(с изменениями на 12 апреля 2013 года)
________________________________________________________
Утратило силу на основании
Распоряжения Администрации Томской области от 10 июня 2013 года № 434-ра
________________________________________________________
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Распоряжением Администрации Томской области от 12 апреля 2013 года № 295-ра
Распоряжением Администрации Томской области от 10 декабря 2012 года № 1102-ра
_______________________________________________________________
1. В целях улучшения качества жизни выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания условий для их успешной адаптации в самостоятельной жизни, обеспечения реализации их прав и законных интересов утвердить региональную программу «Социальная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Томской области на 2012 - 2014 годы» (далее - Программа) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Определить уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области, ответственным за реализацию Программы, Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.
3. Исполнительным органам государственной власти Томской области, являющимся исполнителями мероприятий Программы, ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным, направлять в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области информацию о ходе реализации Программы.
4. Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области (Кравченко):
(Абзац в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 10 декабря 2012 года № 1102-ра, - см. предыдущую редакцию)
1) обеспечивать выполнение мероприятий Программы и контроль за ходом реализации Программы;
2) осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств, выделенных на реализацию Программы;
3) перераспределять сложившуюся экономию в рамках мероприятий Программы.
5. Департаменту по информационной политике Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить информационную поддержку исполнения Программы.
(Пункт в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 10 декабря 2012 года № 1102-ра, - см. предыдущую редакцию)
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике Акатаева Ч.М.
(Пункт в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 10 декабря 2012 года № 1102-ра, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор Томской области
В.М.Кресс
Региональная программа
«Социальная адаптация выпускников образовательных учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Томской области на 2012 - 2014 годы»
Наименование Программы | Региональная программа «Социальная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Томской области на 2012 - 2014 годы» (далее - Программа) | ||||
Основание для разработки Программы | Поручения Президента Российской Федерации от 06.12.2010 № Пр-3534, от 10.01.2011 № Пр-44 и Правительства Российской Федерации от 07.12.2010 № ВП-П13-8383, от 13.01.2011 № АЖ-П8-62 | ||||
Государственный заказчик Программы | Администрация Томской области | ||||
Координатор Программы | Департамент по вопросам семьи и детей Томской области | ||||
Разработчик Программы | Департамент по вопросам семьи и детей Томской области | ||||
Исполнители Программы | Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Управление среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, Департамент труда и занятости населения Томской области, Департамент социальной защиты населения Томской области | ||||
Цель Программы | Создание условий для успешной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельной жизни, обеспечение реализации их прав и законных интересов | ||||
Задачи Программы | 1. Создание межведомственной системы по осуществлению деятельности в сфере социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Совершенствование системы работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию и обучению находящихся в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения. 3. Повышение эффективности деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4. Обеспечение экономической самостоятельности и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа | ||||
Сроки реализации Программы | 2012 - 2014 годы | ||||
Объемы и источники финансирования Программы | В тыс. руб. | Всего | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Всего | 15464,0 | 5695,0 | 5032,0 | 4737,0 | |
Основные мероприятия Программы | 1. Совершенствование регионального законодательства в области обеспечения социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Координация деятельности ведомств и учреждений по оказанию поддержки выпускникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 3. Организация на региональном уровне системы учета численности выпускников интернатных учреждений. 4. Совершенствование системы работы образовательных учреждений по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни, внедрение в деятельность инновационных технологий помощи и поддержки, индивидуального подхода к организации постинтернатного сопровождения. 5. Внедрение инновационных технологий помощи и поддержки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, индивидуального подхода к организации постинтернатного сопровождения. 6. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов, осуществляющих деятельность по социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||||
Ожидаемые социально-экономические результаты Программы | 1. Обеспечение оказания услуг социально-педагогического и медико-психологического сопровождения ежегодно не менее 100 выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или испытывающим проблемы социальной адаптации. 2. Продолжение обучения в учреждениях профессионального образования после окончания образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не менее 85% выпускников. 3. Снижение количества выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отчисленных из учреждений профессионального образования, до 10% от числа поступивших | ||||
Органы государственной власти, осуществляющие контроль за реализацией Программы | Администрация Томской области в лице Департамента экономики Администрации Томской области, Департамент финансов Томской области |
Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является совершенствование системы социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении.
Данная проблема нашла свое отражение в послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и направленных на его реализацию поручениях Президента Российской Федерации, в которых поставлена задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Томской области постинтернатное сопровождение своих воспитанников до достижения ими возраста 23 лет осуществляют областные государственные казенные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Учреждения), подведомственные Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области. Координатором этой работы определено областное государственное казенное образовательное учреждение «Детский дом № 4». Деятельность учреждений по постинтернатному сопровождению регламентирована следующими локальными актами:
совместным приказом Департамента по вопросам семьи и детей Томской области и Управления начального профессионального образования Томской области от 15.06.2009 № 132-п «Об организации межведомственного взаимодействия по вопросам обучения, защиты прав и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
приказом Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 22.04.2010 № 87-п «Об организации работы с выпускниками детских домов 2010».
