры (оснащенность, обеспеченность), качество процесса (соблюдение технологий) и качество результатов. Чаще всего представления самих пациентов о том, где, кто и какого рода медицинскую помощь им должен оказать, формируются на основании жизненного опыта, в который входят полученное образование, интерес к медицинской тематике, перенесенные заболевания и их исход, результаты контактов с медицинскими работниками и причины, побудившие обратиться за медицинской помощью. Оценивая такой параметр, как удовлетворенность медицинской помощью, необходимо учитывать уровень образования пациента. К числу групп населения, наименее удовлетворенных медицинским обслуживанием, относятся лица с высшим и незаконченным высшим образованием, а также лица с низкой самооценкой здоровья.
Степень удовлетворенности пациентов качеством оказываемой медицинской помощи на территории Томской области определяется по следующим критериям:
- удовлетворенность организацией работы структурных подразделений медицинских организаций;
- возможность получения медицинской помощи в сроки, определенные Территориальной программой государственных гарантий;
- отношение медицинского персонала к пациенту;
- причины и частота получения медицинских услуг на платной основе.
Анализируя удовлетворенность медицинской помощью в Томске и Томской области , необходимо отметить, что в настоящее время данный показатель варьирует в пределах 42,0 - 66,8% (в зависимости от вида медицинской помощи), что может быть обусловлено высоким образовательным статусом жителей области, а также сложившимся (за последнее время) негативным стереотипом в отношении отечественного здравоохранения.
Таблица 23
Объемы высокотехнологичной медицинской помощи,
которой планируется обеспечить жителей субъекта
в федеральных медицинских учреждениях за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета и в медицинских
учреждениях в рамках территориальной программы
государственных гарантий за счет средств областного бюджета
| Объемы оказания ВМП, в |
|
| ||||||||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Абдоминальная | 127 | 145 | 178 | 200 | 95 | 9 | 24 | - | - | - | 118 | 121 | 128 | 128 | 105 |
Акушерство и | 24 | 1 | - | - | 256 | 24 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | 25 |
Акушерство и | 2 | 12 | - | - | - | - | 12 | - | - | - | 2 | - | - | - | - |
Гастроэнтерология | 1 | 1 | - | - | - | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Гематология | 6 | 6 | - | - | - | 6 | 6 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Дерматовенерология | 3 | 2 | - | - | - | 3 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Комбустиология | 0 | 0 | - | - | - | 0 | 0 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Неврология | 21 | 38 | - | - | - | 21 | 35 | - | - | - | - | 3 | - | - | - |
Неонатология и | 0 | 0 | - | - | 39 | 0 | 0 | - | - | - | - | - | - | - | 10 |
Нейрохирургия | 84 | 109 | - | 20 | 97 | 78 | 105 | - | - | - | 6 | 4 | - | 20 | 20 |
Онкология | 933 | 938 | - | - | 144 | 933 | 938 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Оториноларингология | 113 | 150 | - | - | - | 113 | 150 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Оториноларингология | - | 21 | - | - | - | - | 21 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Офтальмология | 23 | 62 | - | - | 110 | 23 | 62 | - | - | - | - | 2 | - | - | - |
Педиатрия | 32 | 42 | - | - | - | 32 | 42 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Сердечно-сосудистая | 1667 | 1813 | 784 | 800 | 800 | 1499 | 1611 | - | - | - | 168 | 202 | 205 | 205 | 205 |
Торакальная хирургия | 0 | 0 | - | - | - | 0 | 0 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Травматология и | 238 | 95 | - | - | 34 | 238 | 93 | - | - | - | - | 2 | - | - | - |
Травматология и | 2 | 225 | 46 | 46 | 46 | - | 219 | - | - | - | 2 | 6 | 20 | 20 | 10 |
Трансплантация | 5 | 6 | - | - | - | 5 | 6 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Урология | 6 | 3 | - | - | - | 6 | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Челюстно-лицевая | 5 | 3 | - | - | - | 5 | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Эндокринология | 1 | 3 | - | - | 10 | 1 | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Итого | 3305 | 3693 | 1908 | 1966 | 2131 | 3009 | 3353 | - | - | - | 296 | 340 | 353 | 353 | 375 |
Таблица 24
Степень удовлетворенности населения качеством оказания
медицинской помощи по данным Департамента здравоохранения
и ОГУ "Томский территориальный фонд
обязательного медицинского страхования"
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 |
