В Томской области проживают около 68 тыс. детей дошкольного возраста. В образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, воспитываются 42,8 тыс. детей, что составляет 63% от общей численности детей дошкольного возраста.
В настоящее время очередь на получение места в дошкольных образовательных учреждениях составляет 16,7 тыс. человек. Анализ очереди показывает, что более половины ее состава - это отсроченный спрос на места, которые потребуются через один - два года. Реальную потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях формируют дети от 3 до 7 лет. По данным муниципальных образований Томской области она составляет 6,35 тыс. мест. При этом, благодаря увеличению рождаемости, прирост детского населения этой возрастной категории в 2012 - 2013 годах составит около 2 тыс. человек ежегодно, опережая темпы ввода дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, в случае непринятия активных мер по решению проблемы к концу 2013 года количество недостающих мест составит около 10,5 тыс.
Проблема нехватки мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования:
в социальном плане является чрезвычайно острой и негативно влияет на социально-экономическое развитие Томской области;
касается всей Томской области и охватывает в той или иной степени все муниципальные районы и городские округа;
выступает одним из сдерживающих факторов демографического развития Томской области.
Данная проблема является комплексной, пути ее решения связаны не только со строительством зданий детских садов и созданием новых мест, но и с развитием новых организационных форм и механизмов развития системы дошкольного образования в Томской области. Решение проблемы требует консолидации усилий, координации и взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в масштабах всей Томской области, что создает необходимость применения комплексного программно-целевого подхода в решении проблемы. Программно-целевой подход повысит эффективность использования бюджетных средств и имеющихся ресурсов в системе образования, а также управленческих решений.