Статья 16. Органы управления образованием и образовательные учреждения
1. Органы управления образованием в пределах своей компетенции:
1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства Томской области в сфере образования несовершеннолетних;
2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
3) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
4) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних;
5) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
6) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, на воспитание нравственных традиций, формирование толерантного сознания, профилактику ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости;
7) выявляют и ведут учет детей, нуждающихся в государственной защите;
8) осуществляют иные меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 4 июля 2014 года № 97-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
2. Образовательные организации в установленном порядке:
1) осуществляют образовательный процесс, реализуют образовательные программы, направленные на воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни; становление и формирование личности обучающегося для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению; развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) обеспечивают психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создают условия для получения ими начального общего, основного общего и среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
(пункт в редакции, введенной в действие с 30.12.2014 года Законом Томской области от 15 декабря 2014 года № 187-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
4) создают необходимые условия для удовлетворения потребности личности в получении среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и конкретной профессии (специальности) с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ;
(пункт в редакции, введенной в действие с 30.12.2014 года Законом Томской области от 15 декабря 2014 года № 187-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
5) оказывают помощь семьям в воспитании детей, формировании у них навыков самостоятельной жизни, всестороннем раскрытии творческих способностей детей;
6) создают для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, обеспечивают социальную защиту, медико-психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию воспитанников, освоение образовательных программ, их обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, обеспечивают охрану и укрепление здоровья воспитанников, охрану прав и интересов воспитанников;
7) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
8) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
9) организуют работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе путем создания и обеспечения деятельности профильных отрядов и кружков юных инспекторов движения;
10) оказывают содействие в пределах своей компетенции сотрудникам правоохранительных органов в проведении индивидуальных профилактических мероприятий с несовершеннолетними с девиантным поведением;
11) организуют работу в пределах своей компетенции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем создания и обеспечения деятельности профильных отрядов и кружков;
12) принимают меры к повышению уровня безопасности образовательных организаций;
13) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении;
14) реализуют программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, на воспитание нравственных традиций, формирование толерантного сознания, профилактику ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости;