Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 августа 2012 года № 895


О внесении изменений в постановление администрации Города Томска от 13.10.2010 №1113 "Об утверждении городской долгосрочной целевой программы "Информационное и техническое обеспечение процесса реформирования муниципальных финансов на 2012-2014 годы"




В соответствии с постановлением администрации Города Томска от 01.07.2009 №562 "Об утверждении порядка разработки и реализации городских долгосрочных целевых программ на территории муниципального образования "Город Томск", в целях обеспечения технической и информационной поддержки процесса реформирования муниципальных финансов, и руководствуясь Уставом Города Томска,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в постановление администрации Города Томска от 13.10.2010 №1113 "Об утверждении городской долгосрочной целевой программы "Информационное и техническое обеспечение процесса реформирования муниципальных финансов на 2012-2014 годы" следующие изменения:

1.1. В наименовании и по всему тексту постановления слова "на 2012 - 2014 годы" заменить словами "на 2012 - 2016 годы".

1.2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Комитету по общим вопросам администрации Города Томска (О.Н. Берлина):

2.1. Опубликовать настоящее постановление в Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск".

2.2. Направить настоящее постановление в структурное подразделение Администрации Томской области, определенное Губернатором Томской области, выполняющее функции уполномоченного органа по ведению Регистра муниципальных нормативных правовых актов в Томской области.

3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Города Томска по экономике и финансам А.П. Абрамова.


Мэр Города Томска
     Н.А.Николайчук


 Приложение к постановлению
администрации Города Томска
от 01.08.2012 № 895





ГОРОДСКАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ  ПРОГРАММА
«Информационное и техническое обеспечение  процесса реформирования муниципальных финансов на 2012-2016 годы»



I. Паспорт  городской  долгосрочной целевой программы
«Информационное и техническое обеспечение  процесса реформирования муниципальных финансов на 2012-2016 годы»
(название городской целевой программы)
Департамент финансов администрации Города Томска
(заказчик программы)

Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов)

Распоряжение  администрации Города Томска  от 23.09.2010  № р 1335 «О разработке городской долгосрочной целевой программы "Информационное и техническое обеспечение процесса реформирования муниципальных финансов на 2012-2014 годы"
 Нормативные документы:
1) Бюджетный кодекс РФ, утвержденный Федеральным законом от 31.07.1998  №145- ФЗ;
2) Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р;
3) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
4) Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
5) Программа повышения эффективности использования бюджетных средств муниципального образования «Город Томск» на период до 2013 года, утвержденная постановлением администрации г. Томска от 30.05.2011 №549.

Разработчик программы

Департамент финансов администрации Города Томска

Цели и задачи целевой программы

Цели программы:
1) обеспечение технической поддержки процесса реформирования муниципальных финансов Города  Томска, в целях  решения задачи по переходу на программно-целевое планирование и бюджетирование, ориентированное на результат;
2) создание информационной среды и технологий, для принятия и реализации обоснованных  управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

Задачи программы:
1) обеспечение более тесного взаимодействия бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
2) обеспечение технической  базы для развития интегрированных информационных систем учета  муниципальных услуг;
3) обеспечение более тесного взаимодействия  между объектами в реестре муниципальной собственности и  объектами, принятыми к бюджетному учету получателями бюджетных средств;
4) обеспечение  муниципальных заказчиков  инструментом и технологиями управления процесса  муниципальных  закупок;
5) обеспечение  работающих систем лицензионным сопровождением

Сроки выполнения целевой программы (подпрограмм)

2012-2016 гг.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

1) развитие комплексной автоматизированной системы управления процессом планирования и исполнения бюджета;
2) развитие комплексных систем бюджетного учета;
3) развитие информационных систем учета и использования муниципальной собственности;
4) лицензионное и консультационное сопровождение, используемого в работе программного обеспечения;
5) создание и оснащение центров обработки и хранения информации

Объемы и источники финансирования целевой программы (с разбивкой по годам)

2012 г. - 12566 тыс. руб.  / Бюджет муниципального образования «Город Томск»
2013 г. - 12566  тыс. руб.  / Бюджет муниципального образования «Город Томск»
2014 г. - 15850 тыс. руб.  / Бюджет муниципального образования «Город Томск»
2015 г. - 16643 тыс. руб.  / Бюджет муниципального образования «Город Томск»
2016 г. - 17458 тыс. руб.  / Бюджет муниципального образования «Город Томск»

Ожидаемые конечные результаты выполнения целевой программы  

1) поэтапное внедрение инструментов, бюджетирования, ориентированного на результат, (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных и городских целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, муниципальных заданий);
2) создание информационной среды, позволяющей контролировать и оценивать качество выполнения   муниципальных заданий;
3) создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета, муниципального образования «Город Томск»;
4) создание технологии ведения  реестра муниципальной собственности, позволяющей сотрудникам муниципалитета получать актуальную информацию о состоянии объектов муниципальной собственности;
5) совершенствование механизмов управления и контроля на всех стадиях  муниципальных  закупок

