Действующий

Об утверждении Региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов Томской области на 2011 - 2013 годы (с изменениями на 10 декабря 2013 года)

5. Совершенствование механизмов оценки эффективности
деятельности областных государственных учреждений

До 2010 года оценка эффективности деятельности учреждений проводилась в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 26.06.2008 №  125а «О порядке оценки эффективности деятельности областных государственных бюджетных учреждений». Утвержденный указанным постановлением Администрации Томской области Порядок оценки эффективности деятельности областных государственных бюджетных учреждений устанавливал:

перечень исполнительных органов государственной власти Томской области, осуществляющих проведение ежегодной оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений;

последовательность действий исполнительных органов государственной власти Томской области при проведении оценки;

показатели для оценки эффективности деятельности бюджетного учреждения (форма для заполнения);

аналитические показатели эффективности деятельности бюджетного учреждения (форма для заполнения);

значения показателей для признания деятельности бюджетного учреждения эффективной (таблица с пограничными значениями);

значения показателей для принятия решений в сфере управления бюджетными учреждениями.

Оценка эффективности деятельности государственных бюджетных учреждений Томской области проводилась ежегодно, начиная с 2007 года.  По итогам проведения оценки главные распорядители средств областного бюджета разрабатывали для учреждений мероприятия по повышению их эффективности и планы-графики изменения типа учреждений на автономные.

Применение главными распорядителями средств областного бюджета Томской области Порядка оценки эффективности деятельности областных государственных бюджетных учреждений на практике выявило ряд недочетов.

Во-первых, практическая апробация методики оценки (показателей, критериев и механизмов принятия решений) выявила необходимость их расширения и корректировки для возможности применения всеми типами учреждений, оказывающих государственные услуги (выполняющих работы)  в соответствии с действующим перечнем государственных услуг (работ).

Во-вторых, излишняя формализованность и узость механизма принятия решений (формализация ряда показателей, отсутствие вариативности в оценке) привела к тому, что на практике главные распорядители средств областного бюджета не смогли воспользоваться предложенными в методике критериями и показателями.

В-третьих, принятие Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» сузило сферу применения данного нормативного правого акта до уровня государственных бюджетных учреждений, исключив  из сферы его влияния государственные автономные и казенные учреждения Томской области.

В связи с этим постановление Администрации Томской области  от 26.06.2008 № 125а «О порядке оценки эффективности деятельности областных государственных бюджетных учреждений» было признано утратившим силу (постановление Администрации Томской области от 30.12.2010 № 288а  «О признании утратившим силу постановления Администрации Томской области от 26.06.2008 № 125а»).

Учитывая значимость оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений как одного из элементов системы оценки эффективности решения задач социально-экономического развития Томской области, а также системы планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области в части, касающейся повышения эффективности деятельности подведомственных им областных государственных учреждений, необходимо принять новый порядок оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений исходя из следующих положений:

необходимо делегировать главным распорядителям средств областного бюджета право самостоятельно устанавливать показатели и критерии оценки,  а также механизмы принятия управленческих решений на основе значений показателей и критериев. Это позволит установить показатели и критерии, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития отрасли;

следует расширить по сравнению с ранее действовавшим Порядком оценки эффективности деятельности областных государственных бюджетных учреждений сферу применения оценки эффективности, распространив ее  на казенные и автономные учреждения. Главным распорядителям средств областного бюджета необходимо сформировать показатели и критерии, которые  в наибольшей степени будут соответствовать каждому типу государственных учреждений: казенных, бюджетных, автономных. Это решение позволит оценивать эффективность всех государственных учреждений, находящихся  в функциональном подчинении соответствующих главных распорядителей средств областного бюджета, и принимать управленческие решения по всему спектру государственных учреждений, а не только по бюджетным;

определить для главных распорядителей средств областного бюджета порядок применения результатов оценки эффективности деятельности государственных учреждений при планировании загрузки учреждений и формировании проектов государственных заданий на очередной финансовый год и плановый период, а также формировании мероприятий (планов), направленных на повышение эффективности деятельности государственных учреждений.  Это решение расширит сферу применения результатов оценки.

В результате реализации вышеуказанных мероприятий ожидается, что механизм оценки эффективности деятельности государственных учреждений станет применяться на регулярной основе и будет служить источником информации для главных распорядителей средств областного бюджета  при принятии решений в сфере управления сетью подведомственных учреждений.

Риски, связанные с решением данной задачи, можно разделить  на внутренние и внешние. Внутренние риски связаны с возможной неполнотой показателей и критериев, разрабатываемых и утверждаемых главными распорядителями средств областного бюджета. Этот риск будет нивелироваться путем проведения обучающих мероприятий, в ходе которых будет выполнен анализ существующих в других субъектах Российской Федерации подходов  к оценке эффективности деятельности государственных учреждений, а также путем регулярной доработки методик по мере накопления информации главными распорядителями средств областного бюджета и областными государственными учреждениями.

Внешние риски связаны с рядом факторов, вытекающих из изменений федерального законодательства и принятия на уровне Российской Федерации программ (мероприятий, планов), для реализации которых потребуется внесение изменений в механизм оценки. Данный риск является слабоуправляемым, однако в случае таких событий совместно с главными распорядителями средств областного бюджета будут приниматься решения о соответствующей корректировке механизмов оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений.