Стационарную помощь жителям Томской области оказывает 54 учреждения здравоохранения подчинения Минздравсоцразвития России (вкл. 4 диспансера, имеющих стационары). Больничные учреждения составляют 62,5% от общего числа медицинских организаций. Плановая мощность стационаров Томской области составляет 10280 коек или 98,5 койки на 10000 населения, что выше федерального норматива на 11,9%.
Плановая мощность стационаров муниципальных и областных государственных медицинских учреждений составляет 8253 койки, или 79,1 койки на 10000 населения. Использование плановой мощности стационаров в 2010 году при фактической занятости койки 302 дня составило 91,5%.
Планомерная работа по усилению контроля за соблюдением стандартов лечения, интенсификации стационарных методов лечения, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи позволила сократить в 2010 году среднее число дней пребывания больного на койке на 17% к уровню 2005 года (с 17,0 до 14,0 дней соответственно) при отсутствии роста больничной летальности.
В оказании медицинской помощи жителям Томской области участвуют учреждения федерального подчинения, находящиеся на территории Томской области. Структурирование коечного фонда в соответствии с потребностью населения в качественной медицинской помощи и обеспечении этапности специализированной помощи позволило сократить избыточный и неэффективно работающий коечный фонд областных и муниципальных учреждений здравоохранения на 4,4% и увеличить среднюю занятость койки в году в среднем до 302 дней при снижении средней продолжительности пребывания пациента на койке до 14 дней. В рамках мероприятий, запланированных в программе модернизации здравоохранения Томской области, планируется перепрофилирование коек с учетом потребности населения, а также реорганизация коечной мощности, направленная на открытие коек дневных стационаров по профилям, увеличение коек социальной направленности.
Оснащение современным оборудованием в соответствии с Порядками медицинской помощи, повышение квалификации персонала, интенсификация диагностического и лечебного процесса позволят сократить пребывание на койке с 14 дней до 12 дней к 2012 году, оптимизировать работу койки и обеспечат увеличение занятости койки до 326 дней.
Низкая работа койки объясняется высоким уровнем госпитализаций и длительными сроками пребывания больных в стационаре. С целью сокращения госпитализаций будут переведены объемы медицинской помощи в дневные стационары, на амбулаторное звено, активизирована профилактическая работа с хроническими пациентами.
С учетом нормативов объемов стационарной медицинской помощи по Российской Федерации, рекомендуемых Минздравсоцразвития России, а также коррекции этих нормативов в Томской области с учетом демографической структуры населения, плотности населения территории, транспортной доступности, заболеваемости составлены нормативы потребности в коечном фонде для Томской области на 2012 год . Эти нормативы также учитывают оптимальную занятость коек по профилям. Перепрофилирование запланировано по следующим профилям коек: кардиологические, неврологические, травматологические, урологические, онкологические, акушерско-гинекологические, педиатрические. В рамках программы плановые объемы предусматривают использование мощностей коечного фонда ФГУЗ, участвующих в системе ОМС: НИИ кардиологии - в объеме 110 кардиологических коек, клиники ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава - в объеме 180 коек (неврологического, пульмонологического профиля).
Таблица 11
Нормативы потребности в коечном фонде здравоохранения
Томской области с учетом корректирующих коэффициентов
и оптимальной занятости койки
| Число | Планируемая | Планируемое | |||
взрослые | дети | всего | всего | взрослые | дети | |
Кардиологические | 2,61 | 1,04 | 336 | 245 | 225 | 20 |
Ревматологические | 0,52 | 338 | 45 | 45 | ||
Гастроэнтерологические | 1,12 | 3,13 | 335 | 157 | 97 | 60 |
Пульмонологические | 1,18 | 335 | 102 | 102 | ||
Эндокринологические | 0,67 | 1,56 | 336 | 88 | 58 | 30 |
Нефрологические | 0,27 | 1,56 | 333 | 53 | 23 | 30 |
Гематологические | 0,64 | 338 | 55 | 55 | ||
Аллергологические | 2,61 | 335 | 50 | 50 | ||
Педиатрические | 28,13 | 319 | 540 | 540 | ||
Терапевтические | 10,87 | 332 | 938 | 938 | ||
Травматологические и | 2,90 | 2,61 | 332 | 300 | 250 | 50 |
Урологические | 1,53 | 1,56 | 329 | 162 | 132 | 30 |
Нейрохирургические | 1,62 | 1,04 | 331 | 160 | 140 | 20 |
Стоматология | 0,38 | 325 | 33 | 33 | ||
Торакальной хирургии | 0,29 | 339 | 25 | 25 | ||
Проктологические | 0,31 | 335 | 27 | 27 | ||
Сосудистой хирургии | 0,43 | 335 | 37 | 37 | ||
Хирургические | 10,07 | 1,04 | 327 | 889 | 869 | 20 |
Онкологические | 1,67 | 337 | 144 | 144 | ||
Отоларингологические | 1,04 | 2,34 | 321 | 135 | 90 | 45 |
Офтальмологические | 1,30 | 327 | 112 | 112 | ||
Неврологические | 3,03 | 1,93 | 336 | 298 | 261 | 37 |
Дерматовенерологические | 0,81 | 334 | 70 | 70 | ||
Инфекционные | 3,95 | 8,81 | 282 | 510 | 341 | 169 |
Акушерство и гинекология | 11,36 | 278 | 980 | 980 | ||
Психиатрические | 12,69 | 4,95 | 348 | 1190 | 1095 | 95 |
Наркологические | 2,13 | 338 | 184 | 184 | ||
Фтизиатрические | 4,69 | 6,51 | 338 | 530 | 405 | 125 |
ВСЕГО | 80,50 | 71,12 | 8309 | 6944 | 1365 |
Все стационары области осуществляют госпитализацию пациентов как в плановом, так и в экстренном порядке. В связи с чем во всех больницах будут внедрены стандарты медицинской помощи, утвержденные МЗ и СР РФ. Внедрение стандартов позволит обеспечить максимальное качество медицинской помощи пациентам, а также будет сопряжено (в рамках программы модернизации здравоохранения) с увеличением заработной платы медицинских работников.
В результате реорганизации стационарной помощи, включая федеральные учреждения (устранение дисбаланса внутри профилей), обеспеченность населения койками составит 78,8 койки на 10 тыс. населения, в том числе 80,5 на 10 тыс. взрослого населения и 71,1 на 10 тыс. детского населения. Таким образом, общая численность коек, используемых для реализации региональной программы государственных гарантий, уменьшится на 12% от общей коечной мощности всех учреждений здравоохранения. При этом работа койки будет соответствовать федеральному нормативу.
Следует отметить, что устранение дисбаланса по видам оказания медицинской помощи в Томской области связано с реформированием службы скорой медицинской помощи.