ДУМА ГОРОДА ТОМСКА

РЕШЕНИЕ

от 07 октября 2008 года N 1016


О городской целевой программе "Сохранение деревянного зодчества г. Томска" на 2009-2013 годы



В целях сохранения, восстановления и реставрации объектов деревянного зодчества, создания комфортных условий для проживания в исторических районах города и предпосылок для инвестирования в сохранение культурного наследия города Томска, руководствуясь Уставом города Томска, Дума  

решила:

1. Утвердить городскую целевую программу "Сохранение деревянного зодчества г.Томска" на  2009-2013 годы согласно приложению.

2.  Администрации города Томска (Н.А.Николайчук):

2.1. В срок до 01.04.2009 года разработать и представить в Думу города Томска правила эксплуатации объектов деревянного зодчества, а также этапы финансирования мероприятий по программе "Сохранение деревянного зодчества г.Томска" на 2009-2013 годы.

2.2. В срок до 01.12.2008 года предусмотреть в титулах департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Томска, департамента строительства и благоустройства администрации города Томска, администраций районов города Томска источники финансирования ремонта объектов деревянного зодчества в виде квот в целевых программах:

-   "Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска";

- "Капитальные вложения, капитальный ремонт и реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры города Томска";

-   "Благоустройство внутриквартальных проездов" на период 2009-2013 гг.;

- "Переселение граждан Томска из аварийного жилищного фонда" при участии средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2008-2011 годы.

3. Установить, что объем средств на реализацию городской целевой программы "Сохранение деревянного зодчества г.Томска" на 2009-2013 годы определяется в решении Думы города Томска о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

4.  Настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по градостроительству и землепользованию Думы города Томска (В.М.Замощин).



Председатель
Думы города Томска
А.Н.Чуприн  

Первый заместитель
Мэра города Томска
Н.А.Николайчук


Приложение к решению
Думы города Томска
от 07.10.2008 № 1016




Городская целевая программа
«Сохранение деревянного зодчества  г.Томска»
на 2009-2013 годы.


1.Паспорт городской целевой программы
«Сохранение деревянного зодчества г. Томска» на 2009-2013 годы

Наименование программы/статус           

Городская целевая программа «Сохранение деревянного зодчества
г. Томска» на 2009-2013 годы

Дата принятия правового акта о разработке програм- мы, дата ее утверж- дения (наименова- ние и № норматив- ных документов)

распоряжение Администрации Томской области «О создании областного совета по сохранению деревянного зодчества» от 07.09.04 № 555-р

Заказчик программы                      

Администрация  города Томска

Основные разработчики программы         

Муниципальное учреждение по сохранению исторического наследия города Томска «Томск исторический».

Цели и задачи программы, основные       
целевые показатели                      

Цели программы:

- Историко-культурная - сохранение, восстановление и реставрация памятников деревянного зодчества, обеспечение комплексного сохранения ценной исторической среды и преемственности  в развитии современного деревянного зодчества.

- Социально-экономическая - обеспечение благоприятных предпосылок для инвестирования и улучшения функционирования объектов деревянного зодчества, а так же создания более комфортных условий проживания в исторических районах.

Задачи программы:

1. Разработка градостроительных регламентов в деле сохранения деревянного зодчества.

2. Создание условий для совершенствования системы охраны и использования объектов наследия.

3. Формирование научно-методической и создание материально-технической базы по сохранению деревянного зодчества.

4. Формирование общественного мнения и разработка социальных механизмов контроля за сохранением и использованием деревянного зодчества в современных условиях.

5. Выявление проблем нормативно-правового режима функционирования объектов деревянного зодчества.

6. Повышение роли СМИ в формировании общественного мнения и привлечении населения к делу сохранения деревянного зодчества.

Основные целевые показатели:

- количество сохраненных, восстановленных и вновь созданных объектов деревянного зодчества;

- формирование  групповых зон деревянного зодчества с восстановленным историческим обликом;

- увеличение числа объектов деревянного зодчества с полным инженерным обеспечением;

- увеличение площади туристической инфраструктуры за счёт объектов деревянного зодчества.

Сроки выполнения программы (подпрограмм)

 2009  - 2013 гг.

