ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 декабря 2008 года № 309-ОЗ


Об утверждении областной целевой программы
«Развитие инновационной деятельности в
Томской области на 2009-2010 годы»

(с изменениями на 5 июля 2010 года)

________________________________________________________________
 Документ с изменениями, внесенными:
 Законом Томской области от 5 июля 2010 года № 116-ОЗ   
 Законом Томской области от 2 апреля 2010 года № 45-ОЗ
 Законом Томской области от 26 декабря 2009 года № 290-ОЗ

 Законом Томской области от 30 ноября 2009 года № 266-ОЗ  
 Законом Томской области от 7 июля 2009 года № 107-ОЗ
________________________________________________________________

Принят
 Постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 18.12.2008  № 1896


Статья 1


Утвердить областную целевую программу «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2009-2010 годы» согласно приложению.


Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.


Губернатор Томской области
     В.М.Кресс

     
(30 декабря 2008 года № 309-ОЗ)

     


Приложение к Закону Томской области
«Об утверждении областной целевой программы
«Развитие инновационной деятельности в
Томской области на 2009-2010 годы»


Паспорт
областной целевой программы «Развитие инновационной
деятельности в Томской области
на 2009-2010 годы»

(в редакции, введенной в действие
Законом Томской области от 5 июля 2010 года № 116-ОЗ, -
см. предыдущую редакцию)

Наименование областной целевой программы

Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2009-2010 годы» (далее - Программа)

Основание для  
разработки     
программы      

Закон Томской области от 4 сентября 2008 года № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области»

Государственный заказчик программы

Администрация Томской области

Разработчик программы

Администрация Томской области

Исполнители программы

Администрация Томской области (Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Департамент инвестиций Администрации Томской области;  Департамент экономики  Администрации Томской области; Комитет по высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области);

Департамент строительства и архитектуры Томской области; Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области;

Территориальное управление Федерального Агентства по управлению особыми экономическими зонами по Томской области (по согласованию); организации научно-образовательного комплекса, организации инновационной инфраструктуры,  инновационные организации Томской области, определенные в соответствии с действующим законодательством

Цель программы

Развитие региональной инновационной системы для обеспечения опережающего роста инновационного сектора экономики Томской области

Задачи программы      

1. Развитие инновационного сектора экономики Томской области для ускоренного роста и развития инновационных организаций <*>, в том числе с учетом возможностей особой экономической зоны  технико-внедренческого типа города Томска.

2. Обеспечение приоритетной поддержки инновационно-активных организаций.

3. Развитие элементов инновационной инфраструктуры.

4. Развитие системы подготовки кадров для инновационной экономики Томской области.

Сроки реализации программы

2009-2010 годы

«Объемы и       
источники      
финансирования
(прогноз)      
млн. руб. **

Источники:      

2009 год

2010 год  

Итого:

средства        
федерального    
бюджета, всего,
в т.ч.:
НИОКР
Инвестиции:
всего,
в том числе на особую экономическую зону технико-внедренческого типа г. Томска
Прочие расходы


3120,39

15,0

3053,29





3053,29

52,1



   2946,51

21,0

2865,51





2865,51

60



6066,9

36,0

5918,8





5918,8

112,1

средства        
областного      
бюджета, всего,
в т.ч.:
НИОКР
Инвестиции:
всего,
в том числе на особую экономическую зону технико-внедренческого типа г. Томска
Прочие расходы


612,5168

0,3

604,0943





604,0943

8,1225



1448,3222

5,3

1433,3222





1433,3222

9,7


2060,839

5,6

2037,4165





2037,4165

17,8225


внебюджетные средства,
всего,
в т.ч.:
НИОКР
Инвестиции:
всего,
в том числе на особую экономическую зону технико-внедренческого типа г. Томска
Прочие расходы


4377,6

3023,58

1272,12





1272,12

81,9


5946,7

3244,32

2612,24





2612,24

90,14



10324,3

6267,9

3884,36





3884,36

172,04


средства местного бюджета,
всего,
в т.ч.:
НИОКР
Инвестиции
Прочие расходы




3,0


3,0




3,0


3,0

Итого,
в т.ч.:
НИОКР
Инвестиции:
всего,
в том числе на особую экономическую зону технико-внедренческого типа г. Томска
Прочие расходы

 

8113,5068

3041,88

4929,5043





4929,5043

142,1225

 

10341,5322

3270,62

6911,0722





6911,0722

159,84

18455,0,39


6312,5

11840,5765





11840,5765

301,9625

Основные       
мероприятия    
программы      

1. Реализация на территории региона привлекательной для инновационной деятельности институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной и тарифной политики. Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Совершенствование организационного и методического обеспечения Программы.

2. Использование возможностей особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска для ускоренного комплексного развития региональной инновационной системы.

3. Создание условий для активного вовлечения объектов интеллектуальной собственности созданных в организациях научно-образовательного комплекса Томской области в экономический оборот.

