АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2011 года № 549


О программе повышения эффективности использования бюджетных средств

(с изменениями на 26 декабря 2013 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Администрации Города Томска от 26 декабря 2013 года № 1525
     Постановлением Администрации Города Томска от 27 марта 2013 года № 285

     Постановлением Администрации Города Томска от 10 апреля 2012 года № 345

     Постановлением Администрации Города Томска от 18 января 2012 года № 36
_______________________________________________________________



В целях реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", в соответствии с соглашением о мерах по оздоровлению муниципальных финансов и условиях оказания финансовой помощи муниципальному образованию "Город Томск" от 01.03.2011 №16-с

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Программу повышения эффективности использования бюджетных средств муниципального образования "Город Томск" на период до 2013 года (далее - Программа) согласно приложению №1 к настоящему постановлению.

2. Утвердить план мероприятий по реализации Программы повышения эффективности использования бюджетных средств на период до 2013 года (далее - План мероприятий) согласно приложению №2 к настоящему постановлению.

3. Утвердить показатели оценки эффективности реализации программы повышения эффективности использования бюджетных средств муниципального образования "Город Томск" на период до 2013 года согласно приложению №3 к настоящему постановлению.

4. Органам администрации Города Томска:

4.1 руководствоваться положениями Программы при исполнении бюджета муниципального образования "Город Томск", а также при подготовке проектов нормативных правовых актов;

4.2 обеспечить реализацию Плана мероприятий в установленные сроки;

4.3 ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в департамент финансов администрации Города Томска (И.Ю. Ярцева) информацию о выполнении Плана мероприятий.

(Подпункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 10 апреля 2012 года № 345, - см. предыдущую редакцию)

5. Департаменту финансов администрации Города Томска (И.Ю. Ярцева) ежегодно, до 20 февраля года, следующего за отчетным, направлять обобщенную информацию о выполнении Плана мероприятий Мэру Города Томска.

6. Комитету по общим вопросам администрации Города Томска (О.Н.Берлина):

6.1 Опубликовать настоящее постановление в Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск".

6.2 Направить настоящее постановление в исполнительный орган государственной власти Томской области, уполномоченный Губернатором Томской области на организацию и ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов в Томской области.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Города Томска по экономике и финансам А.П. Абрамова.


Мэр Города Томска
     Н.А.Николайчук


Приложение №1
к постановлению администрации Города Томска
от 30.05.2011 № 549


Программа
повышения эффективности
использования бюджетных средств
муниципального образования «Город Томск»
на период до 2013 года


Глава 1. Необходимость разработки и реализации программы


Правительством Российской Федерации были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы,  развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года),  реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах,  повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах.

В 2000 году вступил в силу Бюджетный  Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.

Новации бюджетного законодательства, вводимые Правительством Российской Федерации, реализовывались и в нормативной базе муниципального образования «Город Томск» (далее по тексту- Город Томск).

В соответствии с Бюджетным  Российской Федерации и нормативными правовыми актами Города Томска, регулирующими бюджетные отношения, в Городе Томске составляется, утверждается и исполняется бюджет Города Томска.

Деятельность органов местного самоуправления Города Томска по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета носит публичный характер. Начиная с отчета об исполнении бюджета Города Томска за 2005 год и проекта бюджета на 2007 год в Городе Томске проводятся публичные слушания по проектам решений Думы Города Томска об их утверждении с размещением материалов в средствах массовой информации. Порядок и сроки составления и утверждения проекта бюджета с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ определены в Положении «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Томск» (решение Думы города Томска от 06.10.2009 №1316), ежегодно распоряжением администрации утверждается график разработки проекта бюджета. На основании ст. 174.2 Бюджетного кодекса РФ финансовым органом утвержден Порядок и методика раздельного планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Осуществляется экспертиза (подготовка заключений) и подготовка проектов муниципальных правовых актов, оказывающих влияние на формирование доходов, долговую политику, а также устанавливающих и (или) вносящих изменения в состав и объем расходных обязательств Города Томска.

В целях создания механизма непрерывного совершенствования управления муниципальными финансами постановлением администрации г.Томска от 28.12.2007 №881 утверждена программа реформирования муниципальных финансов г.Томска на 2008-2010 годы, одним из приоритетов которой являлось осуществление комплекса мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов.