Перечень подпрограмм и основных   мероприятий                             

Основные программные мероприятия:

1. Обследование 701 объекта деревянного зодчества (согласно приложению):

-    184 на государственной охране,

из них  110 памятников и 74 выявленных объекта;

-    517 объектов ценной исторической среды.  

Анализ собственников зданий и земельных участников.

2.   Определение 8 групповых зон деревянного зодчества:
Зона «Еланская» (Верхняя и Подгорная Елани)

Камерность района ограничена зеленым кольцом двух скверов, трех садов, Университетской рощей и внешним полукольцом трех Университетов, что сформировало исторические «профессорские кварталы» и «студенческие углы».

В границах зоны располагаются 40 объектов деревянного зодчества, в т.ч. 17 находятся на государственной охране и 23 объекта - ценная историческая среда.

Два объекта имеют статус памятников архитектуры федерального значения.
Зона «Дворянская» (Юрточная гора)

Располагается в границах Административного центра г. Томска и на территории с большим числом православных духовных объектов. Надпойменная верхняя терраса является ландшафтной доминантой для обзора памятников истории и культуры.

В границах зоны располагаются 70 объектов деревянного зодчества, в т.ч. 18 находятся на государственной охране и 52 объекта - ценная историческая среда.

Один объект имеет статус памятника архитектуры федерального значения.
Зона «Преображенская»

Располагается на территории бывшей «профессорской слободы»  с наличием зон отдыха томичей, большим числом общественных зданий  и уникальным памятником деревянного зодчества мирового уровня.

В границах зоны располагается 71 объект деревянного зодчества, в т.ч. 31 находится на государственной охране и 40 объектов - ценная историческая среда

6 объектов имеют статус памятников архитектуры федерального значения.
Зона «Татарская слобода»  (район «Заисточье»)

Территория наибольшей концентрации объектов традиционной татарской  культуры, сохранения древних традиций и проживания татар. Особенность территории воспринимается с «балконов» верхней террасы, а так же панорамным восприятием с реки Томи.

В границах зоны располагаются 119 объектов деревянного зодчества, в т.ч. 21 находится на государственной охране и 98 объектов - ценная историческая среда.

2 объекта имеют статус памятников архитектуры федерального значения.
Зона «Воскресенская»  (район «Белозерье»)

Территория охватывает место основания Томска (мыс «Воскресенской горы») и первую его улицу с булыжной мостовой. Здесь располагаются музейные объекты, различные конфессиональные храмы, частично сохранившиеся уголки старого Томска, а так же историческая точка обзора панорамы города.

В границах зоны располагаются 188 объектов деревянного зодчества, в т.ч. 21 находится на государственной охране и 167 объектов - ценная историческая среда.

3 объекта имеют статус памятника архитектуры и один археологии федерального значения.
Зона «Заозерье» (посад «За озером»)

Прибрежный район реки Томи с наличием большого числа исторических промышленных предприятий, строений речной инфраструктуры, объектов исторического Северного торга и посадской (жилой) застройкой.

В границах зоны располагаются 72 объекта деревянного зодчества, в т.ч. 21 находится на государственной охране и 51 объект - ценная историческая среда.

2 объекта имеют статус памятника архитектуры федерального значения.
Зона «Иоанно-Предтеченского монастыря».

Территория бывшего женского «Иоанно-Предтеченского монастыря» с отдельными сохранившимися памятниками истории и культуры  в прилегающей буферной зоне.

В границах зоны располагаются 12 объектов деревянного зодчества, в т.ч. 6 на государственной охране и 6 объектов - ценная историческая среда.
Зона «Психиатрической лечебницы» (Сосновый Бор)

Комплекс сохранившихся зданий в реликтовом сосновом бору, расположенный на верхнем плато между рукавами р. Киргизки.

В границах зоны располагается 21 объект деревянного зодчества, в т.ч. 12 находятся на государственной охране.

9 объектов - ценная историческая среда.

3. Возрождение новых объектов деревянного зодчества для взаимосвязи  между групповыми зонами деревянного зодчества и памятниками каменного зодчества, существующими высотными архитектурно-композиционными акцентами. 108 объектов вне групповых зон.

