Местное самоуправление по своей природе является особым видом публичной власти. Оно одновременно признается элементом гражданского общества и частью единой системы государственного управления. Местное самоуправление является властью, наиболее приближенной к населению. Этот уровень публичной власти предназначен для прямого взаимодействия с местными сообществами во многих сферах жизнеобеспечения. Одна из ключевых задач современного российского местного самоуправления - развитие у граждан навыков самостоятельного, под свою ответственность решения местных дел - дел, которые, в конечном счете, создают основу модернизации страны.
Органы местного самоуправления Города Томска прилагают усилия по равномерному укреплению всей системы местного самоуправления на соответствующей территории с учетом всех составных частей местного самоуправления в целом (муниципальное управление, муниципальная экономика и собственность, муниципальная инфраструктура, муниципальные кадры, местное население и местные сообщества, территория и т.д.). Поэтому все институты местного самоуправления в Городе Томске должны получить всемерную и всестороннюю поддержку. Томск может стать городом, где в рамках сотрудничества с высшими учебными заведениями, экспертными, просветительскими организациями местное самоуправление как общественное явление анализируется и исследуется со всех сторон, где апробируются все прогрессивные социальные технологии в сфере самоорганизации и самоуправления населения. В этой связи сотрудничество органов местного самоуправления города с Всероссийским Советом местного самоуправления закономерно и необходимо, т.к. эта организация обладает большим экспертным и лоббистским потенциалом, доказала на федеральном уровне свою дееспособность. Кроме того Всероссийский Совет местного самоуправления постоянно ведет работу по поддержке общественной инициативы, совершенствованию институтов гражданского общества, активизации участия муниципального сообщества в процессах принятия и реализации общегосударственных решений.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязывает органы местного самоуправления оказывать содействие населению по участию в решении вопросов местного значения, в том числе за счет обучения и других мер. Именно на органы местного самоуправления возлагается ответственность за реализацию на территории муниципального образования основополагающих идей местного самоуправления. Основа местного самоуправления - местные сообщества. Под местным сообществом понимается совокупность граждан, живущих на определенной территории и ощущающих свою ответственность за состояние данной территории, готовых предпринимать какие-либо действия для ее развития. Роль органов местного самоуправление Города Томска в воспитании сопричастности человека к развитию своего города высока. В докладе Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» за 2007 год указано, что формирование местных сообществ как основы дальнейшего развития гражданского общества требует дополнительных инвестиций, как финансовых, так и интеллектуальных, от всех заинтересованных сторон - власти, бизнеса, НКО и общества в целом.
Территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, опросы населения, конференции (собрания) граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, правотворческие инициативы населения и т.д. - все это формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, формы, которые способствуют зарождению и укреплению местных сообществ. Многие из них нашли свое применение в городах нашей страны и реально работают на становление в России дееспособного, устойчивого и народного местного самоуправления. К сожалению, большинство законодательно признанных форм участия населения в местном самоуправлении остаются «на бумаге». К числу трудностей реализации этих форм на практике относятся несовершенство правового регулирования, плохая финансовая обеспеченность муниципальных образований, неготовность некоторых должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих к привлечению населения к процессу муниципального управления и т.д.
Тем не менее, местное население вынужденно берет на себя выполнение различных функций по обеспечению комфортных условий своего проживания, одновременно отказываясь от иждивенческих установок. Как следствие, возникает активная гражданская позиция. В этом смысле формирование и деятельность некоммерческих объединений граждан по месту жительства - объективный процесс, который нуждается в благоприятных условиях развития. Жилищный кодекс РФ коренным образом изменил схему управления жилищным фондом, предоставляя ключевое место в этой схеме собственникам жилья - населению. Наличие положительных результатов реализации такого управления во многом определяется уровнем подготовленности населения к созданию товариществ собственников жилья и иных некоммерческих объединений по месту жительства, организации общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления и решению других насущных вопросов, осуществлению общественного контроля за использованием собственных и бюджетных средств, направляемых управляющими (обслуживающими) организациями на оказание жилищных услуг и т.д. Укрепление системы товариществ собственников жилья и других жилищных объединений граждан в Городе Томске связано с наличием целенаправленной и системной работы органов местного самоуправления по поддержке таких объединений. К сожалению, практика показывает, что идет подмена инициативы граждан административными решениями по созданию товариществ собственников жилья, что дискредитирует саму идею объединения собственников с целью обеспечения комфортных условий проживания в доме.
Недавно принятый Федеральный закон от 04.06.2011 N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводит новый институт управления многоквартирными домами - совет многоквартирного дома. Жилищное самоуправление, по замыслу федерального законодателя, должно охватить практически весь жилой фонд страны. Во всех многоквартирных домах, где количество квартир превышает четыре, где не создано ТСЖ, ЖСК и ЖК, должны быть сформированы советы по принципу «один дом - один совет». Предполагается, что совет это компетентный и конкретно определенный заказчик жилищных услуг, посредник между собственниками помещений в доме и управляющими (обслуживающими) организациями. В течение двух ближайших лет в Городе Томске необходимо создать порядка 4-5 тысяч домовых советов. Федеральный законодатель создал такие правовые условия, в которых органы местного самоуправления не могут остаться в стороне от процессов формирования советов многоквартирных домов.
