(в редакции, введенной в действие
Постановлением Администрации Города Томска от 15 февраля 2011 года № 122, -
см. предыдущую редакцию)
Старение населения - объективный общемировой процесс.
В городе Томске более 109 тысяч жителей пенсионного возраста.
Основным источником доходов большинства пожилых граждан является пенсия.
По информации государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Томске Томской области, средний размер пенсии в городе Томске в 2010 году составил 7437,44 рубля при прожиточном минимуме на душу населения в I квартале 2010 г. - 5391,0 рублей (пенсионеры - 4230,0 рублей).
Постоянное повышение цен на продукты питания, промышленные товары, медикаменты, рост оплаты за жилье и коммунальные услуги не позволяют пожилым людям производить жизненно необходимые приобретения, в том числе лекарственные препараты и лечение. Это практически невозможно для одиноких пенсионеров, которых в городе около 2,8 тысяч человек.
Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Многие люди старшего поколения в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социально-культурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального и торгово-бытового обслуживания, организации культурного досуга, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Данная категория граждан нуждается в коренном улучшении своего положения, чему может способствовать комплексный, программный подход к решению связанных с этим задач.
Настоящая городская долгосрочная целевая программа предусматривает поддержку граждан старшего поколения по 3-м основным направлениям:
- меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения;
- материальная поддержка граждан старшего поколения;
- меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения.
Положительная динамика развития и реализации городской долгосрочной целевой программы за предыдущие годы приведена ниже.
В 2009 году в управление социальной политики администрации Города Томска поступило и рассмотрено 1078 обращений и заявлений граждан старшего поколения по вопросам социальной поддержки. Материальная помощь оказана 1060 пенсионерам
Таблица 1
Анализ обращений граждан
по оказанию адресной единовременной материальной помощи в 2008- 2009
Виды помощи | 2009 год | 2008 год | ||||
|
| % данного вида помощи |
|
| % | |
| 710 | 1 992 922,33 | 66,9 | 545 | 1 508 786,00 | 63,6 |
Лечение, приобретение медицинских приборов, дорогостоящие операции | 110 | 382 829,36 | 10,5 | 116 | 371 663,14 | 15,6 |
Приобретение продуктов питания, одежды, обуви | 69 | 236 989,60 | 6,5 | 67 | 214 421,00 | 9 |
Ремонт жилья, погашение задолженностей за ЖКУ и телефон | 55 | 189 591,68 | 5,2 | 25 | 81 003,50 | 3,4 |
Другие виды помощи (вынужденные поездки, похороны, памятники и др.) | 116 | 397 413,34 | 10,9 | 62 | 200 126,30 | 8,4 |
| 1060 | 3 199 746,31 | 100 | 815 | 2 376 000,00 | 100 |
Анализируя обращения граждан по вопросам социальной поддержки, порядок и суммы назначенной муниципальной помощи в 2008 и 2009 годах, можно сделать выводы:
· Размер общей суммы муниципальной материальной помощи увеличился на 26% по сравнению с 2008 годом (с 2 376,00 тыс. руб. до 3 200,00 тыс. рублей).
· Средний размер муниципальной единовременной материальной помощи в 2009 году составил 3 018 руб., что на 10% выше среднего размера в 2008 году - 2 915 руб.
Сравнительный анализ основных мероприятий реализации городской долгосрочной целевой программы прошлых периодов (приведенных в таблице 1) свидетельствует о социальном эффекте, увеличивающемся охвате целевой аудитории мерами социальной поддержки и отсутствии рисков реализации.
Таблица 2
Основные мероприятия городской долгосрочной целевой программы