Система организации контроля за исполнением целевой программы

1) управление реализацией Программы планируется организовать по проектному принципу;
2) руководство реализацией Программы, а также координацию и контроль за ее реализацией предлагается возложить на рабочую группу, созданную при департаменте финансов администрации Города Томска;
3) организация выполнения плана  мероприятий программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого развернутого плана. Планы на 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 годы предлагается принимать в декабре 2011 года, в декабре 2012 года, в декабре 2013 года, в декабре 2014 года и в декабре 2015  года  с учетом итогов предыдущих этапов реализации программы. Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию мероприятий программы в 2012 - 2016 годах учесть при формировании бюджета на 2012 год, очередной финансовый год и на последующие плановые периоды


II. Анализ текущей ситуации

     

В 2000-х годах Правительством Российской Федерации были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года), Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах.

Как следствие этих изменений администрацией Города Томска также были приняты подобные документы:

- Стратегия развития Города Томска до 2020 года,

- Программа реформирования муниципальных финансов Города Томска на 2008 - 2010 годы, утвержденная постановлением   администрации  Города Томска от 28.12.2007 №881,

- Программа повышения эффективности использования бюджетных средств муниципального образования «Город Томск» на период до 2013 года, утвержденная постановлением администрации г. Томска от 30.05.2011 №549.

В 2001 году в муниципальном образовании «Город Томск» создана структура муниципального казначейства.

2.1. Характеристика проблемы


Результатом  реформы стало формирование в муниципалитете Города Томска  современной структуры управления муниципальными финансами, создания целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса. Процесс реформирования структуры управления бюджетным процессом  привел к необходимости внедрения автоматизированных систем исполнения бюджета, поскольку при такой централизации финансовой деятельности, вести учет большого количества документов и лицевых счетов без использования средств автоматизации стало невозможно. Для решения задач связанных с автоматизацией бюджетной реформы  в 2008 году была разработана и принята программа  «Информационное и техническое  обеспечение процесса реформирования муниципальных финансов на 2009 - 2011 годы». На протяжении двух лет такой подход к решению задач, возникающих при реформировании бюджетного процесса, зарекомендовал себя с лучшей стороны. Появилась возможность планово подходить к выполнению поставленных задач и более эффективно использовать выделенные бюджетные средства. А необходимость автоматизации бюджетного процесса неоднократно подтверждалась при управлении муниципальными финансами в период финансового кризиса.

Таким образом, автоматизация бюджетного процесса позволила муниципальному образованию «Город Томск» достичь высокого уровня управления муниципальными финансами. В 2011 году муниципальному образованию «Город Томск» присуждено 1 место в конкурсе на получение средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов. Полученные средства были направлены на расширение возможностей  системы казначейского исполнения бюджета и развитие материальной базы автоматизированных систем управления бюджетным процессом.

Настоящая программа является логическим продолжением принятой в 2008 году программы «Информационное и техническое  обеспечение процесса реформирования муниципальных финансов на 2009 - 2011 годы». В нее включены мероприятия, направленные на развитие комплексной автоматизированной системы управления бюджетным процессом с учетом изменения действующего законодательства.

     
2.2. Развитие системы казначейского исполнения бюджета


Система казначейского исполнения бюджета (АЦК-финансы) внедрена в 2002 - 2004 годах. Информационная система предназначена для оптимизации управления бюджетным процессом муниципального образования. Обеспечивается максимально полная автоматизация всех участков и всех участников бюджетного процесса, в том числе объединение в общий технологический процесс всех структурных подразделений департамента финансов администрации Города Томска, главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. За счет создания единого электронного документооборота и подключения к нему всех участников бюджетного процесса достигается централизация как первичной, так и производной информации в единой базе данных, осуществляется возможность оперативного анализа ситуации по исполнению бюджета муниципального образования.

Система муниципального заказа (АЦК-муниципальный заказ) внедрена в 2006-2007 годах. Информационная система  предназначена для поддержки всех этапов процедур муниципальных закупок от процесса планирования, формирования и размещения заказов, до процесса исполнения закупок и контроля над его исполнением. Создается единое информационное пространство для всех участников процесса муниципальных закупок с предоставлением возможности централизованного управления процедурами формирования и размещения заказа, анализа и контроля структуры закупок, расчёта эффективности проведенных закупок, осуществления контроля норм законодательства за процессом исполнения заказа.  Основные плюсы, полученные от внедрения этой информационной системы, это четкие и твердые правила проведения конкурсов и заключения муниципальных контрактов.  Главным достижением от внедрения информационной системы стал контроль наличия ассигнований еще на этапе подготовки конкурсной документации и ведение реестра муниципальных контрактов, а также выполнение всех требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» к процессу проведения муниципальных закупок. В 2010 году к информационной системе были добавлены модули «Планирование закупок» и «Электронная торговая площадка». Информационная система «АЦК-муниципальный заказ», динамично развивается вслед за изменениями  российского законодательства в этой области.

