АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2011 года № 918


Об утверждении муниципальной программы "Развитие городского сообщества" на 2012-2014 годы

(с изменениями на 27 декабря 2014 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Администрации Города Томска от 27 декабря 2014 года № 1385

     Постановлением Администрации Города Томска от 01 декабря 2014 года № 1254
     постановлением Администрации Города Томска от 05 сентября 2014 года № 889

     постановлением Администрации Города Томска от 16 июня 2014 года № 520

     Постановлением Администрации Города Томска от 16 июня 2014 года № 520

    Постановлением Администрации Города Томска от 25 марта 2014 года № 240

    Постановлением Администрации Города Томска от 30 декабря 2013 года № 1569 (о порядке вступления в силу см. пункт 3)
     Постановлением Администрации Города Томска от 30 августа 2013 года № 967
     Постановлением Администрации Города Томска от 20 июня 2013 года № 625
     Постановлением Администрации Города Томска от 04 июня 2013 года № 566

     Постановлением Администрации Города Томска от 05 апреля 2013 года № 325

     Постановлением Администрации Города Томска от 21 декабря 2012 года № 1540

     Постановлением Администрации Города Томска от 31 октября 2012 года № 1296

     Постановлением Администрации Города Томска от 09 февраля 2012 года № 117
     _______________________________________________________________

    ___________________

* Наименование в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 30 августа 2013 года № 967. - См. предыдущую редакцию.     


В целях развития форм участия населения в местном самоуправлении на территории муниципального образования "Город Томск", организации эффективного взаимодействия органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" и общественности, содействия становлению в городе институтов гражданского общества, руководствуясь пп. 1.70. п. 1 ст. 40 Устава Города Томска

постановляю:

1.Утвердить муниципальную программу "Развитие городского сообщества" на 2012-2014 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2.Департаменту финансов администрации Города Томска (И. Ю. Ярцева) осуществлять финансирование мероприятий программы за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Томск" на соответствующий финансовый год и плановый период.

3.Комитету по общим вопросам администрации Города Томска (О.Н. Берлина):

3.1. Направить настоящее постановление в структурное подразделение Администрации Томской области, определенное Губернатором Томской области, выполняющее функции уполномоченного органа по ведению Регистра муниципальных нормативных правовых актов в Томской области.

3.2.Опубликовать настоящее постановление в Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск".

4.Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Города Томска - Руководителя аппарата администрации Города А.И. Цымбалюка.

(Пункт в редакции, введенной в  действие Постановлением Администрации Города Томска от 16 июня 2014 года № 520,- см. предыдущую редакцию)

Мэр Города Томска
     Н.А.Николайчук

Приложение
 к постановлению администрации Города Томска
от 24.09.2011 № 918


Муниципальная программа

«Развитие городского сообщества»


I. Паспорт муниципальной программы
Развитие городского сообщества

(название целевой программы)
на 2012 - 2014 годы
Администрация Города Томска
(Заказчик целевой программы)

                                           

(в редакции, введенной в действие
Постановлением Администрации Города Томска от 27 декабря 2014 года № 1385, -
см. предыдущую редакцию)

Правовой акт о разработке муниципальной программы

Распоряжение администрации Города Томска  от 15.06.  2011г. №636  «О разработке городской долгосрочной целевой программы «Развитие городского сообщества» на 2012-2014 годы»

Куратор муниципальной программы

заместитель Мэра Города Томска - Руководитель аппарата администрации Города

Заказчик

администрация Города Томска, комитет по местному самоуправлению

Исполнители

-администрация Города Томска, комитет по местному самоуправлению;
-администрация Кировского района Города Томска;
-администрация Советского района Города Томска;
-администрация Ленинского района Города Томска;
-администрация Октябрьского района Города Томска

Разработчики муниципальной программы

администрация Города Томска, комитет по местному самоуправлению

Соответствие программы документам стратегического планирования МО «Город Томск»:

- наименование стратегического направления развития Города Томска

Развитие городского сообщества

- наименование стратегической цели развития Города Томска

Совершенствование городского управления. Развитие местного самоуправления.

- наименование стратегической задачи развития Города Томска

1. Развитие местного самоуправления. Содействие повышению социальной активности различных общественных объединений граждан. Популяризация и повышение авторитета института МСУ.
2. Усиление контакта властей с городским сообществом.