4. Ведение постоянного мониторинга состояния объектов деревянного зодчества, проведение инвентаризации. Составление  Актов технического состояния, Актов утрат памятников, решение вопросов расселения и разуплотнения объектов деревянного зодчества;

5. Проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах деревянного зодчества;

6. Анализ инженерной инфраструктуры, благоустройства и их опережающее развитие в групповых зонах;

7. Разработка градостроительных регламентов по охраняемым территориям объектов деревянного зодчества, ревизия существующих отводов земельных участков;

8. Создание материально-технической базы реставрации памятников;

9. Выделение квот для сохранения объектов деревянного зодчества из городских целевых программ:

- капитальный ремонт многоквартирных домов;

- переселение граждан из аварийного жилого фонда;

- комплексное развитие коммунальной инфраструктуры;

- благоустройство внутриквартальных проездов.

10. Разработка правового режима льготных условий и создание механизмов для привлечения инвестиций в объекты деревянного зодчества;

11. Изучение общественного мнения, работа с жителями по привлечению их к ремонту и сохранению объектов деревянного зодчества;

12. Информационное обеспечение Программы через цикл телепередач, создание сайта, выпуск периодики и литературы, проведение тематических конкурсов.

Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам)        

Объем ежегодно прогнозируемых средств на ремонт объектов, находящихся в муниципальной собственности (в том числе внутренние инженерные сети и благоустройство усадеб) в 2009-2013 г.г.:

Из областного бюджета - 70,0 млн. руб.;

Из городского бюджета - 70,0 млн. руб.

Всего ежегодное бюджетное финансирование - 140,0 млн.руб.

Внебюджетные источники - 140,0 млн.руб. в год

По всем источникам:

2009 г. - 280,0 млн.  руб.                      

2010 г. - 280,0 млн. руб.                       
2011 г. - 280,0 млн. руб.                       
2012 г. - 280,0 млн. руб.                       
2013 г. - 280,0 млн. руб.                       

Ожидаемые конечные результаты выполнения
программы                               

Реализация Программы позволит:

- повысить статус Томска как исторического города и значимость объектов деревянного зодчества города Томска как части Всемирного и Российского  культурного наследия;

- понизить социальную напряженность проблемной ситуации;

- сохранить и использовать в дальнейшем памятники деревянного зодчества в жилой и социальной сфере;

- создать систему мониторинга состояния памятников;

- улучшить комфортную среду обитания в историческом центре города Томска;

- обустроить транспортную и пешеходную сеть в групповых зонах памятников деревянного зодчества;

- улучшить туристическую инфраструктуру;

- расширить материально-техническую базу реставрации;

- активизировать жилищное строительство из дерева по современным технологиям из местного материала;

- сохранить кадровый строительно-реставрационный потенциал.

Система организации контроля за исполнением программы                   

1. Ежегодное составление пообъектных планов ремонтно-реставрационных работ.

2. Ежемесячное рассмотрение хода реализации программы Губернатором Томской области, Мэром города Томска.


 II. АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ.


Наиболее ярко национальная культура представлена в памятниках деревянного зодчества. Именно это наследие делает город Томск, отметивший свое 400-летие, уникальным. Судьба подарила городу богатую природную базу ландшафта, поколения предшественников создали великолепную рукотворную среду обитания, выраженную в уникальных памятниках деревянного зодчества, в целых пластах сохранившейся деревянной застройки. Это один из немногих городов России, который сохранил самобытность исторического центра.

Но сегодня это наследие находится под угрозой исчезновения. Экономические и социальные реформы, передел собственности, трансформация социальных критериев ценности привели в 90-е годы ХХ века к громадным потерям физического фонда культурного наследия, изменение исторического облика города. Это является главной причиной для принятия экстренных мер по сохранению деревянного зодчества.

Актуальность Программы имеет две основы:

1. Угроза исчезновения объектов деревянного зодчества г. Томска и Томской области в силу изменившихся социально-экономических условий и несовершенства методов эксплуатации зданий.

2. Возникновение мировой тенденции - переход от интернационального стиля к национальному (видовое разнообразие) диктует необходимость сохранения и развития самого народного направления  -  деревянного зодчества.