Система планирования бюджета (АЦК-планирование) внедрена в 2008 - 2009 годах. Информационная система предназначена для планирования бюджета муниципального образования на очередной бюджетный период в соответствии с действующим законодательством.

Возможность использования различных методов планирования, в том числе пообъектного учета, в целях определения различных потребностей в ассигнованиях того или иного получателя бюджетных средств в зависимости от специфики его деятельности и используемых объектов (зданий, сооружений, дорог, транспортных средств и т.п.).  Предусмотрена возможность моделирования произвольного количества альтернативных версий бюджета с учетом прогноза социально-экономического развития муниципального образования. Поддерживается внесение изменений в сводную бюджетную роспись в течение финансового года. В  связи с нововведениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2009 году в систему был добавлен модуль «Формирование муниципальных заданий». Данный модуль  позволяет рассчитать стоимость бюджетных услуг с учетом разработанных стандартов качества и сформировать муниципальное задание для каждого бюджетного учреждения на очередной финансовый год и плановый период. Система обладает рядом возможностей, которые позволят в дальнейшем перейти от учетного метода формирования бюджета к нормативному. Работы по внедрению указанной системы продолжаются.

В 2011 году за счет средств, полученных из областного фонда реформирования муниципальных финансов, был приобретен модуль, расширяющий возможности автоматизированной системы «АЦК-планирование» и обеспечивающий процесс мониторинга исполнения муниципальных заданий.

В связи с необходимостью перемен в организации муниципального финансового контроля и в целях завершения процесса информатизации и автоматизации всех стадий бюджетного процесса в муниципальном образовании «Город Томск» (от планирования до контроля) начато внедрение системы «АЦК-бюджетный контроль». Данная система является рабочим инструментом по контролю, связывающим исполнение бюджета муниципального образования «Город Томск» с реализацией городских долгосрочных целевых программ и исполнением муниципальных заданий. Внедрение данной системы обуславливает создание системы муниципального финансового контроля в г. Томске и является преимуществом для руководителей и специалистов всех уровней муниципального контроля.


2.3. Развитие комплексных систем бюджетного учета


Параллельно с автоматизацией процесса исполнения бюджета в 2001-2009 годах началась автоматизация бухгалтерского учета  путем внедрения во все муниципальные учреждения города единой автоматизированной системы бухгалтерского учета. В структуре администрации Города Томска создано пять централизованных бухгалтерий для ведения бюджетного учета в 220 подведомственных учреждениях социальной сферы. Для ведения бюджетного учета используется автоматизированная система «ПАРУС 8 Бюджетный учет», развернутая на серверах МУ «Муниципальные информационные технологии» с общим администрированием и сопровождением. Такой подход показал неплохие результаты при реорганизации департамента образования и департамента социальной политики, когда за небольшой промежуток времени происходила реорганизация структуры управления учреждениями с территориального принципа, на ведомственный. Реформирование структуры образования  вызвало бы большие трудозатраты при обмене бухгалтерскими балансами, обусловленные большим количеством учреждений, задействованных в процессе реорганизации.  Но поскольку все централизованные бухгалтерии находились в одном информационном пространстве, большую часть работы удалось сделать технологически, тем самым упростить процесс реорганизации. В этих учреждениях  в полной мере удалось реализовать механизмы взаимодействия с системами казначейского исполнения бюджета и муниципального заказа.  Поскольку поток финансовых документов очень большой, задача стояла избавить сотрудников от одновременной  работы в нескольких системах, тем самым повысить эффективность отдельных служб централизованных бухгалтерий.

Построение систем бюджетного учета автономных учреждений. Необходимость этого мероприятия вызвано появлением Федерального закона Российской Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Большое количество учреждений в ближайшие годы должно изменить структуру отчетности и финансирования и в тот же момент использовать бюджетные средства и муниципальное имущество для своей основной деятельности. Это мероприятие должно позволить контролировать процесс ведения бухгалтерского учета и использования муниципального имущества  учреждениями, перешедшими в автономию.  

