(с изменениями на 27 декабря 2014 года)
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Администрации Города Томска от 27 декабря 2014 года № 1385
Постановлением Администрации Города Томска от 01 декабря 2014 года № 1254
постановлением Администрации Города Томска от 05 сентября 2014 года № 889
постановлением Администрации Города Томска от 16 июня 2014 года № 520
Постановлением Администрации Города Томска от 16 июня 2014 года № 520
Постановлением Администрации Города Томска от 25 марта 2014 года № 240
Постановлением Администрации Города Томска от 30 декабря 2013 года № 1569 (о порядке вступления в силу см. пункт 3)
Постановлением Администрации Города Томска от 30 августа 2013 года № 967
Постановлением Администрации Города Томска от 20 июня 2013 года № 625
Постановлением Администрации Города Томска от 04 июня 2013 года № 566
Постановлением Администрации Города Томска от 05 апреля 2013 года № 325
Постановлением Администрации Города Томска от 21 декабря 2012 года № 1540
Постановлением Администрации Города Томска от 31 октября 2012 года № 1296
Постановлением Администрации Города Томска от 09 февраля 2012 года № 117
_______________________________________________________________
___________________
* Наименование в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 30 августа 2013 года № 967. - См. предыдущую редакцию.
В целях развития форм участия населения в местном самоуправлении на территории муниципального образования "Город Томск", организации эффективного взаимодействия органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" и общественности, содействия становлению в городе институтов гражданского общества, руководствуясь пп. 1.70. п. 1 ст. 40 Устава Города Томска
постановляю:
1.Утвердить муниципальную программу "Развитие городского сообщества" на 2012-2014 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2.Департаменту финансов администрации Города Томска (И. Ю. Ярцева) осуществлять финансирование мероприятий программы за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Томск" на соответствующий финансовый год и плановый период.
3.Комитету по общим вопросам администрации Города Томска (О.Н. Берлина):
3.1. Направить настоящее постановление в структурное подразделение Администрации Томской области, определенное Губернатором Томской области, выполняющее функции уполномоченного органа по ведению Регистра муниципальных нормативных правовых актов в Томской области.
3.2.Опубликовать настоящее постановление в Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск".
4.Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Города Томска - Руководителя аппарата администрации Города А.И. Цымбалюка.
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 16 июня 2014 года № 520,- см. предыдущую редакцию)
Мэр Города Томска
Н.А.Николайчук
Муниципальная программа
«Развитие городского сообщества»
(в редакции, введенной в действие
Постановлением Администрации Города Томска от 27 декабря 2014 года № 1385, -
см. предыдущую редакцию)
Правовой акт о разработке муниципальной программы | Распоряжение администрации Города Томска от 15.06. 2011г. №636 «О разработке городской долгосрочной целевой программы «Развитие городского сообщества» на 2012-2014 годы» | |||
Куратор муниципальной программы | заместитель Мэра Города Томска - Руководитель аппарата администрации Города | |||
Заказчик | администрация Города Томска, комитет по местному самоуправлению | |||
Исполнители | -администрация Города Томска, комитет по местному самоуправлению; | |||
Разработчики муниципальной программы | администрация Города Томска, комитет по местному самоуправлению | |||
Соответствие программы документам стратегического планирования МО «Город Томск»: | ||||
- наименование стратегического направления развития Города Томска | Развитие городского сообщества | |||
- наименование стратегической цели развития Города Томска | Совершенствование городского управления. Развитие местного самоуправления. | |||
- наименование стратегической задачи развития Города Томска | 1. Развитие местного самоуправления. Содействие повышению социальной активности различных общественных объединений граждан. Популяризация и повышение авторитета института МСУ. | |||
