Рассмотрев представленный департаментом экономики администрации города Томска прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, руководствуясь Бюджетным кодексом РФ, Уставом города Томска
П О С Т А Н О В Л Я Ю:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту экономики администрации города Томска (Е.К. Бушманова) направить прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов в департамент финансов администрации города Томска для работы по составлению проекта бюджета г.Томска на 2010-2012 годы.
3. Определить должностным лицом, ответственным за разъяснение положений настоящего постановления населению муниципального образования "Город Томск", начальника прогнозно-аналитического отдела департамента экономики администрации города Томска М.М. Васягину. Разъяснения осуществляются еженедельно по вторникам и четвергам с 10.00 до 13.00 по телефону: (3822) 52-68-87, либо в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра города Томска по экономике и финансам А.П. Абрамова.
Мэр города Томска
Н.А. Николайчук
Приложение к постановлению
администрации г. Томска
от 11.08.2009 № 715
Администрация города Томска
Департамент экономики
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск»
на 2010 год
и плановый период 2011 и 2012 годов
Томск 2009
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов разработан на основе:
- ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусмотренных Стратегией развития г. Томска до 2020 года и Программой действий администрации г. Томска по социально-экономическому развитию города на период 2007-2012 годы;
- прогноза индекса потребительских цен по Томской области;
- итогов социально-экономического развития города и динамики показателей в предшествующие годы;
- экспертных заключений о тенденциях развития г. Томска в 2008 году с учетом прогнозируемых изменений внутренних и внешних факторов, которые могут повлиять на темпы экономического роста в рассматриваемой перспективе;
- данных проведенного опроса о динамике основных финансово-экономических показателей по 245 крупным и средним организациям города Томска.
Прогноз социально-экономического развития охватывает всю территорию муниципального образования «Город Томск» и сферы деятельности независимо от форм собственности и нацелен на реализацию основной задачи администрации - повышение качества жизни томичей.
При разработке прогноза использовались следующие методы:
- экономико-статистический, основанный на изучении количественной стороны процессов при помощи статистических расчетов с целью выявления тенденций и закономерностей, происходящих в экономике;
- нормативный метод, состоящий в технико-экономическом обосновании расчетов, использовании норм и нормативов при расчете потребности в ресурсах;
- метод дефлятирования, основанный на переводе экономических показателей, рассчитанных в текущих ценах, в плановые с помощью соответствующих индексов- дефляторов цен;
- метод экспертных оценок, состоящий в анализе тенденций, оценке состояния различных факторов и процессов, их взаимозависимости и влияния на развитие прогнозируемого показателя;
- метод экстраполяции с использованием индексов физического объема соответствующих показателей.
Прогноз сформирован на основе двух базовых вариантов развития Российской Федерации с учетом особенностей экономической структуры г.Томска. Наиболее благоприятным по своим условиям является второй вариант (инновационный), который выступает как инвестиционно-ориентированный вариант экономического роста, предполагает осуществление ряда крупных инвестиционных проектов, относительное улучшение конкурентоспособности бизнеса и активизацию структурных сдвигов.
Второй вариант рассматривается в качестве наиболее вероятного сценария развития экономики и служит базой формирования проекта городского бюджета.
Прогноз представляет систему основных параметров социально-экономического развития города Томска на среднесрочную перспективу. По своему статусу является индикативным планом, в связи с этим подлежит систематической корректировке по итогам истекших отчетных периодов. На момент подготовки прогноза его экономические параметры служат обоснованием для расчетов налогооблагаемой базы при формировании проекта бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.
