Срок реализации Программы - 2009-2012 годы.
Выполнение мероприятий Программы будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2009 год) одной из главных задач, исходя из экономической необходимости, является:
создание правовой базы;
разработка типовых документов и работа по созданию широкой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в каждом муниципальном образовании Томской области;
На предварительном этапе необходимо на уровне муниципальных образований Томской области проанализировать муниципальные программы, планы, методику, подходы к развитию МФХ, создать законодательную основу реализации этих программ (внести соответствующие изменения в законы о ЛПХ, о КФХ, о СПпК), завершить разработку и получить планы развития сельских территорий, проекты решений по финансовой поддержке в муниципальных образованиях Томской области. Также согласовать схемы и размер привлечения финансовых ресурсов из всех источников для развития МФХ на селе, для социально-экономического развития сельских территорий.
На втором этапе (2010-2012 годы) проводится активная реализация Программы:
формирование областной системы сельской потребительской кооперации в муниципальных образованиях Томской области, включая образование удаленных рабочих мест в крупных селах, а также вхождение СПпК Томской области через Томский областной СКПК (кооператив второго уровня) в общероссийскую систему сельскохозяйственной потребительской кооперации;
Для создания условий устойчивого развития МФХ Томской области и сопровождения реализации Программы в каждом муниципальном образовании Томской области создать рабочие группы и назначить ответственных специалистов за развитие МФХ. На этом этапе рабочие группы муниципальных образований Томской области на базе объектов исследования (муниципального образования, объектов малого бизнеса, КФХ, ЛПХ) реализуют мероприятия муниципальных программ развития сельских территорий. В пилотных сельских поселениях проверяются основные механизмы стабилизации и устойчивого развития МФХ, бизнеспроектов, оптимизации развития территорий производства и совершенствования экономических отношений производства и управления. Одновременно проводится мониторинг последствий реализации механизмов, изучается и обобщается опыт.
На этом этапе подготавливаются конкретные инвестиционные проекты (бизнес планы) по расширению рентабельного производства КФХ, техническому оснащению обслуживающих кооперативов, обновлению фондов. Рассчитывается сумма кредита, изучаются условия и возможности возврата.
Механизм распространения (тиражирование) опыта - важная составляющая Программы. Департамент по социально-экономическому развитию села и рабочие группы муниципальных образований Томской области с привлечение участников Программы организуют распространение апробированных механизмов устойчивого развития СПпК, МФХ, проводят мониторинг последствий реализации проектов. На основе обобщения материалов проводят семинары со специалистами муниципальных образований Томской области, сельских поселений, СПпК, КФХ, ЛПХ. Разрабатываются и лоббируются совместно с представителями федеральных и региональных органов власти предложения по совершенствованию правовой базы развития МФХ.
На каждом этапе реализации направления развития МФХ необходимо постоянное выполнение комплекса мероприятий по:
предоставлению субсидируемых кредитов и займов;
оказанию организационной и консультационной помощи гражданам, ведущим ЛПХ, КФХ, СПпК;
совершенствованию работы областного учебно-методического центра развития сельской кооперации и предпринимательства, подготовки и переподготовки кадров из числа сельских предпринимателей, представляющего необходимые информационно-консультационные услуги;
регулярному проведению мониторинга и распространению информации по развитию МФХ на территории Томской области.
Устойчивое, стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий Томской области, обеспечивающее рост эффективности экономики, поддержание экологического равновесия, сохранение и улучшение ландшафта, является важной частью агропродовольственной политики и развития МФХ.
Многофункциональность сельского хозяйства является одной из составляющих обеспечения благосостояния сельского населения и определяет необходимость государственного вмешательства в вопросы обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Решение данной комплексной проблемы возможно при условии сбалансированного развития сельских территорий и расположенных на их территории базовых и поддерживающих отраслей агропромышленного комплекса Томской области. Динамика экономического развития муниципальных образований Томской области определяет уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры, а также качество жизни на селе.