Цель и задачи муниципальной | Цель 1.: Повышение информированности населения муниципального образования «Город Томск» о местном самоуправлении, о работе органов местного самоуправления Задача 1.1: Информирование граждан о правах и обязанностях в сфере местного самоуправления Задача 2.1.: Развитие форм и структур местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» Задача 2.2.: Вовлечение жителей Города Томска в решение вопросов местного значения (публичные слушания, собрания и конференции граждан и т.д.). Задача 3.1.: Выявление, подбор и подготовка инициаторов, организаторов общественных и местных инициатив, координация, обеспечение их деятельности Задача 3.2.: Организация консультативной и методической помощи жителям Города Томска в деятельности по управлению жилищным фондом, повышение их заинтересованности в экономном расходовании ресурсов и бережном к ним отношении Задача 3.3.: Создание стимулов к совершенствованию деятельности некоммерческих организаций по реализации стратегических направлений развития Города Томска Задача 3.4.: Оптимизация расходов бюджета за счет привлечения некоммерческих организаций к решению социальных, экологических и иных проблем Города Томска | |||
Индикаторы цели и задач муниципальной программы | Индикаторы, единица измерения: | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Цель 1.: Повышение информированности населения муниципального образования «Город Томск» о местном самоуправлении, о работе органов местного самоуправления | доля жителей Города Томска, проинформированных о местном самоуправлении, от общего населения в возрасте от 18 лет (%) | 1 | 2 | 4 |
Задача 1.1: Информирование граждан о правах и обязанностях в сфере местного самоуправления | количество проинформированного населения Города Томска о правах и обязанностях в сфере местного самоуправления (чел.) | 2 500 | 5 000 | 10 000 |
увеличение информированного населения Города Томска о правах и обязанностях в сфере местного самоуправления по отношению к предыдущему периоду (в 2011 году -1 500 чел.) (%) | 66 | 100 | 100 | |
Цель 2.: Развитие всех форм и направлений местного, общественного самоуправления и обеспечение участия населения территории муниципального образования «Город Томск» в местном самоуправлении | доля многоквартирных домов, находящихся под управлением различных объединений собственников | 20 | 22 | 25 |
Задача 2.1.: Развитие форм и структур местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» | количество жителей Города Томска, принимающих участие в различных формах и структурах местного самоуправления (чел.) | 5 000 | 7 000 | 8 000 |
увеличение числа жителей Города Томска, принимающих участие в различных формах и структурах местного самоуправления | 66 | 40 | 14 | |
Задача 2.2.: Вовлечение жителей Города Томска в решение вопросов местного значения (публичные слушания, собрания и конференции граждан и т.д.). | увеличение количества жителей Города Томска, участвующих в различных мероприятиях (%) | 5 | 7 | 9 |
Цель 3.: Становление в Городе Томске развитого и активного городского сообщества | доля активного населения Города Томска от общего количества населения в возрасте от 18 лет (%) | 3 | 5 | 7 |
Задача 3.1.: Выявление, подбор и подготовка инициаторов, организаторов общественных и местных инициатив, координация, обеспечение их деятельности | количество инициаторов и организаторов общественных и местных инициатив (чел.) | 150 | 200 | 300 |
увеличение числа инициаторов и организаторов общественных и местных инициатив | 15 | 33 | 50 | |
Задача 3.2.: Организация консультативной и методической помощи жителям Города Томска в деятельности по управлению жилищным фондом, повышение их заинтересованности в экономном расходовании ресурсов и бережном к ним отношении | количество обращений и жалоб граждан в органы местного самоуправления по вопросам управления жилищным фондом и расходовании ресурсов (шт.) | 500 | 400 | 300 |
доля обращений и жалоб граждан в органы власти по вопросам управления жилищным фондом и расходовании ресурсов от общего числа обращений (%) | Не более 20 | не более | не более 10 | |
Задача 3.3.: Создание стимулов к совершенствованию деятельности некоммерческих организаций по реализации стратегических направлений развития Города Томска | доля НКО, участвующих в реализации стратегических направлений развития Города Томска, от общего числа НКО (%) | 5 | 10 | 15 |
Задача 3.4.: Оптимизация расходов бюджета за счет привлечения некоммерческих организаций к решению социальных, экологических и иных проблем Города Томска | количество привлеченных внебюджетных средств на 1 рубль бюджетных средств (тыс.руб.) | 2 500 | 3 000 | 3 500 |
Объемы и источни-ки финансирования муници-пальной программы (с разбив-кой по годам, тыс. рублей) | Годы: | Источники: | ||||
местный бюджет | федераль-ный бюджет | област-ной бюджет | внебюд-жетные источни-ки | Всего по источникам | ||
2012 | 5 638 | 5 638 | ||||
2013 | 5 924,4 | 5 924,4 | ||||
2014 | 6 071,4 в т.ч. кредиторская задолженность за 2013 год: 921,1 | 6 071,4 в т.ч. кредиторская задолженность за 2013 год: 921,1 | ||||
Итого | 17 633,8 | 17 633,8 |