Удовлетворенность медицинской помощью, % | 38,4 | 40,1 | 42,0 |
Удовлетворенность качеством медицинской помощи (% от числа | 83,7 | 79,4 | 64,5 |
Удовлетворенность качеством медицинской помощи (% от числа | 50,6 | 61,3 | 60,0 |
Удовлетворенность качеством медицинской помощи (% от числа | 53,3 | 66,5 | 66,8 |
По результатам проведенных социологических опросов состояние здравоохранения оценивается респондентами, в основном, как удовлетворительное . При проведении опросов основными проблемами в первичном звене здравоохранения являются: недостаточное количество талонов к врачам узких специальностей; отсутствие необходимых специалистов; недостаточное количество или отсутствие современного медицинского оборудования; наличие очередей на прием к участковому врачу; большая загруженность терапевтов и педиатров, включающая, кроме приемов, выезды на дом, проведение дополнительной диспансеризации и оформление медицинской документации. В работе участкового врача респондентов не удовлетворяет отсутствие желаемых результатов, отношение врача к пациенту, а также уровень квалификации и график работы специалистов. В организации работы структурных подразделений поликлиник респондентов больше всего не удовлетворяет наличие очередей, отношение медицинского персонала к пациенту и квалификация специалистов (по мнению пациента). В случае получения услуг на платной основе пациенты, как правило, недовольны отсутствием или нехваткой узких специалистов и современного медицинского оборудования.
Рис. 3. Оценка состояния здравоохранения
Томской области по результатам анкетирования
Рисунок не приводится.
удовлетворенности респондентов качеством оказания медицинской помощи в стационарах (табл. 24) составила в первом полугодии 2010 года 64,5%, в 2009 году - 79,4%, в 2008 году - 83,7%. Основной проблемой, отмечаемой респондентами, является ожидание плановой госпитализации более одного месяца. Показатель удовлетворенности респондентов лекарственным обеспечением в стационарах является одним из самых негативных, так как в большинстве анкет необходимость приобретения лекарственных препаратов за собственные средства стала основной причиной неудовлетворенности респондентов качеством оказания медицинской помощи в стационаре.
Кроме того, проведенное исследование показало, что качество и эффективность лечения в условиях стационара определялись своевременностью назначения и выполнения диагностических исследований и процедур. Таким образом, деонтологические аспекты поведения медицинского персонала неизбежно сказывались на качестве лечения и напрямую увязывались с выполнением профессиональных обязанностей. Основные предложения респондентов по улучшению организации медицинского обслуживания, определенные в ходе опроса, были следующие: улучшить лекарственное обеспечение в стационарах; улучшить оснащение медицинских организаций современным диагностическим оборудованием; укомплектовать штаты в медицинских организациях; материально заинтересовать медицинский персонал в добросовестном труде и оказании качественной медицинской помощи.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований по изучению механизмов формирования удовлетворенности пациентов медицинской помощью с позиции системного подхода. В настоящее время Департамент здравоохранения совместно с ОГУ "Томский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (ОГУ "ТТФОМС") и страховые медицинские организации планируют разработать методику определения рейтинга медицинских организаций, участвующих в реализации областной Программы ОМС. Для формирования публичности мнений граждан о качестве медицинской помощи публиковать в областных печатных изданиях и на сайте Администрации Томской области, Администрации г. Томска, ОГУ "ТТФОМС" статистические сведения об обращениях граждан, связанные с работой медицинских учреждений, а также результаты проверок медицинских учреждений.
Сегодня на территории Томска и Томской области сформирована и развивается система контроля качества медицинской помощи. Контроль осуществляется одновременно несколькими структурами: медицинскими учреждениями, органами здравоохранения, медицинскими ассоциациями, страховыми медицинскими организациями, фондом ОМС. Согласно основным положениям об экспертизе качества (принятым на территории Томской области) большая часть экспертиз качества медицинской помощи проводится в плановом порядке, при этом в полном объеме осуществляется анализ медицинской документации по обращениям застрахованных граждан. По данным ОГУ "ТТФОМС", количество жалоб с 2006 по 2009 год продолжает расти, однако доля обоснованных жалоб по отношению к общему количеству уменьшается .
Таблица 25