В настоящее время формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется на основании Положения о формировании государственного задания в отношении областных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 26.10.2010 № 209а «О порядке формирования государственного задания в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
Данный документ устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными бюджетными и областными государственными автономными учреждениями, а также областными государственными казенными учреждениями, в отношении которых принято решение исполнительного органа государственной власти Томской области, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя средств областного бюджета, о формировании им государственного задания.
В части контроля за исполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) данный порядок устанавливает только общие нормы и необходимость указания периодичности форм контроля непосредственно в государственном задании. При этом вопросы корректировки государственных заданий нормативно не урегулированы.
Финансовое обеспечение государственных заданий, осуществляемое в форме субсидий, подразумевает определенную свободу исполнителей государственных заданий в расходовании средств в отличие от финансирования по смете.
В целях обеспечения баланса интересов главным распорядителям средств областного бюджета необходим механизм текущего и итогового контроля исполнения государственных заданий. Создание данного механизма позволит оценить эффективность расходования средств на выполнение государственного задания, а также определить условия, при которых государственное задание нуждается в корректировке. Необходимость разработки указанного механизма обусловлена также следующими факторами:
отсутствие контроля (текущего и итогового) за исполнением государственного задания приведет к отсутствию стимулов для его надлежащего исполнения и возможности для главных распорядителей средств областного бюджета влиять (в том числе через финансовые рычаги) на исполнителя государственного задания;
отсутствие текущего контроля не позволяет своевременно осуществлять корректировку государственного задания и объема его финансового обеспечения. На этапе итогового контроля (по итогам года или по итогам исполнения государственного задания) корректировка государственного задания становится невозможной и нецелесообразной;
отсутствие возможности корректировки государственного задания по показателям, характеризующим объем услуги, а также его финансового обеспечения напрямую ведет к рискам отсутствия заинтересованности у исполнителя государственного задания в его надлежащем исполнении (государственное задание в любом случае будет профинансировано) и неэффективному использованию бюджетных средств главным распорядителем средств областного бюджета (задание профинансировано, но не выполнено).
Исходя из необходимости разработки вышеназванных механизмов в рамках данного направления реформирования планируется рассмотреть следующие способы совершенствования мониторинга и контроля исполнения государственных заданий, их корректировки и стимулирования их исполнения:
1. Текущий контроль может быть организован на регулярной основе (например, по итогам каждого квартала) или один раз в год (например, по итогам 8 месяцев) в зависимости от специфики государственных услуг (выполняемых работ). В рамках текущего контроля могут отслеживаться не все, а только те показатели государственного задания, по которым на момент контроля есть данные. По итогам текущего контроля главный распорядитель средств областного бюджета определяет необходимость корректировки объемных показателей государственного задания и объем его финансового обеспечения как в сторону уменьшения (изначально запланированные объемы государственного задания не будут исполнены), так и в сторону увеличения (количество обратившихся за услугой (работой) превышает плановые объемы государственного задания). В рамках текущего контроля корректировка государственного задания производится до конца текущего года.
2. Итоговый (годовой) контроль проводится ежегодно по всем показателям государственного задания за отчетный год. Результатом итогового контроля является оценка полноты выполнения показателей, характеризующих объем и качество государственных услуг (выполненных работ), а также расходования средств на финансовое обеспечение государственного задания. За главным распорядителем средств областного бюджета целесообразно закрепить следующие полномочия:
корректировка объема финансового обеспечения государственного задания на оставшийся период его действия исходя из соотношения плановых и фактических результатов деятельности;
корректировка государственного задания исходя из ожидаемого исполнения показателей, характеризующих объем оказания услуги, что позволит своевременно реагировать на изменение потребности в государственных услугах.
3. Финансовое обеспечение:
возможно уменьшение объема финансового обеспечения государственного задания до конца текущего года по итогам текущего контроля либо до конца срока действия государственного задания по результатам итогового контроля при условии недовыполнения показателей, характеризующих объем государственного задания, а также показателей качества;
возможно применение корректирующих коэффициентов, основанных на результатах текущей и итоговой оценки исполнения государственного задания.
Главными распорядителями средств областного бюджета могут применяться все вышеуказанные варианты либо выборочно, либо в зависимости от специфики государственных услуг и организации деятельности исполнителя государственного задания.
В результате реализации намеченных изменений в системе контроля за исполнением государственных заданий и стимулирования их исполнения будут реализованы минимально необходимые изменения для обеспечения контроля за эффективностью исполнения государственных заданий и финансового обеспечения их исполнения, в том числе и через механизм корректировки государственных заданий.
Учитывая, что механизмы контроля подлежат регулярной ревизии с точки зрения их собственной эффективности, предполагается, что раз в несколько лет главными распорядителями средств областного бюджета (при необходимости - совместно с областными государственными учреждениями) будет проводиться доработка механизмов контроля за исполнением государственных заданий и стимулирования их исполнения.
Основные риски решения данной задачи лежат в плоскости методологии и связаны с необходимостью найти оптимальное сочетание условий, при которых производится корректировка показателей, характеризующих объем оказания услуги, и финансового обеспечения государственного задания. Данный риск невозможно преодолеть одномоментно. К данной работе будут привлекаться и главные распорядители средств областного бюджета и областные государственные учреждения, что позволит избежать серьезных ошибок и допущений еще на этапе формирования методологии. Далее, на этапе апробации решений, по мере осуществления оценки исполнения государственных заданий и накопления данных будет производиться доработка порядков и методик.