Территориальное общественное самоуправление - одна из самых распространенных форм участия населения в местном самоуправлении. Большинство существующих в Городе Томске органов территориального общественного самоуправления активно участвуют в управлении городским хозяйством и достигают позитивных результатов. Между тем, проблемные места в этой сфере присутствуют, в частности, необходимость реализации обновленной нормативно-правовой базы, обеспечения широкого участия органов территориального общественного самоуправления в процессе реализации функции органов местного самоуправления, существует потребность появления и выдвижения способных, инициативных и конструктивных лидеров - руководителей территориальных общественных самоуправлений и т.д. Дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления в Городе Томске связано с критичным анализом и пересмотром всей практики взаимодействия городской власти с некоммерческими объединениями граждан по месту жительства, систематизацией и структурированием данного института местного самоуправления в городе.
Публичные слушания - это состоявшаяся форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, в управлении Городом Томском. Публичные слушания введены по требованию Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ". Данный закон требует обязательного обсуждения с населением муниципального образования наиболее важных муниципально - правовых документов. Как следствие, публичные слушания все больше входят в практику взаимоотношений городской власти и томичей, обеспечивая открытость процесса управления администрацией Города Томска и участие граждан в местном самоуправлении. Основной риск развития публичных слушаний как института местного самоуправления связан с наметившейся тенденцией преобладания формальной стороны слушаний над содержательной стороной, что является в некоторой степени отображением несогласованности интересов муниципальных чиновников и городского сообщества.
В целях информирования населения о местном самоуправлении, повышения популярности идей местного самоуправления среди населения много лет подряд проводятся различные конференции, семинары и круглые столы по вопросам местного самоуправления, регулярно издается и распространяется томская городская газета «Общественное самоуправление» и другие информационные материалы по местному самоуправлению. Для обеспечения эффективного взаимодействия населения и органов местного самоуправления Города Томска сформированы и действуют Томская городская палата общественности, Координационный Совет по взаимодействию с ТСЖ при Мэре Города Томска, Координационный Совет женщин при Мэре Города Томска, Совет старейшин Города Томска, Городской Совет по территориальному общественному самоуправлению при Мэре Города Томска и др. Все эти структуры, механизмы и мероприятия требует дальнейшей поддержки, совершенствования и развития.
Темпы развития современного российского общества непосредственно зависят от степени и активности участия граждан в процессе управления страной через инструменты самоорганизации и самоуправления, от их способности к самореализации и консолидации во имя достижения общественно-полезных целей. Некоммерческие общественные организации граждан, созданные и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством, составляют авангард гражданского общества и его институциональную основу. Некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть местного населения и способны не только профессионально участвовать в решении проблем российских городов и оказывать качественные социальные услуги населению, но и служат выразителем законных интересов граждан. Они также организуют людей для самостоятельного решения различных проблем, обеспечивают обратную связь с органами власти.
Некоммерческие организации Города Томска играют весьма заметную роль в социально-экономическом развитии Города Томска, способствуя повышению качества жизни населения на местном уровне во всех его составляющих: нравственном, культурном, социальном, а также экологическом. Уже не первый год эти организации решают жизненно важные проблемы горожан: создание рабочих мест, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство микрорайонов, организация работы с детьми и престарелыми, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся. Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории Города Томска, религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, профсоюзные организации оказывают помощь в организации трудоустройства и повышения занятости населения, экологические организации ведут работы по охране окружающей среды Города Томска и т.д. Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех некоммерческих организаций между собой, а также со всеми видами и ветвями публичной власти.
Общественный сектор Города Томска по природе своей многообразен и, главное, активен. Томск имеет специфику молодого и активного города, который «переполнен» образовательным, информационным и творческим ресурсом. Люди здесь объединяются и умеют объединяться для решения самых разных проблем и задач.
Самодеятельность и инициативы населения, направленные на решение жизненно важных для развития Города Томска задач, нуждаются в организационной и финансовой поддержке со стороны властей. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать идеи, которые, с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой стороны, могут быть увязаны со среднесрочными программами и планами деятельности органов местного самоуправления. Также важно выявлять и поддерживать инициативы, нацеленные на реализацию стратегических направлений развития Города Томска. Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию данной программы, должны использоваться как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов территории и потенциала общественности в решении проблем Города Томска. В этой деятельности следовало бы стремиться к решению задачи по организации и функционированию муниципальной инфраструктуры по поддержке гражданских, общественных инициатив.
В Городе Томске существует проблема налаживания эффективной коммуникации внутри городского сообщества по схеме «НКО-власть-бизнес». Диалог между властью и населением важен потому, что в ходе такого диалога вырабатываются общие подходы к решению городских проблем: власть узнает запросы и потребности населения, а население подсказывает пути наиболее эффективного удовлетворения этих запросов и потребностей, в том числе возлагая на себя определенные обязательства. В силу этих же и других причин важен диалог между властью и бизнесом, бизнесом и НКО. Необходимы структуры, механизмы и мероприятия, в рамках которых может вестись такой диалог между основными субъектами городского сообщества. Причем в диалоге бизнеса и НКО органы местного самоуправления Города Томска должны взять на себя роль арбитра, координатора, гаранта.