Недействующий

Об утверждении государственной программы «Развитие лесного хозяйства на территории Томской области на 2013 - 2016 годы» (с изменениями на 2 июля 2014 года)


1. Приоритетные задачи социально-экономического развития
Томской области, на решение которых направлена Программа

   


Согласно Стратегии развития Томской области до 2020 года стратегической целью, на решение которой направлена Программа, является рациональное использование природного капитала. Данная стратегическая цель достигается  реализацией в Томской области политики, направленной на сохранение ресурсного потенциала для будущих поколений, обеспечение предотвращения чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, ставящей под угрозу их способность  к возобновлению.

Программа направлена на решение следующих приоритетных задач социально-экономического развития Томской области:

обеспечение неистощительного и рационального использования природных ресурсов;

сохранение уникальных природных экосистем.

Анализ современного состояния развития лесного хозяйства
в Томской области

Томская область относится к многолесным регионам с площадью лесного фонда 28 679,8 тыс. га, занимающей 91% территории Томской области,  в том числе покрытых лесом земель 19 302,7 тыс. га, и общим запасом древесины  2 851,4 млн. м(3). Задачи по повышению эффективности охраны, защиты и восстановления лесов, сохранению и развитию их экологического, ресурсного и социального потенциала являются стратегически важными для Томской области.

Лесное хозяйство в Томской области, как и в целом в Российской Федерации, в настоящее время остается отраслью, недостаточно эффективно использующей потенциал для развития по ключевым направлениям.

Основные проблемы лесного хозяйства Томской области соответствуют основным факторам, обусловившим появление системных проблем в развитии лесного хозяйства Российской Федерации, указанным в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.

Для лесного хозяйства Томской области характерны следующие основные системные проблемы.

1. Недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала (неактуальные материалы государственного лесного реестра), низкий уровень использования современных информационных технологий.

2. Увеличение повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, рост ущерба от лесных пожаров, который значительно превосходит величину затрат на охрану лесов от них.  

3. Изменение ресурсного и экологического потенциала лесов в местах их интенсивного использования.

4. Невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ. Снижение объемов выращивания посадочного материала для лесокультурного производства.

(Абзац в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Томской области от 03 февраля 2014 года № 16а, - см. предыдущую редакцию)

Развернутое описание каждой из вышеуказанных основных системных проблем, снижающих эффективность лесного хозяйства в Томской области, причин их возникновения, оценка возможного развития ситуации, обоснование планируемых способов и механизмов решения приведены в соответствующих подразделах настоящей главы.

Проблемы лесного хозяйства в Томской области носят комплексный характер, поэтому их решение требует участия нескольких исполнительных органов государственной власти Томской области, а также лиц, использующих леса по договорам аренды, иных организаций согласно единой цели и вытекающим из нее задачам. Комплексное решение проблем лесного хозяйства, необходимый уровень межведомственной координации действий исполнительных органов государственной власти Томской области, арендаторов лесных участков, привлечение финансирования из различных источников для решения задач развития лесного хозяйства могут быть достигнуты программно-целевым методом. В рамках программно-целевого метода взаимоувязаны направления деятельности по развитию лесного хозяйства, определены мероприятия по решению задач, исполнители и источники финансирования.

Действующие механизмы организации и ведения лесного хозяйства  не позволяют решить проблемы его развития в связи с тем, что до настоящего времени:

не определены общие цели и задачи исполнительных органов государственной власти Томской области, а также участников лесных отношений по направлениям лесного хозяйства;

отсутствует межведомственная координация действий исполнительных органов государственной власти Томской области, а также участников лесных отношений по достижению общих целей и задач;

отсутствуют организационно-финансовые механизмы взаимодействия и концентрации ресурсов субъектов экономики и субъектов бюджетного планирования, в том числе по развитию механизмов государственно-частного партнерства, по направлениям лесного хозяйства;

выделяемого бюджетного финансирования недостаточно для обеспечения всего комплекса лесохозяйственных работ, необходимо привлечение в рамках программно-целевого метода финансирования из различных источников,  в том числе и дополнительного бюджетного.

Оценка лесоресурсного потенциала, уровень использования
современных информационных технологий


     (в редакции, введенной в действие
Постановлением Администрации Томской области от 03 февраля 2014 года № 16а, -
см. предыдущую редакцию)


Основой оценки лесоресурсного потенциала, оценки качественных и количественных показателей лесных ресурсов, содержащихся в государственном лесном реестре, определения возможных объемов и мест заготовки древесины, осуществления иных видов использования лесов, контроля за ведением лесного хозяйства являются материалы лесоустройства. Актуальность включения  в Программу задач по оценке состояния лесного фонда определена решающим значением лесоустройства для повышения эффективности по всем направлениям лесного хозяйства

В Томской области лесоустроительные работы проводятся с 1976 года.   По состоянию на 01.01.2012 только 16% лесов на общей площади 4 636 тыс. га имеют давность лесоустройства до 10 лет, соответствующую установленному ревизионному периоду (Бакчарское, Зырянское, Кожевниковское, Кривошеинское, Молчановское, Чаинское, Шегарское лесничества). При этом на 84% площади лесного фонда (24 044 тыс. га) давность лесоустройства более 10 лет. В лесах, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, включенных  в 2007 - 2011 годах в состав лесного фонда, выполнялась только инвентаризация лесных насаждений с выборочной натурной таксацией участков лесных площадей.

Высокая давность лесоустройства связана с отсутствием с 2006 года целевого бюджетного финансирования проведения лесоустроительных работ.  С 2007 года по настоящее время лесоустройство проводится только за счет средств арендаторов на незначительных площадях на лесных участках, арендованных  для заготовки древесины с ведением лесного хозяйства.