Наличие эффективной системы управления региональными финансами является одним из ключевых условий, обеспечивающих достижение долгосрочных целей и приоритетов социально-экономического развития Томской области.
Для построения эффективной системы с 2005 года в Томской области идет планомерный процесс реформирования системы региональных и муниципальных финансов.
В целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на территории Томской области была разработана и реализована Программа реформирования региональных финансов Томской области на 2006 - 2008 годы (распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27.10.2005 № 627-р «Об утверждении Программы реформирования региональных финансов Томской области на 2006 - 2008 годы»).
В результате реализации Программы реформирования региональных финансов на 2006 - 2008 годы Томская область вошла в число регионов, которые одними из первых внедрили у себя механизмы:
формирования государственных заданий;
формирования перечня бюджетных услуг, оказываемых населению за счет средств регионального бюджета;
оценки потребности в бюджетных услугах;
формирования ведомственных целевых программ, в том числе и для деятельности, связанной с оказанием бюджетных услуг;
стандартизации бюджетных услуг;
стимулирования проведения бюджетной реформы муниципальными образованиями, входящими в состав региона;
планирования деятельности исполнительных органов государственной власти региона с использованием программно-целевых методов путем разработки и реализации докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти региона и ведомственных целевых программ;
проведения ежегодной оценки эффективности деятельности региональных бюджетных учреждений и использование результатов оценки при планировании мероприятий по повышению эффективности их деятельности.
Внедрение вышеперечисленных механизмов в бюджетный процесс позволило Томской области достичь достаточно высоких показателей качества управления региональными финансами:
удельный вес расходов областного бюджета, формируемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов областного бюджета (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета) составляет более 40%;
с 2008 года утверждается 3-летний бюджет;
ежегодно разрабатывается и утверждается более 50 ведомственных целевых программ Томской области;
утвержден перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (распоряжение Администрации Томской области от 30.11.2010 № 1030/1-ра «Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности»);
ежегодно проводится оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Томской области.
В настоящее время в Томской области сформирована иерархическая структура документов стратегического и программно-целевого планирования (Закон Томской области от 14 сентября 2009 года № 177-ОЗ «О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области»), что позволяет осуществить переход от направлений развития Томской области, зафиксированных в Стратегии развития Томской области до 2020 года, к целям, задачам и показателям деятельности конкретных исполнительных органов государственной власти Томской области, структурных подразделений Администрации Томской области и областных государственных учреждений на трехлетний период.
В рамках реализации Программы реформирования региональных финансов Томской области на 2006 - 2008 годы проведена работа по совершенствованию следующих аспектов:
планирование и управление кассовыми разрывами и кредиторской задолженностью бюджета;
управление кредиторской задолженностью (включая просроченную) областных государственных бюджетных учреждений и исполнительных органов государственной власти Томской области;
принятие решений о реализации новых инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета и управление ими;
процедуры предоставления государственных гарантий;
повышение эффективности межбюджетных отношений.
К 2010 году стало очевидным, что не все из реализованных на практике мероприятий принесли планируемый результат и многое еще требует доработки и развития.
Существующие сегодня механизмы планирования показателей деятельности главных распорядителей средств областного бюджета и областных государственных учреждений зафиксированы в различных нормативных правовых актах, при этом зачастую не имеют четко установленных взаимосвязей и связи с финансовым планированием. Существует необходимость придания этим механизмам большей структурированности, проработанности и применимости в бюджетном процессе.
В 2010 году в федеральное законодательство внесены изменения в части подходов к оказанию государственных и муниципальных услуг, формированию государственных заданий для государственных и муниципальных учреждений, а также к другим вопросам, связанным с организацией бюджетного процесса, что привело к необходимости пересмотра и корректировки ряда процедур управления региональными финансами Томской области.