4. Привлечение дополнительных инвестиций на реализацию инновационных проектов. Маркетинговая поддержка инновационных проектов.

5. Мониторинг развития региональной системы в 2009 - 2010 годах и оценка хода реализации Стратегии инновационного развития Томской области на период до 2010 года.

6. Разработка Стратегии инновационного развития Томской области до 2020 года.

7. Пропаганда имиджа Томской области как территории  инновационного развития, одного из российских центров производства инновационной продукции и услуг. Проведение ежегодного Инновационного форума в городе Томске.

8. Обеспечение эффективности работы созданной инновационной инфраструктуры. Создание сетевых структур для продвижения инновационной, наукоемкой продукции на рынки российских регионов, ближнего и дальнего зарубежья.

9. Разработка подходов для развития системы подготовки кадров для инновационной сферы. Дальнейшее развитие уровня инновационной культуры в регионе.

Ожидаемые      
показатели     
эффективности  
программы   



Реализация мероприятий Программы позволит:

увеличить объем инновационной продукции на 60% к концу 2010 года относительно 2008 года;

создать к 2010 году 1350 новых рабочих мест в инновационном секторе экономике Томской области;  

обеспечить в 2010 году опережающий рост заработной платы в инновационном секторе экономики Томской области относительно сектора обрабатывающих производств.

     Организация    
     управления     
     Программы и    
     контроль за ее
     реализацией    

Контроль за исполнением Программы осуществляют   Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.

Текущее управление Программой осуществляет Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области


<*> инновационная организация (федеральная статистика) - это организация, позитивно отвечающая на вопросы разделов 2,3,5,6,7,10 Федеральной формы статистического наблюдения № 4 -инновация

инновационная организация (региональная статистика) - это организация, которая отвечает требованиям  одного из следующих параметров: 1) осуществляет отгрузку инновационных товаров, работ, услуг, произведенных (выполненных) собственными силами; 2) осуществляет отгрузку наукоемких товаров, работ, услуг, произведенных выполненных собственными силами; 3) осуществляет затраты на технологические инновации; 4) участвует в совместных проектах по выполнению исследований и разработок со сторонними организациями; 5) имеет поддерживаемые патенты на изобретения, промышленные образцы, свидетельства на полезные модели.

<** Суммы и источники финансирования будут ежегодно уточняться после утверждения федерального, областного и местных бюджетов на очередной финансовый год, а так же после подписания дополнительного соглашения к Соглашению о создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа от 18 января 2006 года № 6675-ГГ/Ф7, утверждающее Перечень планируемых к строительству на 2009 год объектов инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска.


1. Общие положения


Основанием для разработки настоящей Программы является Закон Томской области от 4 сентября 2008 года № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области».

Программа направлена:

на обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти с организациями реального сектора экономики и организациями «новой экономики» для использования достижений научно-образовательного комплекса Томской области в интересах социально-экономического развития территории;

на формирование условий для повышения технологического уровня и конкурентоспособности промышленного производства и обеспечение на этой основе устойчивого роста производительности труда и роста заработной платы во всех секторах экономики Томской области;

на развитие инновационного сектора экономики Томской области, определяющего будущее развитие Томской области.

Программа призвана объединить усилия органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления в поддержке и развитии инновационной деятельности на территории Томской области. В Программе определены перечень механизмов поддержки инновационной деятельности, виды и формы такой поддержки.

За период реализации областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области» (2002 год, 2003 - 2005 годы, 2006 - 2008 годы) сформирована региональная инновационная система, в том числе созданы основные элементы её инфраструктуры.

По итогам реализации областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2006 - 2008 годы» были достигнуты следующие результаты:

1. Объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг, млн. руб.:

2005 г. - 2 312; 2006 г. - 3 685; 2007 г. - 6 522.

2. Доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства, процентов:

2005 г. -  28; 2006 г. - 22,5; 2007 г. - 47,6.

3. Создание новых инновационных организаций:

2005 г. - 22; 2006 г. - 30; 2007 г.  - 47.

4. Количество новых рабочих мест:

2005 г. - 720; 2006 г. - 370; 2007 г. - 380.

Решены следующие задачи:

1. Изменена законодательная база по развитию инновационной деятельности в Томской области. Принят Закон Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области» в новой редакции от 4 сентября 2008 года № 186-ОЗ. Указанный Закон направлен на стимулирование перехода организаций реального сектора экономики региона в инновационно-активные организации.

2. Обеспечено создание и развитие элементов инновационной инфраструктуры и ее функционирование, как в качестве структурных подразделений организаций научно-образовательного комплекса Томской области, так и в качестве самостоятельных организаций. На территории области функционирует 31 элемент инновационной инфраструктуры.

3. Созданы рабочие группы и проведены мероприятия по формированию интеграционных инвестиционных проектов в области информационных технологий, электроники и приборостроения, биомедицинских технологий, нанотехнологий и новых материалов для их размещения в технико-внедренческой зоне. В результате этой работы 16 компаний стали резидентами особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска.

