В целях стимулирования реформы бюджетного процесса на муниципальном уровне в областном бюджете с 2008 года предусматривается фонд реформирования муниципальных финансов (Закон Томской области от 13 августа 2007 года № 170-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области») в размере 25 миллионов рублей. С 2008 года средства фонда реформирования муниципальных финансов распределялись дважды - в 2008 и 2010 годах.
До 2010 года средства из фонда реформирования муниципальных финансов распределялись в соответствии с Порядком предоставления и распределения средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов (городских округов) Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 30.06.2007 № 76 «Об утверждении Порядка предоставления и распределения средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов (городских округов) Томской области».
Данный Порядок регулировал весь спектр вопросов, связанных с:
отбором муниципальных районов (городских округов) для предоставления трансфертов из областного бюджета;
структурой и оценкой плана использования трансфертов;
оценкой заявки муниципального района (городского округа);
распределением трансфертов.
В соответствии с утвержденным Порядком приоритетными были следующие направления реформирования муниципальных финансов:
качество управления бюджетом;
управление муниципальной собственностью;
реализация мероприятий административной реформы;
управление долговыми обязательствами.
С 2010 года предоставление и распределение средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов, городских округов Томской области осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 28.06.2010 № 128а «Об утверждении Порядка предоставления и распределения средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов, городских округов Томской области».
По сравнению с предыдущим порядком существенные изменения коснулись:
дисквалификационных критериев;
перечня исходных данных для проверки дисквалификационных критериев;
направлений и мероприятий реформирования.
Внесение изменений в перечень направлений и мероприятий реформирования муниципальных финансов обусловлено существенными изменениями бюджетного процесса на уровне области, в частности: переход на государственные услуги и оценку потребности в государственных услугах при планировании деятельности областных государственных учреждений и бюджетных ассигнований; планирование деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и управление на основе программ (долгосрочных, областных, ведомственных).
С 2010 года муниципальным образованиям Томской области предлагается проводить реформу бюджетного процесса по следующим направлениям:
управление расходами и реструктуризация бюджетной сети (предоставление муниципальных услуг; стандартизация муниципальных услуг; повышение эффективности бюджетных расходов; развитие новых форм оказания муниципальных услуг автономными учреждениями и немуниципальными организациями);
бюджетное планирование, ориентированное на результат (ведение реестра расходных обязательств; совершенствование бюджетного планирования; формирование целевых программ; формирование и реализация муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг);
повышение качества финансового менеджмента (повышение обоснованности и точности бюджетного планирования, сокращение количества пересмотров параметров бюджета; внедрение принципов нормативного финансирования; управление муниципальной собственностью; долговая политика; модернизация жилищно-коммунального хозяйства; открытость управления муниципальными финансами).
Изменения в подходах к реализации реформы бюджетного процесса, зафиксированные в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р и совместном приказе Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 № 194н/701, требуют изменения подходов к продолжению реформы бюджетного процесса в Томской области, включая муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа) Томской области.
Принимая во внимание работоспособность механизма отбора муниципальных образований Томской области, претендующих на получение трансфертов из областного фонда реформирования муниципальных финансов, целесообразно внести корректировки в направления реформирования муниципальных финансов, а именно - дополнить следующими мероприятиями:
совершенствование программно-целевых принципов планирования (увеличение доли расходов, формируемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов местного бюджета);
совершенствование механизмов муниципального задания и его финансового обеспечения (включая определение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, применение результатов оценки потребности в муниципальных услугах при планировании бюджетных ассигнований);
внедрение оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств;
стимулирование развития аутсорсинга.