Действующий

Об утверждении муниципальной программы «Чистый город» на 2012-2014 годы (с изменениями на 23 апреля 2014 года)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности закреплено в Конституции Российской Федерации, в связи с чем создание благоприятной для проживания и хозяйствования среды является одной из социально значимых задач, на успешное решение которой должны быть направлены совместные усилия органов государственной власти и местного самоуправления при деятельном участии в ее решении всего населения.

Обеспечение благоустройства территорий города в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является вопросом местного значения городского округа. Полномочия органов местного самоуправления ЗАТО Северск в области благоустройства предусмотрены Законом Томской области от 15.08.2002 № 61-ОЗ «Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области» и Правилами благоустройства и озеленения территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденными Решением Думы ЗАТО Северск от 15.04.2010 № 95/16 «Об утверждении Правил благоустройства и озеленения территории городского ЗАТО Северск Томской области» (в редакции Решения Думы ЗАТО Северск от 23.12.2010 № 7/19).

Город Северск имеет несколько особенностей, которые ставят вопросы экологической безопасности проживания населения в разряд очень важных для жителей не только г.Северска, но и г.Томска. Особенности эти состоят в следующем:

1) в непосредственной близости от города находятся заводы ОАО «СХК», одного из крупнейших в мире предприятий ядерно-топливного цикла. В восточном направлении, в двух километрах от жилой зоны, расположены производства Томского нефтехимического комбината (далее - ТНХК). На свободных территориях ТНХК организована Северная площадка Томской внедренческой зоны, где будут отрабатываться новейшие химические технологии, в том числе нефтехимия, органический синтез и другие. Планируется строительство нефтеперерабатывающего завода с проектной мощностью до 3 млн. тонн. С южной и юго-восточной стороны, в 2 - 5 километрах, находятся многочисленные организации северного промузла г.Томска, в числе которых ТЭЦ-3, организации стройиндустрии и другие. В непосредственной близости от города проложены линии газо- и нефтепроводов. Такая высокая концентрация вокруг города взрыво-, пожаро-, химически опасных производств и радиационно опасных технологий ставит перед органами местного самоуправления ЗАТО Северск задачу немедленного реагирования на любое ЧП, будь то техногенная авария или природный катаклизм. Необходимо оперативно выявлять опасные для населения загрязнения атмосферы и своевременно предпринимать необходимые меры для предотвращения возможного негативного воздействия последствий этого ЧП на здоровье населения;

2) город Северск находится к северу от г.Томска в непосредственной близости от него. Расстояние от ограды Городской больницы № 2 ФГУЗ КБ № 81 ФМБА России до правобережного подхода к новому коммунальному мосту составляет 500 метров. По этой причине любое ЧП в г.Северске вызывает острую реакцию в г.Томске. Ввиду этого нужно не только немедленно оценивать экологическую обстановку на территории ЗАТО Северск, но и оперативно информировать население ЗАТО Северск и г.Томска о реальной ситуации и причинах ее возникновения. В настоящее время на территории города отсутствуют стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Посты ОАО «СХК» являются ведомственными и контролируют содержание веществ, которые могут выделяться в атмосферу в ходе технологического процесса на его производствах. Однако загрязнение атмосферы в г.Северске определяется не только выбросами ОАО «СХК» и других промышленных организаций города, но и транзитом загрязнителей из г.Томска и выбросами автотранспорта. Единственный пост контроля атмосферы, который находился в ведении города, - АСКЗА-62М, располагался на территории в/ч 3480, полностью вышел из строя. Установленные на нем приборы автоматического контроля пяти важнейших загрязнителей (СО, SO2, NO2, NH3, HCl) морально и технически устарели, давно сняты (в 1998 году) с производства и не подлежат ремонту из-за отсутствия запчастей на заводе-изготовителе. Для более точной оценки ситуации необходимо также осуществлять контроль содержания в атмосфере углеводородов и общего пылесодержания.

По действующим нормативам на территории г.Северска (численность населения превышает 100 тысяч человек) должно быть не менее двух постов контроля атмосферы. Их нормальная работа позволит не только знать реальное среднесуточное содержание загрязняющих веществ в атмосфере, но и оперативно реагировать на различные внештатные ситуации: производственные аварии, пожары и т.д. Для оперативности оценки ситуации необходимо также иметь передвижную лабораторию для немедленного выезда в район предполагаемого ЧП, в том числе и по обращениям населения. Реализация этих мероприятий позволит добиться повышения оперативности реагирования на загрязнения атмосферного воздуха и своевременно информировать население о возникновении реальной угрозы для здоровья;

