Главная цель модернизации отрасли здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи - в настоящее время может быть достигнута с помощью активного применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности медицинских учреждений: организации оказания медицинской помощи, поддержке лечебного процесса, контроле качества оказания медицинской помощи, управлении деятельностью медицинского учреждения.
Необходимым условием достижения основной цели является создание развитой информационно-коммуникационной среды регионального здравоохранения, решающей задачи:
- мониторинга процессов по различным направлениям системы здравоохранения Томской области, в том числе связанным с состоянием здоровья населения Томской области, в том числе рождаемости, смертности, заболеваемости;
- создания системы персонифицированного учета медицинских услуг и ресурсов на их оказание как на региональном уровне, так и в каждом медицинском учреждении;
- мониторинга реализации региональных целевых программ здравоохранения Томской области;
- контроля сроков, объемов, условий и качества оказания медицинской помощи;
- контроля за эффективностью расходования средств на медицинское и лекарственное обслуживание населения;
- информирования граждан в вопросах организации медицинской помощи, здорового образа жизни и профилактики заболеваний и оказания услуг в электронном виде;
- непрерывного обучения и активного профессионального взаимодействия медицинских и фармацевтических специалистов.
Среди перечисленных задач ключевой является задача создания системы персонифицированного учета медицинской помощи и ресурсов на их оказание. Комплексная и адекватная система персонифицированного учета медицинских услуг в рамках ведения электронной медицинской карты обеспечит возможность комплексной оценки здоровья конкретного человека и населения Томской области в целом.
В связи с вышеизложенным приоритетными направлениями (мероприятиями) внедрения современных информационных систем в здравоохранение являются:
1. Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, ведение электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота.
2. Ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта Российской Федерации.
В рамках указанных направлений должны быть решены следующие задачи:
1) обеспечение уровня оснащенности всех медицинских учреждений компьютерным оборудованием и общесистемным программным обеспечением, достаточного для реализации выше указанных мероприятий;
2) организация локальных сетей в медицинских учреждениях;
3) обеспечение защиты персональных данных в медицинских учреждениях;
4) организация регионального информационного ресурса, обеспечивающего информационный обмен между медицинскими учреждениями, ДЗТО, ТТФОМС и страховыми медицинскими организациями, а также хранение в анонимизированном виде медицинской информации, информации о медицинских учреждениях, медицинских работниках;
5) организация широкополосных каналов связи и информационного обмена между региональным информационным ресурсом и федеральным информационным ресурсом, ДЗТО, ТТФОМС и другими участниками системы обязательного медицинского страхования;
6) организация широкополосных каналов связи и обеспечение информационного обмена между каждым медицинским учреждением и региональным информационным ресурсом;
7) масштабирование и развитие существующих медицинских информационных систем;
8) внедрение систем электронного документооборота, в том числе для осуществления статистического наблюдения, а также мониторинга реализации различных целевых программ здравоохранения Томской области;
9) запись к врачу в электронном виде, включая выдачу направлений на прием к врачу-специалисту, диагностические исследования и госпитализацию, а также мониторинг сроков ожидания плановой медицинской помощи;
10) внедрение систем передачи телемедицинских данных.