Действующий

Об утверждении региональной программы модернизации здравоохранения Томской области на 2011 - 2012 годы (с изменениями на 13 декабря 2013 года)

2.4. Совершенствование деятельности
скорой медицинской помощи


По состоянию на 01.01.2011 скорую медицинскую помощь населению оказывает МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" и отделения скорой медицинской помощи в составе ЦРБ. Всего за 2010 год выполнено 366711 вызовов СМП, или 0,351 на одного жителя. Данный показатель выше федерального норматива на 6,4%. В структуре вызовов СМП 77,3% приходится на оказание неотложной помощи и оказание текущей помощи хроническим больным, что удорожает оказание первичной помощи и необоснованно увеличивает объемы. Совершенствование организации СМП в 2011 - 2012 годах направлено на внедрение неотложной помощи в составе амбулаторного звена. Неотложная помощь будет выведена из деятельности СМП и передана на первичное звено здравоохранения. Таким образом, будет достигнуто взаимодействие первичного звена через единую диспетчерскую службу.

Для включения в тарифы на оплату медицинской помощи за счет ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100000 рублей за единицу.

С целью подготовки включения скорой медицинской помощи в состав программы ОМС с 2013 года в рамках программы модернизации в 2011 - 2012 годах предполагается провести ряд мероприятий: в частности планируется проведение капитального ремонта здания и оснащение службы скорой медицинской помощи г. Томска и районов области соответствующим медицинским оборудованием, необходимым для оказания данного вида помощи.

В больницах районов области планируется приобретение автомобилей скорой медицинской помощи и обучение врачей, а также среднего медицинского персонала. Планируется разработка алгоритмов работы диспетчерской службы, что позволит селекционировать вызовы, требующие оказания экстренной медицинской помощи, а при отсутствии такой необходимости - перенаправить пациента в поликлинику или службу неотложной помощи.

В целях совершенствования оказания скорой медицинской помощи населению области в соответствии с  Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.08.2010 N 586н "О внесении изменений в порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 N 179" планируется открытие на базе многопрофильных больниц для оказания скорой медицинской помощи отделений экстренной медицинской помощи (врачом, фельдшером) до профильного отделения с целью оптимизации времени пребывания пациента в приемном отделении. Данные отделения планируется открыть в 3 многопрофильных больницах г. Томска и 7 межмуниципальных центрах. Таким образом, при доставке пациента в приемное отделение круглосуточных стационаров в ходе медицинской эвакуации не будет прерван процесс оказания медицинской помощи.

Также в 2012 году будет открыта единая диспетчерская служба. Указанные мероприятия позволят не только оптимизировать деятельность службы скорой медицинской помощи, но и облегчить ее переход с бюджетной системы финансирования на страховую.

«В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 06.04.2012 № 286 «О внесении изменения в пункт 7 Правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», а также распоряжением Правительства Российской Федерации  от 27.12.2010 № 2396-р на реализацию мероприятий Программы в 2012 году  для Томской области предусмотрена субсидия из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 1 547 543,0 тыс. рублей, в том числе 11 472,0 тыс. рублей - на оснащение санитарного транспорта бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств и оснащение диспетчерских служб станций (отделений) скорой медицинской помощи (далее - дежурная диспетчерская служба СМП) навигационно-информационным оборудованием  для мониторинга и управления санитарным транспортом, функционирующим  с использованием систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В рамках реализации вышеуказанных мероприятий планируется:

1) оснащение 170 единиц санитарного транспорта бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств из расчета 38,89 тыс. рублей  на единицу транспорта на общую сумму 6 611,3 тыс. рублей;

2) оснащение 24 дежурных диспетчерских служб СМП 21 учреждения здравоохранения Томской области из расчета 202,53 тыс. рублей на оснащение одной дежурной диспетчерской службы СМП на общую сумму 4 860,7 тыс. рублей.

Таким образом, общая сумма на оснащение санитарного транспорта и дежурных диспетчерских служб СМП составляет 11 472,0 тыс. рублей.

Перечень учреждений здравоохранения Томской области, оснащаемых оборудованием ГЛОНАСС, представлен в таблице 11.1.

Таблица 11.1



Перечень
учреждений здравоохранения Томской области,
оснащаемых оборудованием ГЛОНАСС

№ п/п

Наименование учреждения

Автомобили скорой медицинской помощи в учреждении

Дежурно-диспетчерские службы учреждения

Всего средств ГЛОНАСС
на учреждение
(тыс. рублей)

коли-чество (шт.)

стоимость оснащения ГЛОНАСС
(тыс. рублей)

коли-чество (шт.)

стоимость оснащения ГЛОНАСС
(тыс. рублей)

1.

МАУЗ «Александровская ЦРБ»

4

155,56

1

202,53

358,09

2.

МБУЗ «Асиновская ЦРБ»

8

311,12

1

202,53

513,65

3.

МБУЗ «Бакчарская ЦРБ»

7

272,23

2

405,05

677,28

4.

МБУЗ «Верхнекетская ЦРБ»

3

116,67

1

202,53

319,20

5.

МБУЗ «Зырянская ЦРБ»

3

116,67

1

202,53

319,20

6.

МБУЗ «Каргасокская ЦРБ»

8

311,12

1

202,53

513,65

7.

МБУЗ «Кожевниковская ЦРБ»

4

155,56

1

202,53

358,09

8.

МБУЗ «Колпашевская ЦРБ»

10

388,90

1

202,53

591,43

9.

МБУЗ «Кривошеинская ЦРБ»

7

272,23

2

405,05

677,28

10.

МБУЗ «Молчановская ЦРБ»

5

194,45

1

202,53

396,98

11.

МБУЗ «Парабельская ЦРБ»

4

155,56

1

202,53

358,09

12.

МБУЗ «Первомайская ЦРБ»

5

194,45

2

405,06

599,51

13.

МБУЗ «Тегульдетская ЦРБ»

4

155,56

1

202,53

358,09

14.

МБУЗ «Томская ЦРБ»

9

350,01

1

202,53

552,54

15.

МУ «Светленская РБ № 1»

9

350,01

1

202,53

552,54

16.

МБУЗ «Моряковская участковая больница»

4

155,56

1

202,53

358,09

17.

МБУЗ
«Чаинская ЦРБ»

5

194,45

1

202,53

396,98

18.

МБУЗ
«Шегарская ЦРБ»

4

155,56

1

202,53

358,09

19.

МБУЗ
«Городская больница»
г. Стрежевой

7

272,23

1

202,53

474,76

20.

МБУЗ МСЧ
г. Кедрового

4

155,56

1

202,53

358,09

21.

МБЛПУ
«Станция скорой медицинской помощи»

56

2 177,84

1

202,53

2 380,37

Итого

170

6 611,30

24

4 860,70

11 472,00»;

В связи с вышеизложенным в рамках Программы будут реализованы мероприятия по совершенствованию и реорганизации службы скорой медицинской помощи в Томской области с централизацией ее управления. Планируется повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, укрепить материально-техническую базу станций и отделений скорой медицинской помощи, развить отделения экстренной медицинской помощи на базе стационарных учреждений области, улучшить взаимодействие со структурами догоспитальной помощи и стационарами.

В целях совершенствования оказания скорой медицинской помощи населению Томской области в соответствии с действующими нормативными актами Минздравсоцразвития России планируется на базе многопрофильных больниц для оказания скорой медицинской помощи создание отделений экстренной медицинской помощи. Отделения будут оказывать скорую медицинскую помощь больным по принципу маршрутизации больных от начала эвакуации бригадой скорой помощи (врачом, фельдшером) до профильного отделения с целью оптимизации времени пребывания больного в приемном отделении. В результате при доставке больного в приемное отделение круглосуточных стационаров не будет прерван процесс оказания помощи больным. Осуществление ротации кадров будет способствовать сохранению квалификации медицинских работников и непрерывности наблюдения и оказания медицинской помощи больным.

Таким образом, реформирование системы здравоохранения Томской области позволит сбалансировать объемы оказания медицинской помощи по видам до федерального норматива. Кроме того, дефицит врачебных кадров СМП (35,57%) будет компенсирован в результате реорганизации СМП, которая предусматривает организацию отделений экстренной медицинской помощи в стационарах, объединенных с отделениями СМП. В результате интеграции специалистов недостаточная укомплектованность будет восполнена за счет ротации кадров, обеспечивающих работу СМП.

Обоснование нормативов объемов медицинской помощи по Территориальной программе государственных гарантий Томской области на 2010 - 2011 гг.

Нормативы объемов медицинской помощи измеряются следующими показателями:

- необходимым объемом амбулаторно-поликлинической помощи в связи с заболеваемостью, профилактическим и диспансерным обслуживанием, выраженным в числе посещений к врачам (включая посещение врачами на дому), дифференцированным по врачебным специальностям, в расчете на 1 человека в год;

- необходимым объемом стационарной помощи, выраженным в числе койко-дней круглосуточного пребывания в стационаре в расчете на 1 человека в год, определяемым требуемым уровнем госпитализации и средней длительностью стационарного лечения;

- числом вызовов скорой медицинской помощи в расчете на 1 человека в год;

- числом пациенто-дней лечения в дневном стационаре в расчете на 1 человека в год.

При установлении норматива учитываются уровень и структура заболеваемости населения в области, а также изменение технологий оказания медицинской помощи: внедрение стационарозамещающих технологий лечения, необходимость усиления профилактической работы и др. С учетом всех вышеизложенных факторов фактические и планируемые объемы медицинской помощи и планируемые нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для Томской области на 2011 - 2012 гг. представлены в , . В Томской области в планах на 2011 и 2012 годы акцент сделан в пользу увеличения объемов амбулаторно-поликлинической помощи и снижения объемов стационарной помощи.