Сроки и этапы реализации муниципальной программы (подпрограмм) | 2012 - 2014 гг. |
Укрупненный перечень мероприятий (в разрезе подпрограмм) | 1. Информационное обеспечение деятельности органов общественной самодеятельности (далее - ООС), территориального общественного самоуправления (далее - ТОС), товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), (жилищно-строительных кооперативов (далее - ЖСК) и других некоммерческих организаций (далее - НКО). 2. Организация и поддержка деятельности ООС, ТОС, ТСЖ, ЖСК и других НКО по проведению социально - значимых мероприятий 3. Просветительское обеспечение деятельности в сфере управления многоквартирными домами 4. Организационно - техническое обеспечение мероприятий общественных совещательных (координационных) органов при администрации Города Томска, администрации районов Города Томска |
Организация управления муниципальной программой и контроль за её реализацией: | |
- управление муниципальной программой осуществляет | администрация Города Томска, комитет по местному самоуправлению |
- текущий контроль и мониторинг реализации муниципальной программы осуществляют | -комитет по местному самоуправлению администрации Города Томска; -отдел по работе с органами ТОС администрации Кировского района Города Томска; -отдел по работе с органами ТОС администрации Советского района Города Томска; -отдел по работе с органами ТОС администрации Ленинского района Города Томска; -отдел по работе с органами ТОС администрации Октябрьского района Города Томска. |
Местное самоуправление по своей природе является особым видом публичной власти. Оно одновременно признается элементом гражданского общества и частью единой системы государственного управления. Местное самоуправление является властью, наиболее приближенной к населению. Этот уровень публичной власти предназначен для прямого взаимодействия с местными сообществами во многих сферах жизнеобеспечения. Одна из ключевых задач современного российского местного самоуправления - развитие у граждан навыков самостоятельного, под свою ответственность решения местных дел - дел, которые, в конечном счете, создают основу модернизации страны.
Органы местного самоуправления Города Томска прилагают усилия по равномерному укреплению всей системы местного самоуправления на соответствующей территории с учетом всех составных частей местного самоуправления в целом (муниципальное управление, муниципальная экономика и собственность, муниципальная инфраструктура, муниципальные кадры, местное население и местные сообщества, территория и т.д.). Поэтому все институты местного самоуправления в Городе Томске должны получить всемерную и всестороннюю поддержку. Томск может стать городом, где в рамках сотрудничества с высшими учебными заведениями, экспертными, просветительскими организациями местное самоуправление как общественное явление анализируется и исследуется со всех сторон, где апробируются все прогрессивные социальные технологии в сфере самоорганизации и самоуправления населения. В этой связи сотрудничество органов местного самоуправления города с Всероссийским Советом местного самоуправления закономерно и необходимо, т.к. эта организация обладает большим экспертным и лоббистским потенциалом, доказала на федеральном уровне свою дееспособность. Кроме того Всероссийский Совет местного самоуправления постоянно ведет работу по поддержке общественной инициативы, совершенствованию институтов гражданского общества, активизации участия муниципального сообщества в процессах принятия и реализации общегосударственных решений.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязывает органы местного самоуправления оказывать содействие населению по участию в решении вопросов местного значения, в том числе за счет обучения и других мер. Именно на органы местного самоуправления возлагается ответственность за реализацию на территории муниципального образования основополагающих идей местного самоуправления. Основа местного самоуправления - местные сообщества. Под местным сообществом понимается совокупность граждан, живущих на определенной территории и ощущающих свою ответственность за состояние данной территории, готовых предпринимать какие-либо действия для ее развития. Роль органов местного самоуправление Города Томска в воспитании сопричастности человека к развитию своего города высока. В докладе Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» за 2007 год указано, что формирование местных сообществ как основы дальнейшего развития гражданского общества требует дополнительных инвестиций, как финансовых, так и интеллектуальных, от всех заинтересованных сторон - власти, бизнеса, НКО и общества в целом.
Территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, опросы населения, конференции (собрания) граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, правотворческие инициативы населения и т.д. - все это формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, формы, которые способствуют зарождению и укреплению местных сообществ. Многие из них нашли свое применение в городах нашей страны и реально работают на становление в России дееспособного, устойчивого и народного местного самоуправления. К сожалению, большинство законодательно признанных форм участия населения в местном самоуправлении остаются «на бумаге». К числу трудностей реализации этих форм на практике относятся несовершенство правового регулирования, плохая финансовая обеспеченность муниципальных образований, неготовность некоторых должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих к привлечению населения к процессу муниципального управления и т.д.
Тем не менее, местное население вынужденно берет на себя выполнение различных функций по обеспечению комфортных условий своего проживания, одновременно отказываясь от иждивенческих установок. Как следствие, возникает активная гражданская позиция. В этом смысле формирование и деятельность некоммерческих объединений граждан по месту жительства - объективный процесс, который нуждается в благоприятных условиях развития. Жилищный кодекс РФ коренным образом изменил схему управления жилищным фондом, предоставляя ключевое место в этой схеме собственникам жилья - населению. Наличие положительных результатов реализации такого управления во многом определяется уровнем подготовленности населения к созданию товариществ собственников жилья и иных некоммерческих объединений по месту жительства, организации общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления и решению других насущных вопросов, осуществлению общественного контроля за использованием собственных и бюджетных средств, направляемых управляющими (обслуживающими) организациями на оказание жилищных услуг и т.д. Укрепление системы товариществ собственников жилья и других жилищных объединений граждан в Городе Томске связано с наличием целенаправленной и системной работы органов местного самоуправления по поддержке таких объединений. К сожалению, практика показывает, что идет подмена инициативы граждан административными решениями по созданию товариществ собственников жилья, что дискредитирует саму идею объединения собственников с целью обеспечения комфортных условий проживания в доме.
Недавно принятый Федеральный закон от 04.06.2011 N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводит новый институт управления многоквартирными домами - совет многоквартирного дома. Жилищное самоуправление, по замыслу федерального законодателя, должно охватить практически весь жилой фонд страны. Во всех многоквартирных домах, где количество квартир превышает четыре, где не создано ТСЖ, ЖСК и ЖК, должны быть сформированы советы по принципу «один дом - один совет». Предполагается, что совет это компетентный и конкретно определенный заказчик жилищных услуг, посредник между собственниками помещений в доме и управляющими (обслуживающими) организациями. В течение двух ближайших лет в Городе Томске необходимо создать порядка 4-5 тысяч домовых советов. Федеральный законодатель создал такие правовые условия, в которых органы местного самоуправления не могут остаться в стороне от процессов формирования советов многоквартирных домов.
Территориальное общественное самоуправление - одна из самых распространенных форм участия населения в местном самоуправлении. Большинство существующих в Городе Томске органов территориального общественного самоуправления активно участвуют в управлении городским хозяйством и достигают позитивных результатов. Между тем, проблемные места в этой сфере присутствуют, в частности, необходимость реализации обновленной нормативно-правовой базы, обеспечения широкого участия органов территориального общественного самоуправления в процессе реализации функции органов местного самоуправления, существует потребность появления и выдвижения способных, инициативных и конструктивных лидеров - руководителей территориальных общественных самоуправлений и т.д. Дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления в Городе Томске связано с критичным анализом и пересмотром всей практики взаимодействия городской власти с некоммерческими объединениями граждан по месту жительства, систематизацией и структурированием данного института местного самоуправления в городе.