3) численность населения г.Северска на начало 2010 г. составляла 106,91 тыс. человек. Территория жилой зоны г.Северска очень компактна и составляет 1942 га. Она окружена промышленно-коммунальной зоной, городскими лесами и с западной стороны рекой Томь. Наличие береговой полосы в пределах города представляет ещё одну особенность содержания города. Берег в пределах города высокий, обрывистый, подвержен процессам боковой эрозии, оползневым процессам и процессам овражной эрозии. В связи с этим необходимо проводить работы по укреплению берега. Ввиду отсутствия средств на проведение полномасштабных работ по укреплению берега необходимо ежегодно производить высадку деревьев и кустарников для предотвращения дальнейшего развития экзогенных процессов. Расширение территории жилой зоны практически невозможно без выхода за охраняемый периметр. Дальнейшее строительство жилых и общественно-социальных зданий будет только уплотнять застройку города. Этот процесс приведет к снижению площади зеленых насаждений, скверов и газонов, выполняющих роль «легких» города. Выполнять свои функции (санитарно-гигиеническую, архитектурно-художественную, оздоровительную) зеленые насаждения будут все в меньшей и меньшей степени. Кроме того, заметная часть насаждений города достигла критического возраста и не только утратила свои функции, но и ухудшила экологическую обстановку в городе, создавая аварийные ситуации для автотранспорта и зданий, угрожая жизни и безопасности проживания людей. По состоянию на 01.05.2011 в жилой зоне города находится 1360 старовозрастных и аварийно-опасных деревьев. В сложившихся условиях необходимо принимать кардинальные меры по замене старовозрастных деревьев новыми посадками.

Основные работы по озеленению в г.Северске начались в 50-60-х годах. Высадка растений производилась жителями города перед окнами, в зонах подземных коммуникаций и на самих коммуникациях. С течением времени данные хаотичные посадки разрослись. Главным же бедствием для городского озеленения обернулась бездумная посадка тополей, которые ежегодно «пылят» после цветения в течение достаточно длительного срока. Со временем обнаружилось, что тополя быстро подвергаются заболеваниям и подгнивают.

В результате город перенасыщен тополями, которые являются весьма быстрорастущими породами. В настоящее время многие насаждения находятся в состоянии, близком к гибели и, естественно, не только не выполняют свои функции, но и представляют собой большую угрозу для жизнедеятельности человека. Отсутствие должного финансирования в течение продолжительного периода привело к созданию в городе критической ситуации, когда потребность и реальная необходимость в сносе аварийных деревьев и реконструкции насаждений значительно превышает суммы, закладываемые в бюджет ЗАТО Северск по статье текущего содержания городских улиц и скверов.

Необходимость реконструкции насаждений определяется:

а) аварийным состоянием некоторых зеленых насаждений;

б) естественным старением насаждений;

в) большим количеством больных, поврежденных, отмирающих, лишних и малоценных деревьев в загущенных насаждениях;

г) невозможностью старовозрастных, суховершинных деревьев выполнять свои основные функции: санитарно-гигиеническую, градостроительную, архитектурно-художественную;

д) негативным воздействием на окружающую среду;

4) в городе на 1 жителя образуется более кубометра твердых бытовых и промышленных отходов в год. В настоящее время МП «УК КБУ», ООО «УК ЖХ» и другие официальные перевозчики твердых бытовых отходов вывозят за год около 124 тыс. м(3) отходов. В городе существуют две узаконенные свалки для отходов, которые в неполной мере отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к полигонам. Свалка, которая принимает твёрдые бытовые отходы (ТБО), уже практически исчерпала свои проектные ресурсы. Таким образом, перед г.Северском скоро встанет вопрос о строительстве нового полигона, который должен будет отвечать всем нормативным требованиям. Строительство полигона - мероприятие довольно затратное в связи с тем, что предполагает не просто организовать место размещения отходов, но и наличие всей инфраструктуры по утилизации. В связи с этим возникает необходимость принятия мер по увеличению срока использования существующей свалки. Для этого необходимо совершенствовать систему сбора отходов, использовать технологии сортировки отходов, раздельного сбора и переработки. В первую очередь, с целью уменьшения объёма отходов, поступающих на захоронение, необходимо организовать сортировку отходов, т.к. некоторые компоненты могут быть использованы в качестве вторичного сырья. Та часть отходов, которая на сегодняшний день не подлежит переработке, должна брикетироваться (прессоваться).

В настоящее время в городе большая проблема с несанкционированными свалками. Одним из способов решения данной проблемы было бы приобретение передвижной высокоэффективной технологической линии по переработке ТБО, что позволило бы исключить затраты, связанные с ликвидацией экологических последствий загрязнения земельных участков.

Система сбора и удаления ТБО города несовершенна и ведет к захламлению территорий. Особо следует сказать о сборе ТБО в районах индивидуальной застройки и обществ садоводов - любителей. В настоящее время там практически отсутствуют площадки временного накопления бытовых отходов, не организован плановый их вывоз. Собственники индивидуальных жилых домов и иных сооружений обязаны заключать договор со специализированными организациями о выполнении работ по вывозу и утилизации отходов. В настоящее время таких договоров нет. Этим можно объяснить наличие многочисленных несанкционированных свалок мусора в пригороде. Площадь несанкционированных свалок в районе ул.Парусинка, 5, ул.Тургенева (Водозабор) и в ряде других мест достигает 9000 м(2). Необходимо приступить к ликвидации этих свалок и провести большую организационную работу по заключению договоров с владельцами индивидуальных жилых домов, при этом учесть пожелания жильцов по установке контейнерных площадок и осуществлению регулярного вывоза отходов.

Наличие береговой полосы в пределах города позволяет горожанам использовать её в качестве зоны отдыха в летний период, поэтому требуется дополнительное внимание служб города к этому участку, а именно: уборка береговой полосы, организация мест отдыха и т.д. Город становится все более и более открытым для посещений. Год от года растет количество его гостей, а несанкционированные свалки, недостаточное количество мусорных урн и плохое их содержание, неухоженные газоны портят общее впечатление о городе.