Действующий

Об утверждении Региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов Томской области на 2011 - 2013 годы (с изменениями на 10 декабря 2013 года)

4. Совершенствование механизмов оценки потребности
в государственных услугах и применение результатов оценки


В настоящее время оценка потребности в государственных услугах осуществляется исполнительными органами государственной власти Томской области в соответствии с Порядком проведения оценки потребности  в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов областного бюджета (постановление Администрации Томской области от 30.06.2008 № 127а «Об утверждении Порядка проведения оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов областного бюджета»). Данный Порядок проведения оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов областного бюджета (далее - Порядок проведения оценки потребности) определяет права, последовательность действий исполнительных органов государственной власти Томской области, ответственных за организацию предоставления бюджетных услуг, в процессе проведения оценки потребности населения Томской области в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и устанавливает:

механизм взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Томской области при оценке потребности в бюджетных услугах;

рекомендации по определению показателей потребности в бюджетных услугах.

Результаты оценки потребности в бюджетных услугах используются исполнительными органами государственной власти Томской области  при планировании расходов на оказание услуг. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с приказом Департамента финансов Томской области от 22.04.2008 № 18 «Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований по исполнению действующих и принимаемых обязательств на очередной финансовый год и плановый период».

Проблемы в проведении оценки потребности в услугах и применении результатов оценки при планировании расходов областного бюджета в части ассигнований на оказание услуг обусловлены следующими факторами:

несоответствием терминологии Порядка проведения оценки потребности положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации;

невозможностью применения зафиксированных в Порядке проведения оценки потребности методик определения потребности в государственных услугах всеми заинтересованными главными распорядителями бюджетных средств;

отсутствием методики применения данных оценки потребности  при планировании бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг.

Для решения обозначенных проблем и обеспечения применения инструментов оценки потребности исполнительными органами государственной власти Томской области в отношении государственных услуг, включенных  в Перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (распоряжение Администрации Томской области от 30.11.2010 № 1030/1-ра «Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями  в качестве основных видов деятельности») (далее - Перечень государственных услуг (работ), необходимо не только привести в соответствие в Бюджетным кодексом Российской Федерации понятийный аппарат, используемый в порядке проведения оценки потребности, но и усовершенствовать методику проведения оценки потребности.

Исходя из вышеизложенного планируется доработка Порядка оценки потребности по следующим направлениям:

осуществление перехода на термин «государственная услуга» вместо «бюджетная услуга» с расшифровкой понятия «государственная услуга»;

проведение унификации показателей и форм оценки Порядка оценки потребности с распоряжением Администрации Томской области от 30.11.2010 № 1030/1-ра «Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями  в качестве основных видов деятельности»;

установление в нормативном правовом акте порядка определения потребности в государственных услугах с делегированием полномочий  по разработке и утверждению методик оценки потребности исполнительным органам государственной власти Томской области в соответствующих сферах.

Данные решения позволят расширить сферы применения оценки потребности в государственных услугах, сделают механизм формирования методики оценки потребности более гибким, позволяющим учесть специфику каждой отрасли.

В рамках совершенствования механизма применения результатов оценки потребности в государственных услугах при планировании ассигнований  на очередной финансовый год и плановый период предполагается разработка механизмов, позволяющих учитывать результаты оценки потребности в оказании государственных услуг при составлении проекта областного бюджета.  В частности, рассмотрение вопроса о целесообразности внесения дополнений  в приказ Департамента финансов Томской области от 22.04.2008 № 18  «Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований  по исполнению действующих и принимаемых обязательств на очередной финансовый год и плановый период» в части, касающейся планирования ассигнований на оказание государственных услуг в соответствии с видами бюджетных ассигнований, установленными статьями 69 и 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Разработка и утверждение новых подходов и методик оценки потребности  в государственных услугах решит задачу применения главными распорядителями средств областного бюджета результатов оценки потребности при расчете финансового обеспечения государственных заданий на оказание государственных услуг. В настоящее время главные распорядители средств областного бюджета ведут работу по подготовке отраслевых порядков определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества областных государственных учреждений.

Переход на новые методики оценки потребности в государственных услугах позволит всем главным распорядителям средств областного бюджета, имеющим подведомственные учреждения, оказывающие государственные услуги в соответствии с Перечнем государственных услуг (работ), использовать результаты оценки при расчете финансового обеспечения государственных заданий.

Установление механизма планирования бюджетных ассигнований, основанного на результатах оценки потребности в государственных услугах,  в сочетании с нормативным подходом к финансированию (приказ Департамента финансов Томской области от 03.11.2010 № 41 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание областными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества областных государственных учреждений») сформируют необходимую базу для обоснования расходов на оказание государственных услуг.

Установление новых механизмов оценки потребности в государственных услугах позволит решить задачу формирования ведомственных целевых программ в сфере предоставления государственных услуг и облегчит процесс формирования государственных заданий на оказание государственных услуг.

Основной риск реализации данного направления связан с правильностью отнесения конкретных видов деятельности областных государственных учреждений к государственным услугам, оказываемым данными учреждениями  в качестве основных видов деятельности, в отношении которых следует проводить оценку потребности.

Управление данным риском будет осуществляться путем выработки совместно с исполнительными органами государственной власти Томской области единых подходов к включению услуг, оказываемых областными государственными учреждениями, в Перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями  в качестве основных видов деятельности, исходя из их сути и содержания.