В 2007 году осуществлено внедрение системы сбора бюджетной отчетности через Интернет.  Система предназначена для автоматизации процесса сбора и сведения бюджетной отчетности.  Внедрение системы в части сбора и сведения бухгалтерских отчетов в муниципалитете Города Томска закончена, на текущий момент все формы бухгалтерских балансов собираются и сводятся с помощью автоматизированной системы «ПАРУС 8»  WEB». Но существует еще большое количество не регламентированной отчетности, которые предоставляются в ведомственные департаменты, и автоматизация сбора подобных отчетов позволит более качественно организовать процесс анализа и упростит процедуру сведения предоставленной информации, что и будет являться основным направлением развития этой системы в последующем периоде.  

В 2009 году с помощью автоматизированной системы «Система сбора бюджетной отчетности «ПАРУС 8»  WEB» был реализован сбор информации о потребности в финансировании для ГРБС, а также разработан ряд отчетов для департамента финансов администрации Города Томска.

В 2010-2011 годах с использованием возможности этой системы был автоматизирован  процесс мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования «Город Томск».

В 2012 году планируется автоматизация процесса сбора и анализа планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений и мониторинг исполнения муниципальных заданий.

Информационная система имеет большой потенциал для развития.


2.4. Развитие информационных систем учета и использования муниципальной собственности


С 2010 года начата работа по внедрению системы учета муниципальной собственности. Работы над проектом системы учета муниципальной собственности велись с 1999 года, был создан ряд информационных систем, позволяющих вести список муниципального имущества. Работа велась и сотрудниками департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска и сторонними разработчиками, но не одна из этих разработок не могла в полной мере решить эту задачу. И только сейчас,  когда закончена работа по стандартизации бухгалтерского учета в подразделениях администрации, появилась возможность построить информационную систему учета муниципальной собственности, соответствующую требованиям, предъявляемым к этой задаче.

В настоящее время закончена  разработка новой версии модуля «Реестра муниципальной собственности».  Разработаны механизмы формирования квартального отчета по имуществу находящемуся в реестре муниципальной собственности,  разработаны версии для клиентов бюджетных, автономных, казенных учреждений, муниципальных предприятий. Разработанное программное обеспечение передается в промышленную эксплуатацию Департаменту экономического развития и управления муниципальной собственностью.

     

2.5. Лицензионное и консультационное сопровождение специального программного обеспечения

Неотъемлемой частью внедрения специального программного обеспечения является лицензионное сопровождение, которое ежегодно оплачивается производителю  программного обеспечения за поддержку и предоставление новых релизов программ.

Изменения бюджетного законодательства РФ требуют от производителя программного обеспечения постоянной доработки функционала системы. Стоимость указанных услуг составляет примерно 10% от  первоначальной стоимости программного обеспечения.

В рамках реализации данной долгосрочной целевой программы предусмотрена оплата консультационного сопровождения производителем программного обеспечения и службами поддержки пользователей при работе с автоматизированными системами бюджетного учета.


2.6. Создание и оснащение центров обработки и хранения информации

При создании источников данных, на которых строится вся финансовая система муниципалитета, не стоит забывать об аппаратном обеспечении информационных систем. Для организации работы 500 пользователей, а именно такое количество прогнозируется при внедрении вышеназванных проектов, потребуется достаточно внушительный вычислительный ресурс. Во избежание остановки функционирования информационных систем требуется обеспечить резервирование данных системы и соблюсти норматив «реакции системы на отказ», то есть обеспечить бесперебойную работу всех информационных систем. Для этого предлагается создать дополнительный информационный центр в департаменте экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, в котором в случае отказа аппаратного обеспечения будет запущена резервная система управления финансами города, а так же модернизация имеющегося оборудования в департаменте финансов администрации Города Томска и МУ «Муниципальные информационные технологии».  Во избежание простоя дорогостоящего оборудования без нагрузки, предлагается использовать этот ресурс, в том числе и для решения  задач департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.  В результате мы получим систему из двух географически разнесенных и совместно работающих информационных центров, в которой в случае отказа одного из узлов  нагрузка будет перераспределена на работающий узел. Это позволит в кратчайший срок восстановить работоспособность системы.

Кроме того, необходимо обеспечить лицензионную чистоту информационных центров, поскольку информационная система управления финансами города не должна работать на нелегитимном базовом программном обеспечении. С этой целью в 2011 году приобретено базовое программное обеспечение СУБД ORACLE и MICROSOFT.

Увеличение количества пользователей и постоянный рост количества модулей, расширяющих функционал действующих систем, требуют повышения вычислительных ресурсов для обеспечения производительности выполняемых операций. Для частичного решения этой задачи в 2011 году было приобретено необходимое оборудование (сервер для информационных систем управления муниципальной собственностью и дисковый массив для информационных систем казначейского исполнения бюджета). Данное направление долгосрочной целевой программы необходимо постоянно поддерживать на должном уровне.