На протяжении последних пяти лет (2005 - 2010 гг.) система здравоохранения Томской области претерпела ряд существенных изменений, связанных с внедрением современных методов управления ресурсами отрасли (преимущественно одноканальное финансирование, фондодержание, новая система оплаты труда и т.д.). Все изменения, происходящие в системе здравоохранения, непрерывно сопровождались созданием и развитием информационных ресурсов. Однако интеграция всех компонентов системы здравоохранения продолжается и в настоящее время.
Сегодня на территории Томской области в учреждениях здравоохранения установлено более 10 различных аналитических информационных медицинских систем, введено в эксплуатацию более 30 различных специализированных информационных систем. В большинстве случаев каждый конкретный производитель программного обеспечения решает текущие проблемы ЛПУ, что не позволяет говорить об информатизации отрасли в целом.
Информационное обеспечение системы здравоохранения представлено наличием целого ряда программных продуктов. На территории Томской области успешно внедрены и функционируют информационная система комплексного учета и статистики "ИСКУС" и многоотраслевая информационная система территориального развития "МИСТЕР" (ООО НВП Социопрогресс, http://sprogress.ru, Томск). Данные системы учета позволяют в оперативном режиме вводить и использовать статистическую информацию о деятельности всех подведомственных медицинских учреждений. Практически, в 95% медицинских учреждений здравоохранения, включая ведомственные, установлена информационная система комплексного учета и статистики "ИСКУС", которая обеспечивает все наиболее актуальные информационные потребности, определяемые Минздравсоцразвития России, Департаментом здравоохранения Томской области, ТФОМС, ФСС, и позволяет оперативно собирать необходимую информацию в едином формате.
Задачи бухгалтерского учета и финансов в большинстве учреждений здравоохранения Томской области реализуются через использование бухгалтерских систем Парус-Бюджет и 1С-Бюджет, во всех учреждениях установлены автоматизированные центры контроля системы казначейского исполнения бюджета.
В Департаменте здравоохранения Томской области внедрена система электронного документооборота для взаимодействия с Управлением Федерального казначейства по Томской области. Активно применяются системы налоговой и пенсионной отчетности через Интернет (Томлайн, СКБ "Контур"). Также в некоторых учреждениях здравоохранения используются информационные системы таких разработчиков, как Пост Модерн Текнолоджи (http://medialog.ru, Москва), Элекард-Мед (http://elecard-med.com, Томск), ЮМССофт (http://umssoft.com, Томск), Инфосиб (http://infosib.com.ru, Омск) и другие, которые позволяют решать локальные задачи в рамках деятельности учреждений здравоохранения, обеспечивают электронный документооборот. Следует отметить, что зона покрытия информационными системами на территории Томской области составляет более 80% всех учреждений здравоохранения.
Кроме того, в Томской области в 2004 году внедрена медицинская информационная система ДИСПАН, разработанная совместно Департаментом здравоохранения Томской области, Сибирским государственным медицинским университетом и ОГУЗ "Областная детская больница" для обеспечения формирования аналитической информации о состоянии здоровья детского населения Томской области, накопления данных о проводимых мероприятиях для диспансерных групп от 0 до 17 лет (дети, состоящие на диспансерном учете; дети первого года жизни; дети, оставшиеся без попечения родителей и/или находящиеся в трудной жизненной ситуации), что позволяет органам управления здравоохранением и учреждениям здравоохранения планировать мероприятия прицельной диспансеризации. Также в рамках данной информационной системы реализована программа мониторинга болезни с формированием прогноза риска развития тяжелых состояний у детей (используется технология поддержки принятия клинических решений), создан центр мониторинга на базе ОГУЗ "Областная детская больница".
Несмотря на столь широкий спектр информационных систем, внедренных в систему здравоохранения Томской области, вопрос об информатизации отрасли здравоохранения (в соответствии с существующими современными требованиями) остается открытым. Федеральные инициативы по внедрению в медицинские учреждения электронных амбулаторных карт и историй болезни в учреждениях Томской области не реализованы в полном объеме. Исключением является МКЛПМУ "Городская больница N 3", где с 2007 года начал реализовываться проект "Внедрение медицинской информационной системы "МЕДИАЛОГ", в рамках которого была автоматизирована деятельность большинства служб учреждения, а также внедрена электронная история болезни.
В целом, система информатизации здравоохранения Томской области развита недостаточно, отсутствует полноценное единое информационное пространство. Однако сегодня ведутся работы по проектированию такой информационной системы, позволяющей объединять все ЛПУ, аптечные учреждения и заинтересованные учреждения социальной сферы в единую информационную сеть.
Несмотря на то, что большинство областных и муниципальных медицинских учреждений внедрили в свою работу медицинские информационные системы, имеют собственные интернет-сайты (с возможностью для населения задавать интересующие вопросы и узнавать расписание работы специалистов), техническое оснащение системы здравоохранения является недостаточным.
Во многих лечебных учреждениях большая часть компьютерной техники выработала свой ресурс. В 2009 году оснащенность учреждений здравоохранения электронно-вычислительной техникой составила 4620 единиц, из которых 30% в настоящее время нуждается в замене. В рамках Программы планируется значительно обновить парк компьютеров в учреждениях здравоохранения.
На современном этапе в Томской области создан телемедицинский центр (ОГУЗ Томская областная клиническая больница), однако по причине недостаточного финансирования к данному порталу подключено лишь три лечебных учреждения, находящихся на севере Томской области, имеющих все необходимое техническое обеспечение.
Следует отметить, что для внедрения современных информационных систем в здравоохранение Томской области требуется решение многих проблем, в том числе создание единых подходов и механизмов к интеграции всех заинтересованных стейкхолдеров отрасли здравоохранения, которые в конечном итоге будут соответствовать целям и задачам системы здравоохранения.