Кроме того, функции по постинтернатной адаптации выпускников до 18 лет возложены на 3 областные специальные (коррекционные) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, действующие в структуре Департамента общего образования Томской области.
В настоящее время число выпускников интернатных учреждений в Томской области от 16 до 23 лет составляет 872 человека (до 18 лет - 103 человека, от 18 до 23 лет - 769 человек). Из них около 40% поступили в учреждения начального профессионального образования, 12% - в учреждения среднего профессионального образования, 4% - в высшие учебные заведения, 8,4% выпускников зарегистрированы в органах службы занятости, трудоустроились 26,5% выпускников.
Как показывают результаты мониторинга, проведенного специалистами детских домов, около 30% выпускников интернатных учреждений достаточно хорошо адаптируются в окружающем социуме, у 40% недостаточно сформированы социальные навыки и четкие жизненные ориентиры, 30%, как правило, выпускники специальных (коррекционных) учреждений, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, 10% имеют выраженные проблемы социальной адаптации и склонность к девиантному поведению, у 52% наблюдается низкий уровень самооценки, мотивации к труду.
Таким образом, около 80% выпускников нуждаются в различных видах социально-педагогической и психологической помощи, организации сопровождения при переходе на независимое проживание.
Кроме того, выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, планирование собственного бюджета, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другими.
В результате выпускники Учреждений зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить устойчивые межличностные отношения, проявляют иждивенческие тенденции, становятся жертвами насилия, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность.
Региональными нормативными правовыми актами урегулированы дополнительные гарантии и льготы для выпускников Учреждений.
Законом Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» установлены меры социальной поддержки выпускников Учреждений с целью реализации ими права на образование, полное государственное содержание во время обучения, бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте в пределах территории Томской области, медицинское обслуживание, отдых в школьных и студенческих спортивно-оздоровительных лагерях труда и отдыха, санаторно-курортных учреждениях при наличии медицинских показаний, сохранения права на закрепленное жилое помещение на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также права на однократное обеспечение вне очереди жилым помещением.
Законом Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями.
(Абзац в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 12 апреля 2013 года № 295-ра, - см. предыдущую редакцию)
С 2007 года деятельность по постинтернатному сопровождению включена в областную целевую программу «Дети Томской области» на 2007 - 2010 годы. Кроме того, в рамках реализации мероприятий по временному трудоустройству подростков областной целевой программы «Дети Томской области» центры занятости в приоритетном порядке направляли на рабочие места детей, особо нуждающихся в опеке государства, в том числе: воспитанников детских домов, школ-интернатов. Средний период участия подростков в данном мероприятии составил 1 месяц, доход - около 4 тыс. рублей.
Несмотря на комплекс осуществляемых мероприятий, организация деятельности по социальной адаптации выпускников требует значительных доработок по ряду причин, связанных с:
отсутствием правовой основы деятельности по социальной адаптации выпускников Учреждений;
отсутствием на региональном уровне системы учета численности выпускников Учреждений, потребности в создании условий для получения ими образования, обеспечения их занятости, социальных услугах;
отсутствием системной межведомственной работы по социальной адаптации выпускников Учреждений;
несовершенством системы работы Учреждений по воспитанию и обучению находящихся в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из Учреждения;
низким уровнем организации работы по профессиональному самоопределению воспитанников Учреждений и поиску для них конкурентоспособных профессий;
несовершенством деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников Учреждений;
отсутствием мониторинга и оценки эффективности работы по социальной адаптации выпускников Учреждений на основе системы соответствующих показателей и индикаторов;
невысоким уровнем владения педагогами-специалистами инновационными технологиями сопровождения;
отсутствием системы переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с выпускниками Учреждений.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: создание условий для успешной адаптации выпускников Учреждений в самостоятельной жизни, обеспечение реализации их прав и законных интересов.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Создание межведомственной системы по осуществлению деятельности в сфере социальной адаптации выпускников Учреждений.
2. Совершенствование системы работы Учреждений по воспитанию и обучению находящихся в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения.
3. Повышение эффективности деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников Учреждений.
4. Обеспечение экономической самостоятельности и социальной защищенности выпускников Учреждений, а также лиц из их числа.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
и целевые индикаторы по годам
Наименование показателя | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Охват выпускников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, услугами социально-педагогического сопровождения | Человек | Не менее | Не менее 100 | Не менее 100 |
Доля выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования | % | 75 | 80 | 85 |
Доля выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отчисленных | % | 12 | 11 | 10 |