С 2006 года на территории города Томска реализовывалась федеральная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Ежегодно в бюджете города Томска предусматривались денежные средства на реализацию вышеуказанных программ.
В соответствии с действующим законодательством, одним из условий реализации на территории субъекта РФ федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является выделение денежных средств на реализацию мероприятий программы за счет средств субъекта РФ и местного бюджета.
Программа не ставит в качестве прямой цели решение демографической проблемы, а рассматривает ее как дополнительный социальный эффект.
Тем более, что достижение данного эффекта стимулируется материально путем предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы дополнительной субсидии (не менее 5% от расчетной (средней) стоимости жилья) при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации собственных затрат на приобретение (строительство) жилья.
В настоящий момент в федеральную подпрограмму внесен ряд изменений, учитывающих различные ситуации и позволяющих использовать социальную выплату, предоставляемую молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в том числе: 1) на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, 2) а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по эти кредитам или займам, 3) оплату стоимости приобретаемого жилья.
Право молодой семьи на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья удостоверяется именным документом - свидетельством, которое не является ценной бумагой.
Срок действия свидетельства - 9 месяцев с даты выдачи свидетельства. В течение данного периода молодая семья подбирает подходящий вариант приобретения (строительства) жилья и оформляет все необходимые документы.
Принятие городской долгосрочной целевой программы обусловлено необходимостью привлечения на цели городской долгосрочной целевой программы средств областного и федерального бюджетов, которые могут быть выделены только при соблюдении условий Федеральной подпрограммы.
3.1. Согласно действующему механизму молодой семье за счет средств федерального, областного и местного бюджетов предоставляется субсидия на приобретение жилья в следующем размере:
- молодой семье, не имеющей детей, - 35% расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной в соответствии с условиями Федеральной подпрограммы;
- молодой семье, имеющей одного и более детей, а также неполной семье, состоящей из одного молодого родителя и одного и более детей, - 40% расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной в соответствии с условиями Федеральной подпрограммы.
3.2. Социальные выплаты, предусмотренным для оплаты свидетельств, выданных молодым семьям, включенным в список претендентов на получение субсидии до 2008 года, рассчитываются в соответствии с порядком определения расчетной (средней) стоимости жилья, установленным согласно условиям Федеральной подпрограммы и регламентирующим порядок определения объема бюджетных средств, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы до 2008 года.
В соответствие с вышеуказанным порядком доля средств федерального бюджета на социальные выплаты по свидетельствам, выданным до 2008 года, не может превышать 10% указанной расчетной (средней) стоимости жилья. Таким образом, доля средств областного бюджета и бюджета г. Томска на выплату субсидий составляет:
- для молодых семей - участников программы, не имеющих детей, составляет 25% указанной расчетной (средней) стоимости жилья, в том числе: 15% - средства областного бюджета и 10% - средства бюджета г. Томска;
- для молодых семей, имеющих одного и более детей, а также неполных семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей, - 30% указанной расчетной (средней) стоимости жилья, в том числе 15% - средства областного бюджета и 15% - средства бюджета г. Томска.
Кроме того, предоставление дополнительных субсидий в размере не менее 5% расчетной (средней) стоимости жилья молодым семьям - участникам Программы при рождении (усыновлении) 1 ребенка осуществляется за счет средств бюджета г. Томска.
3.3. С 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", рассчитывается по формуле:
ДСФ = (40 - 15 х КБО),
где: ДСФ - доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации на софинансирование мероприятий указанной программы;
КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В случае если показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации больше 2, для такого субъекта Российской Федерации доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", принимается в размере 10 процентов.
При этом с 2008 года доля средств бюджетов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", с учетом указанных уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации будет распределяться в соответствии с действующим законодательством.