В 2008 году основные индикаторы, по которым оценивается социально-экономическая ситуация в г.Томске, достигли следующего уровня:
Таблица 1
Сравнительные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, Томской области и г.Томска в 2005-2008 годы.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2008 к 2005 | |
Продукция промышленности (ОКВЭД) (в % к предыдущему году) | |||||
г.Томск | 99,5 | 118,8 | 102,7 | 101,3 | 123 |
Томская область | 89,3 | 99,2 | 99,9 | 100 | 88,5 |
Россия | 104,0 | 103,9 | 106,3 | 102,1 | 117,3 |
Инвестиции в основной капитал (в % к предыдущему году) | |||||
г.Томск | 99,70 | 99,30 | 114,70 | 124,2 | 141 |
Томская область | 69,7 | 162,2 | 140,7 | 90,3 | 143,6 |
Россия | 110,9 | 113,7 | 121,1 | 109,1 | 166,6 |
Оборот розничной торговли (в % к предыдущему году) | |||||
г.Томск | 117,8 | 107,5 | 106,6 | 102,5 | 138,4 |
Томская область | 116,7 | 111,2 | 106,8 | 103,4 | 143,3 |
Россия | 112,8 | 113,9 | 116,1 | 113,0 | 168,6 |
Объем платных услуг населению (в % к предыдущему году) | |||||
г.Томск | 108,5 | 104,3 | 99,8 | 103,8 | 117,2 |
Томская область | 106,3 | 106,2 | 105,9 | 104,5 | 124,9 |
Россия | 106,8 | 107,6 | 107,1 | 104,9 | 129,1 |
Реальная заработная плата (в % к предыдущему году) | |||||
г.Томск | 109,2 | 112,2 | 117,1 | 109,3 | 156,8 |
Томская область | 110,4 | 111,6 | 111,3 | 106,9 | 146,6 |
Россия | 112,4 | 113,3 | 112,9 | 110,3 | 158,6 |
Ввод в действие жилых домов (в % к соответствующему периоду предыдущего года) | |||||
г.Томск | 112,0 | 121,9 | 114,0 | 121,5 | 189,1 |
Томская область | 107,9 | 116,8 | 118,2 | 118,1 | 175,9 |
Россия | 106,1 | 116,1 | 120,6 | 104,5 | 155,2 |
Итоги социально-экономического развития города Томска в анализируемом периоде сформировались под влиянием факторов, в составе которых в последние несколько лет произошли значительные перемены, что определяется существенным прогрессом в развитии и реформировании экономики, а именно:
Позитивные факторы:
1. После трехлетнего спада отмечается рост объема инвестиций в основной капитал организаций города, стимулированный, прежде всего: повышением деловой активности в строительстве, реализацией ряда крупных инвестиционных проектов в обрабатывающих отраслях, осуществлением национального проекта «Образование».
2. Доминирующей тенденцией в демографии является рост численности населения г. Томска, обеспеченный естественным приростом и положительным миграционным сальдо.
3. Устойчивый рост объемов жилищного строительства и повышение средней обеспеченности населения муниципального образования «Город Томск» общей площадью жилых домов в расчете на человека.
Негативные тенденции
1. Увеличение издержек производства обрабатывающих отраслей из-за опережающих, по сравнению с инфляцией, темпов роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и сырьевых отраслей.
2. Невысокие темпы модернизации и обновления производства на основе внедрения прогрессивной техники и современных инновационных технологий.
3. Недостаточный уровень и темпы развития транспортной инфраструктуры.
4. Замедление темпов роста в сфере потребительского рынка и увеличение отложенного спроса в связи с расширением объемов потребительского кредитования и ростом кредиторской задолженности населения.
5. При устойчивой тенденции к снижению уровень смертности остается относительно высоким.
6. Снижение в сентябре - декабре 2008 года темпов роста фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы в связи с кризисными явлениями в экономике города. Рост на 32,6% в сравнении с 2007 годом числа официально зарегистрированных безработных.
Сравнительный анализ основных показателей развития выявляет устойчивые позиции города Томска среди областных центров Сибирского федерального округа, как в экономической, так и в социальной сфере (таблица 2).
Таблица 2.
Сравнительные показатели социально-экономического развития территорий
Показатели | Ед. изм. |
| Кеме-рово | Новоси-бирск | Омск | Красно- | Барнаул |
Численность постоянного населения на 01.01.2009 г. | тыс. чел. | 521,6 | 520,6 | 1 390,5 | 1 131,1 | 937,2 | 648,1 |
рейтинг | 6 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Средняя заработная плата | руб. | 20 011,4 | 18 498,6 | 18 892,5 | 15 863,6 | 21 272,7 | 13 995,0 |
рейтинг | 2 | 4 | 3 | 5 | 1 | 6 | |
Прожиточный минимум (среднегодовая) | руб. | 4 405,0 | 4 053,9 | 4 911,0 | 4 528,0 | 4 716,0 | 4 510,0 |
рейтинг | 2 | 1 | 6 | 4 | 5 | 3 | |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг на душу населения | тыс. руб. | 96,8 | 125,8 | 110,1 | 97,5 | 155,9 | 56,0 |
рейтинг | 5 | 2 | 3 | 4 | 1 | 6 | |
Объем строительных работ на душу населения | тыс. руб. | 21,3 | 17,8 | 12,7 | 18,1 | 18,9 | 9,8 |
рейтинг | 1 | 4 | 5 | 3 | 2 | 6 | |
Ввод в действие общей площади жилых домов | кв. м на 1 тыс. чел. | 671,2 | 520 | 700 | 708,5 | 1000 | 600 |
рейтинг | 4 | 6 | 3 | 2 | 1 | 5 |