4. Сформирована благоприятная среда для поддержки созданных и формирования новых малых инновационных организаций в области. За 2006-2008 годы создано 101 новая инновационная организация: 2006 г. - 30; 2007 г. -  47.

5. Продолжилось формирование «пояса инновационных организаций» вокруг университетов - победителей федерального конкурса инновационных образовательных программ (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники - 70 инновационных организаций, Томский политехнический университет - 50 инновационных организаций, Томский государственный университет - 17 инновационных организаций).

6. Создана сетевая структура, включающая центры трансфера технологий, консалтинговые компании, для продвижения производимой на территории Томской области инновационной и наукоемкой продукции на рынки других регионов, а также ближнего и дальнего зарубежья. За 2006-2007 годы 14 инновационных продуктов выведены на рынки ближнего и дальнего зарубежья. Началось формирование системы поддержки маркетинга инновационных проектов.

7. Обеспечено формирование кадрового потенциала для эффективного функционирования инновационной инфраструктуры, для динамичного развития инновационной деятельности в регионе, для вывода наукоемкой инновационной продукции на новые рынки, в том числе международные. Разработано и реализуется 10 лицензированных образовательных программ для повышения квалификации сотрудниками инновационных организаций в области развития инновационной деятельности. Кроме того, за 2006-2008 годы подготовлено 55 бизнес-команд.

8. Продолжено совершенствование региональных форм статистического наблюдения инновационного сектора экономики. Ежегодное региональное статистическое наблюдение, осуществляемое совместно с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Томской области на основании распоряжения Губернатора Томской области, позволило более полно выделить сектор организаций, осуществляющих инновационную деятельность и выявить особенности инновационных процессов. Анализ данных региональной статистики позволил разработать предложения по внесению изменений в Закон Томской области  от 4 сентября 2008 года № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области».

9. Получила дальнейшее развитие работа по формированию имиджа Томской области как территории инновационного развития, одного из российских центров производства инновационной продукции и услуг, через формирование сети резидентов и потенциальных резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска, активизацию на внешних рынках томских инновационных организаций. Инновационные организации Томской области при поддержке Администрации Томской области в 2006-2008 годах участвовали в 45 различных мероприятиях инновационной направленности в России и за рубежом (2006 г.- 15; 2007 г. -17; 2008 г. (9 месяцев) -13).

10. В регионе растет уровень инновационной культуры. Ярким  подтверждением этого факта является активное участие томичей в мероприятиях ежегодного Инновационного форума, проводимого в городе Томске в 2006-2008 годах.

2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами


Успешное выполнение вышеуказанных задач Программы, еще не позволяет в полной мере решить задачу, обозначенную в «Стратегии развития Томской области на период до 2020 года» (далее - Стратегия), а именно: «+стимулирование развития стратегически приоритетных секторов, обеспечивающих высокую добавленную стоимость, а также снижение рисков зависимости от конъюнктуры сырьевых рынков+». Учитывая то, что в Стратегии приоритетными секторами обозначены: информационные технологии, биотехнологии, научно-образовательный комплекс, «новая экономика», электротехника и приборостроение, инновационный сектор экономики должен определить будущее развитие Томской области на долгосрочную перспективу.

Анализ предварительных результатов статистического обследования около 800 крупных и средних организаций Томской области, проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Томской области, по итогам 2007 года показывает, что общий объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил около 215 миллиардов рублей, из которых:

на добывающий сектор и сектор транспорта приходится около 97 миллиардов рублей (46 процентов - от общего объема);

на перерабатывающие сектора экономики приходится около 95 миллиардов рублей (45 процентов от общего объема);

на сектор «наука и образование» приходится 5,4 миллиарда рублей (2,5 процента от общего объема).

По ведомственной статистике на эти сектора приходится около 14 миллиардов рублей, что составляет 6,3 процента от общего объема. Согласно тем же статистическим обследованиям доля инновационных организаций по вышеприведенным секторам составляет:

добывающий сектор и сектор транспорта - 13,5 процента;

перерабатывающие сектора экономики - 18,8 процентов;

сектор «наука и образование» - 88,9 процентов.

Число динамичноразвивающихся организаций, т.е. прирост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами более чем на 30 процентов в год, составляет около 8 процентов от числа обследованных организаций.

Отсюда можно сформулировать первую проблему, решение которой необходимо осуществить в рамках предлагаемой программы, стимулирование инновационной активности организаций во всех секторах экономики, увеличение числа инновационных организаций демонстрирующих увеличение объемов производства более чем на 30 процентов в год.

Создание и дальнейшее развитие особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Томска будет способствовать интенсивному росту инновационного сектора региональной экономики. В соответствии с направлениями своей специализации, особая экономическая зона технико-внедренческого типа города Томска позволит стимулировать развитие приоритетных секторов экономики Томской области, обеспечивающих высокую добавленную стоимость, а так же создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов и выпускников томских вузов, высокий уровень заработной платы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»