Цель и задачи муниципальной
программы

Цель 1.: Повышение информированности населения муниципального образования «Город Томск» о местном самоуправлении, о работе органов местного самоуправления

Задача 1.1: Информирование граждан о правах и обязанностях в сфере местного самоуправления
Цель 2.: Развитие всех форм и направлений местного, общественного самоуправления и обеспечение участия населения  территории муниципального образования «Город Томск» в местном самоуправлении

Задача 2.1.: Развитие форм и структур местного самоуправления муниципального образования «Город Томск»

Задача 2.2.: Вовлечение жителей Города Томска в решение вопросов местного значения (публичные слушания, собрания и конференции граждан и т.д.).
Цель 3.: Становление в Городе Томске развитого и активного городского сообщества

Задача 3.1.: Выявление, подбор и подготовка инициаторов, организаторов общественных и местных инициатив, координация, обеспечение их деятельности

Задача 3.2.: Организация консультативной и методической помощи жителям Города Томска в деятельности по управлению жилищным фондом, повышение их заинтересованности в экономном расходовании ресурсов и бережном к ним отношении

Задача 3.3.: Создание стимулов к совершенствованию деятельности некоммерческих организаций  по реализации стратегических направлений развития Города Томска

Задача 3.4.: Оптимизация расходов бюджета за счет привлечения некоммерческих организаций к решению социальных, экологических и иных проблем Города Томска

Индикаторы цели и задач муниципальной программы

Индикаторы, единица измерения:

2012 год

2013 год

2014 год

Цель 1.: Повышение информированности населения муниципального образования «Город Томск» о местном самоуправлении, о работе органов местного самоуправления

доля жителей Города Томска, проинформированных о местном самоуправлении, от общего населения в возрасте от 18 лет (%)

1

2

4

Задача 1.1: Информирование граждан о правах и обязанностях в сфере местного самоуправления

количество проинформированного населения Города Томска о правах и обязанностях в сфере местного самоуправления (чел.)

2 500

5 000

10 000

увеличение информированного населения Города Томска о правах и обязанностях в сфере местного самоуправления по отношению к предыдущему периоду (в 2011 году -1 500 чел.) (%)

66

100

100

Цель 2.: Развитие всех форм и направлений местного, общественного самоуправления и обеспечение участия населения территории муниципального образования «Город Томск» в местном самоуправлении

доля многоквартирных домов, находящихся под управлением различных объединений собственников
(ТСЖ и т.д.), от общего количества многоквартирных домов в МО «Город Томск»

20

22

25

Задача 2.1.: Развитие форм и структур местного самоуправления муниципального образования «Город Томск»

количество жителей Города Томска, принимающих участие в различных формах и структурах местного самоуправления (чел.)

5 000

7 000

8 000

увеличение числа жителей Города Томска, принимающих участие в различных формах и структурах местного самоуправления
по отношению к предыдущему периоду (в 2011 году 3 000 чел.) (%)

66

40

14

Задача 2.2.: Вовлечение жителей Города Томска в решение вопросов местного значения (публичные слушания, собрания и конференции граждан и т.д.).

увеличение количества жителей Города Томска, участвующих в различных мероприятиях (%)  

5

7

9

Цель 3.: Становление в Городе Томске развитого и активного городского сообщества

доля активного населения Города Томска от общего количества населения в возрасте от 18 лет (%)

3

5

7

Задача 3.1.: Выявление, подбор и подготовка инициаторов, организаторов общественных и местных инициатив, координация, обеспечение их деятельности

количество инициаторов и организаторов общественных и местных инициатив (чел.)

150

200

300

увеличение числа инициаторов и организаторов общественных и местных инициатив
по отношению к предыдущему периоду (в 2011 году - 130 чел.) (%)

15

33

50

Задача 3.2.: Организация консультативной и методической помощи жителям Города Томска в деятельности по управлению жилищным фондом, повышение их заинтересованности в экономном расходовании ресурсов и бережном к ним отношении

количество обращений и жалоб граждан в органы местного самоуправления по вопросам управления жилищным фондом и расходовании ресурсов (шт.)