В целях внедрения в бюджетный процесс инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в рамках реализации Программы реформирования муниципальных финансов утверждены основные нормативные правовые акты:


-      Об утверждении консолидированного перечня муниципальных услуг, оказываемых населению муниципального образования «Город Томск»;


- Порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов бюджета;


- О стандартах качества муниципальных услуг;


- Об утверждении отраслевых стандартов качества по видам муниципальных услуг (образование, культура, здравоохранение);


- О муниципальном задании на оказание муниципальных услуг;


- Об утверждении порядка разработки и реализации городских долгосрочных целевых программ на территории муниципального образования «Город Томск»;


- Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ;


- Об утверждении методики расчета стоимости муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск»;


- Муниципальные правовые акты по переходу бюджетных учреждений (образование, культура, здравоохранение, социальная политика) на новые системы оплаты труда.

Всего за период реализации указанной выше Программы разработано и утверждено более 100 муниципальных правовых актов.

Результатом данных реформ стало формирование в Городе Томске современной системы управления общественными финансами путем:

1) организации бюджетного процесса;

2) упорядочения основных социальных обязательств;

3) развития системы муниципального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджета Города Томска, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств, управление единым счетом бюджета Города Томска;

4) поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (реестра расходных обязательств, докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных целевых программ, муниципальных заданий);

5) перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию;

6) создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг;

7) осуществления процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придание этому процессу публичности.

В целях обеспечения стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной политики в Городе Томске важнейшим достижением стал переход на среднесрочное бюджетное планирование. В 2009 году впервые был принят бюджет на очередной финансовый год и на плановый период.

Переход к планированию бюджета на три года потребовал внедрения автоматизированной системы «АЦК-Планирование». Проведена серьезная работа по автоматизации бюджетного процесса, что способствовало повышению точности бюджетной отчетности и эффективности среднесрочного и долгосрочного планирования и  позволило в кратчайшие сроки (2 дня) формировать сводную бюджетную роспись и доводить до главных распорядителей бюджетных средств уведомления о бюджетных назначениях на трехлетний период. Доведение указанных уведомлений позволило главным распорядителям бюджетных средств размещать муниципальный заказ до начала очередного финансового года, в том числе и на плановый период.

В целях реализации принципов ответственного управления общественными финансами связанных с налогово-бюджетной прозрачностью, а также наличием эффективной системы исполнения бюджета, что способствует прозрачности и подконтрольности исполнения бюджета и, соответственно, снижению нецелевого использования бюджетных средств, уменьшению неэффективных бюджетных расходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ разработан и утвержден финансовым органом Регламент исполнения бюджета города, определяющий порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, кассового плана бюджета города, принятия и подтверждения денежных обязательств, санкционирования расходов, порядок исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, порядок завершения финансового года, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Города Томска.

Реформа муниципальных финансов осуществляется в тесной взаимосвязи с административной реформой, в рамках которой проведен анализ функций органов местного самоуправления, сформирован перечень муниципальных услуг, ведется работа по их стандартизации и регламентации, сформирована система по оптимизации расходования бюджетных средств, предусмотренных на содержание бюджетных учреждений.

Разработаны механизмы формирования, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых и ведомственных программ, установлен порядок подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования муниципального образования "Город Томск".

На базе имеющихся положительных результатов реформирования системы управления финансами в Городе Томске необходима дальнейшая модернизация бюджетного процесса в соответствии с основными направлениями бюджетной реформы, осуществляемой на федеральном уровне.

Кроме того, сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем:


1) стратегия социально-экономического развития Города Томска на период до 2020 года остается слабо увязанной с бюджетным планированием;


2) доходная база бюджета Города Томска по прежнему остается нестабильной;


3) сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации в повышении их эффективности;


4) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;


5) планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;


6) формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;


7) социально значимые муниципальные услуги не предоставляются в электронной форме;


8) действующая система внутреннего муниципального финансового контроля не позволяет оценить эффективность использования средств бюджета Города Томска.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Города Томска увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по дальнейшей модернизации управления общественными финансами Города Томска.

Глава 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Города Томска, повышение качества бюджетного процесса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»