Основная проблема, препятствующая развитию малых форм хозяйствования на селе (далее - МФХ) Томской области, это отсутствие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПпК), обеспечивающей доступность МФХ к рынкам снабжения и сбыта, услугам по переработке продукции, обработке земельных участков, кредитным ресурсам и т.д.
Потребность в Программе обусловлена повышением роли местного самоуправления в развитии сельских территорий в условиях, когда не до конца завершена реорганизация и реформирование сельскохозяйственного производства, идет высвобождение рабочих, которые нуждаются в рабочих местах. Для приложения труда и для обеспечения самозанятости населения необходимо использовать возможности личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) как форму хозяйствования на селе для самообеспечения продуктами питания населения. История подтверждает, что лучше всего организовывает сельское население кооперация. Принципы, заложенные в кооперативном движении, в первую очередь, направлены на самоорганизацию местного населения на воспитание в каждой сельской семье экономического мышления, понимания, что в рыночных условиях стабильного благосостояния возможно достичь только через производство конкурентоспособной продукции либо в личном, либо в коллективном хозяйстве.
Система СПпК должна стать базовой составляющей механизма комплексного, устойчивого развития сельских территорий, основным разделом программ социально-экономического развития муниципальных образований Томской области.
Как инструмент государственной политики в поддержке и развитии сельскохозяйственной кооперации Программа объединяет в себе положительные результаты развития сети сельскохозяйственной кредитной кооперации Томской области, изучения мирового опыта и опыта других регионов Российской Федерации.
В Томской области на селе проживает 350 тыс. человек, это более трети общей численности населения. Из 350 тыс. сельских жителей всего 12 тыс. человек занято в общественном сельхозпроизводстве, остальные - это потенциальные владельцы личных подворий. В сельских поселениях Томской области насчитывается около 117 тысяч ЛПХ, 1 106 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и индивидуальных предпринимателей, из которых 205 КФХ, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Доля ЛПХ и КФХ в объеме выпуска продукции сельского хозяйства составляет 54 %. Однако эти формы хозяйствования развиваются как натуральные хозяйства с низкой долей товарной продукции. В хозяйствах населения и фермеров производится 33,7 % мяса, 44,5 % молока, 79,6 % овощей и 94,9 % картофеля. Поэтому любые колебания в производстве сельхозпродукции в этой категории хозяйствования серьезно отражаются на общем показателе производства сельхозпродукции. Развитие малых форм хозяйствования на селе в отдельных районах (Бакчарский, Молчановский, Зырянский) становится определяющим фактором в развитии территорий сельских поселений.
Одной из проблем, сдерживающих развитие ЛПХ, по-прежнему остается реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной МФХ на селе. Решение этой проблемы видится в создании и развитии в каждом сельском поселении сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов, сельского предпринимательства. Однако главы сельских поселений мало используют возможности областных рынков для продажи излишков сельскохозяйственной продукции без посредников, оказывают слабую помощь в реализации продукции. Создание в крупных сельских поселениях сбытовых кооперативов решит проблему сбыта сельхозпродукции от ЛПХ, тем самым будут созданы условия для дальнейшего развития личных подворий, способствующие преобразованию ЛПХ из натурального хозяйства в мелкотоварное. Это даст дополнительный источник дохода и повысит уровень жизни сельского населения.
В Томской области зарегистрирован 31 СПпК, в том числе 26 кредитных кооперативов, 3 снабженческо-сбытовых, 3 перерабатывающих. Фактически осуществляют деятельность 25 СПпК (удельный вес работающих СПпК - 80 %): 21 - кредитный, 4 - обслуживающих. Кредитные кооперативы практически всех муниципальных районов постоянно расширяют географию своей деятельности, создают удаленные рабочие места в сельских поселениях, обеспечивая тем самым доступность жителей удаленных деревень к кредитным ресурсам. За два года на оснащение удаленных рабочих мест затрачено 2 млн. руб. бюджетных средств.
Сравнительный анализ деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (без кредитных кооперативов граждан)
Показатели | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Количество сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (далее - СПКК) | 20 | 26 | 26 | 25 |
Число членов СПКК | 730 | 3 665 | 4 600 | 4 620 |
Паевой фонд (млн. руб.) | 8,3 | 17,8 | 22,3 | 48,6 |
в том числе взнос ассоциированных членов | - | - | 9 | 14 |
Сумма займов (кредитный портфель) (млн. руб.), в том числе | 60,5 | 149,7 | 218,0 | 249,3 |
ЛПХ | 4,1 | 64,5 | 55,5 | 87,4 |
КФХ | 54,7 | 19,5 | 9,9 | 32,2 |
потребительские цели | 1,7 | 65,7 | 152,6 | 129,7 |
Количество сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов (далее - СПоК) | 1 | 3 | 6 | 6 |
Выручка от оказания услуг СПоК, всего (млн. руб.) | 0,6 | 4,0 | 7,0 | 8,0 |
Выручка на 1 СПоК (тыс. руб.) | 600 | 1 330 | 1 750 | 2 000 |
За три года (2005-2008 гг.) сельскохозяйственные кредитные кооперативы при содействии муниципальных образований получили 50,0 млн. руб. кредитных ресурсов в Томском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк», и эта практика будет продолжена. Кредитные кооперативы за это время выдали займов жителям села на сумму более 617 млн. руб., в том числе на развитие сельхозпроизводства МФХ около 270 млн. руб., что составляет 25 % от общего объема привлеченных кредитов и займов по направлению государственной Программы «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе».
Структура использования кредитных ресурсов на развитие ЛПХ и КФХ показывает, что приоритетными целями использования займов по-прежнему остаются покупка скота и птицы - 35 %, покупка техники - 30 % (итого 65 % средств используются на долгосрочные вложения), приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей, кормов - 35 %, то есть на пополнение оборотных активов.
Несмотря на то, что сельскохозяйственная потребительская кооперация играет исключительную роль в укреплении экономического потенциала, повышении конкурентоспособности и социального статуса мелких сельскохозяйственных производителей, улучшении условий хозяйствования и создании стимулов для роста товарной продукции, система сельскохозяйственной потребительской кооперации в Томской области недостаточно развита.
При этом можно назвать основные причины, сдерживающие развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации:
отсутствие в России центра по управлению системой сельскохозяйственной потребительской кооперации, разветвленной сети информационно-консультационных служб, дефицит квалифицированных кадров, способных содействовать развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и работать в них;
отсутствие стартового капитала;
недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;
На сегодняшний день в Томской области к элементам инфраструктуры поддержки малого бизнеса в сельскохозяйственном производстве относятся:
19 центров поддержки малого предпринимательства;
6 информационно-консультационных центров;
25 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
6 сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых, перерабатывающих кооперативов, из которых реально осуществляют деятельность только 4.