500

400

300

доля обращений и жалоб граждан в органы власти по вопросам управления жилищным фондом и расходовании ресурсов от общего числа обращений (%)

Не более 20

не более
15

не более 10

Задача 3.3.: Создание стимулов к совершенствованию деятельности некоммерческих организаций по реализации стратегических направлений развития Города Томска

доля НКО, участвующих в реализации стратегических направлений развития  Города Томска, от общего числа НКО (%)

5

10

15

Задача 3.4.: Оптимизация расходов бюджета за счет привлечения некоммерческих организаций к решению социальных, экологических и иных проблем Города Томска

количество привлеченных внебюджетных средств на 1 рубль бюджетных средств (тыс.руб.)

2 500

3 000

3 500

Объемы и источни-ки финансирования муници-пальной программы (с разбив-кой по годам, тыс. рублей)

Годы:

Источники:

местный бюджет

федераль-ный бюджет

област-ной бюджет

внебюд-жетные источни-ки

Всего

по источникам

2012

5 638

5 638

2013

5 924,4

5 924,4

2014

6 071,4

в т.ч.

кредиторская задолженность за 2013 год:

921,1

6 071,4

в т.ч.

кредиторская задолженность за 2013 год:

921,1

Итого

17 633,8

17 633,8

Сроки и этапы реализации муниципальной программы (подпрограмм)

2012 -    2014 гг.

Укрупненный перечень мероприятий (в разрезе подпрограмм)

1. Информационное обеспечение деятельности органов общественной самодеятельности (далее - ООС), территориального общественного самоуправления (далее - ТОС),  товариществ собственников жилья (далее  - ТСЖ), (жилищно-строительных кооперативов (далее - ЖСК) и других некоммерческих организаций (далее  - НКО).

2. Организация и  поддержка деятельности ООС,  ТОС, ТСЖ, ЖСК  и других НКО по проведению социально - значимых мероприятий

 3. Просветительское обеспечение деятельности в сфере управления многоквартирными домами

4. Организационно - техническое обеспечение мероприятий общественных совещательных (координационных) органов при администрации Города Томска, администрации районов Города Томска
5. Проведение общегородских и районных конкурсов для ООС, ТОС, ТСЖ, ЖСК и других НКО.

Организация управления муниципальной программой и контроль за её реализацией:

- управление муниципальной программой осуществляет

администрация Города Томска, комитет по местному самоуправлению

- текущий контроль и мониторинг реализации муниципальной программы осуществляют

-комитет по местному самоуправлению администрации Города Томска;

-отдел по работе с органами ТОС администрации Кировского района Города Томска;

-отдел по работе с органами ТОС администрации Советского района Города Томска;

-отдел по работе с органами ТОС администрации Ленинского района Города Томска;

-отдел по работе с органами ТОС администрации Октябрьского района Города Томска.



II. Анализ текущей ситуации


Местное самоуправление по своей природе является особым видом публичной власти. Оно одновременно признается элементом гражданского общества и частью единой системы государственного управления. Местное самоуправление является властью, наиболее приближенной к населению. Этот уровень публичной власти предназначен для прямого взаимодействия с местными сообществами во многих сферах жизнеобеспечения. Одна из ключевых задач современного российского местного самоуправления - развитие у граждан навыков самостоятельного, под свою ответственность решения местных дел - дел, которые, в конечном счете, создают основу модернизации страны.

Органы местного самоуправления Города Томска прилагают усилия по равномерному укреплению всей системы местного самоуправления на соответствующей территории с учетом всех составных частей местного самоуправления в целом (муниципальное управление, муниципальная экономика и собственность, муниципальная инфраструктура, муниципальные кадры, местное население и местные сообщества, территория и т.д.). Поэтому все институты местного самоуправления в  Городе Томске должны получить всемерную и всестороннюю поддержку. Томск может стать городом, где в рамках сотрудничества с высшими учебными заведениями, экспертными, просветительскими организациями местное самоуправление как общественное явление анализируется и исследуется со всех сторон, где апробируются все прогрессивные социальные технологии в сфере самоорганизации и самоуправления населения.  В этой связи сотрудничество органов местного самоуправления города с Всероссийским Советом местного самоуправления закономерно и необходимо, т.к. эта организация обладает большим экспертным и лоббистским потенциалом, доказала на федеральном уровне свою дееспособность. Кроме того Всероссийский Совет местного самоуправления постоянно ведет работу по поддержке общественной инициативы, совершенствованию институтов гражданского общества, активизации участия муниципального сообщества в процессах принятия и реализации общегосударственных решений.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязывает органы местного самоуправления оказывать содействие населению по участию в решении вопросов местного значения, в том числе за счет обучения и других мер. Именно на органы местного самоуправления возлагается ответственность за реализацию на территории муниципального образования основополагающих идей местного самоуправления. Основа местного самоуправления - местные сообщества. Под местным сообществом понимается совокупность граждан, живущих на определенной территории и ощущающих свою ответственность за состояние данной территории, готовых предпринимать какие-либо действия для ее развития. Роль органов местного самоуправление Города Томска в воспитании сопричастности человека к развитию своего города высока. В докладе Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» за 2007 год  указано, что формирование местных сообществ как основы дальнейшего развития гражданского общества требует дополнительных инвестиций, как финансовых, так и интеллектуальных, от всех заинтересованных сторон - власти, бизнеса, НКО и общества в целом.

Территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, опросы населения, конференции (собрания) граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, правотворческие инициативы населения и т.д. - все это формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, формы, которые способствуют  зарождению и укреплению местных сообществ. Многие из них нашли свое применение в городах нашей страны и реально работают на становление в России дееспособного, устойчивого и народного местного самоуправления. К сожалению, большинство законодательно признанных форм участия населения в местном самоуправлении остаются «на бумаге». К числу трудностей реализации этих форм на практике относятся несовершенство правового регулирования, плохая финансовая обеспеченность муниципальных образований, неготовность некоторых должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих к привлечению населения к процессу муниципального управления и т.д.

Тем не менее, местное население вынужденно берет на себя выполнение различных функций по обеспечению комфортных условий своего проживания, одновременно отказываясь от иждивенческих установок. Как следствие, возникает активная гражданская позиция. В этом смысле формирование и деятельность некоммерческих объединений граждан по месту жительства - объективный процесс, который нуждается в благоприятных условиях развития. Жилищный кодекс РФ коренным образом изменил схему управления жилищным фондом, предоставляя ключевое место в этой схеме собственникам жилья - населению. Наличие положительных результатов реализации такого управления во многом определяется уровнем подготовленности населения к созданию товариществ собственников жилья и иных некоммерческих объединений по месту жительства, организации общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления и решению других насущных вопросов, осуществлению общественного контроля за использованием собственных и бюджетных средств, направляемых управляющими (обслуживающими) организациями на оказание жилищных услуг и т.д. Укрепление системы товариществ собственников жилья и других жилищных объединений граждан в Городе Томске связано с наличием целенаправленной и системной работы органов местного самоуправления по поддержке таких объединений. К сожалению, практика показывает, что идет подмена инициативы граждан административными решениями по созданию товариществ собственников жилья, что дискредитирует саму идею объединения собственников с целью обеспечения комфортных условий проживания в доме.

Недавно принятый Федеральный закон от 04.06.2011 N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводит новый институт управления многоквартирными домами - совет многоквартирного дома. Жилищное самоуправление, по замыслу федерального законодателя, должно охватить практически  весь жилой фонд страны. Во всех многоквартирных домах, где количество квартир превышает четыре, где не создано ТСЖ, ЖСК и ЖК, должны быть сформированы советы по принципу «один дом - один совет». Предполагается, что совет это компетентный и конкретно определенный заказчик жилищных услуг, посредник между собственниками помещений в доме и управляющими (обслуживающими) организациями. В течение двух ближайших лет в Городе Томске необходимо создать порядка 4-5 тысяч домовых советов. Федеральный законодатель создал такие правовые условия, в которых органы местного самоуправления не могут остаться в стороне от процессов формирования советов многоквартирных домов.

Территориальное общественное самоуправление - одна из самых распространенных форм участия населения в местном самоуправлении. Большинство существующих в Городе Томске органов территориального общественного самоуправления активно участвуют в управлении городским хозяйством и достигают позитивных результатов. Между тем, проблемные места в этой сфере присутствуют, в частности, необходимость реализации обновленной нормативно-правовой базы, обеспечения широкого участия органов территориального общественного самоуправления в процессе реализации функции органов местного самоуправления, существует потребность появления и выдвижения способных, инициативных и конструктивных лидеров - руководителей территориальных общественных самоуправлений и т.д. Дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления в Городе Томске связано с критичным анализом и пересмотром всей практики взаимодействия городской власти с некоммерческими объединениями граждан по месту жительства, систематизацией и структурированием  данного института местного самоуправления в городе.  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»