Сохранение   деревянного   зодчества  -   это  многоплановая задача, требующая комплексного и целевого подходов. Комплексный подход рассматривает проблему в единстве связей с окружающей средой. Целевой подход представляет собой единство целей, адресности зданий, определенности сроков осуществления мероприятий, указаний основных источников ресурсов.

В настоящей программе под объектами деревянного зодчества, финансирование которых осуществляется из средств бюджета города Томска, понимаются многоквартирные жилые дома, а также находящиеся в муниципальной собственности объекты нежилого фонда, в том числе не имею статуса объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, включенные в перечень согласно приложению к настоящей программе.

Объекты деревянного зодчества, указанные в приложении к настоящей программе и не соответствующие указанным выше критериям, за счет средств бюджета города Томска не финансируются.


III.  ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ. ОЖИДАЕМЫЕ    РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

На территории исторического центра площадью 1050 гектар находится около 1800 объектов деревянного зодчества. Из них более 95% - жилые дома, около 70% с полным инженерным обеспечением и более 80% - это объекты муниципальной собственности. Анализ позволил выявить 701 объект деревянного зодчества, которые являются памятником истории и культуры или обладают такими признаками. Их сохранение является необходимым условием содержания программы.

Реализация  программы позволит:

1. Сохранить необходимый массив объектов деревянного зодчества для поддержания статуса исторического города и сохранения его исторического облика.

2. Снизить накал общественного мнения в части отношения органов власти к сохранению историко-культурного наследия.

3. Повысить имидж города для привлечения внимания органов власти, бюджетных и внебюджетных инвестиций, развития делового и познавательного туризма.

4. Улучшить условия проживания томичей в отремонтированных домах и благоустроенных  групповых зонах деревянного зодчества.

5. Создать в администрациях районов систему мониторинга за объектами деревянного зодчества и привлечь  жителей отремонтированных домов к их сохранности.

6. Активизировать популяризацию индивидуального жилищного строительства в дереве по современным технологиям из местного материала и привлечь инвестиции в материально - техническую базу реставрации.

7. Сохранить кадровый строительно-реставрационный потенциал и увеличить подготовку специалистов в техникумах и ВУЗах г.Томска


IV. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ


Программа разработана для достижения двух основных  целей:


- Историко-культурная - сохранение, восстановление и реставрация памятников деревянного зодчества, обеспечение комплексного сохранения ценной исторической среды и преемственности  в развитии современного деревянного зодчества.


- Социально-экономическая - обеспечение благоприятных предпосылок для инвестирования и улучшения функционирования объектов деревянного зодчества, а так же создания более комфортных условий проживания в исторических районах.

Задачи программы:


1. Разработка градостроительных регламентов в деле сохранения деревянного зодчества.


2. Создание условий для совершенствования системы охраны и использования объектов наследия.


3. Формирование научно-методической и создание материально-технической базы по сохранению деревянного зодчества.


4. Формирование общественного мнения и разработка социальных механизмов контроля за сохранением и использованием деревянного зодчества в современных условиях.


5. Выявление проблем нормативно-правового режима функционирования объектов деревянного зодчества.


6. Повышение роли СМИ в формировании общественного мнения и привлечении населения к делу сохранения деревянного зодчества.

Основные целевые показатели:


- количество сохраненных, восстановленных и вновь созданных объектов деревянного зодчества;


- формирование групповых зон деревянного зодчества с восстановленным историческим обликом;


- увеличение числа объектов деревянного зодчества с полным инженерным обеспечением;


- увеличение площади туристической инфраструктуры за счёт объектов деревянного зодчества.



СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2009-2013 годы.


V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

План мероприятий
городской целевой программы

«Сохранение деревянного зодчества г.Томска» на 2009 - 2013 годы

п/п                                                                                                   

Наименование
и содержание мероприятий

Срок испол-нения (по годам)

Исполнитель

Сумма финансиро-вания (Прогноз)

Примечание
(источник финансирован.)

1.

Мероприятия по проектно-планировочным работам

1.1

Проектные работы по наружным инженерным сетям зон деревянного зодчества

2009-2013

Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Томска (далее Департамент ЖКХ)

Титул Департамента ЖКХ

1.2

Рабочее проектирование благоустройства и инженерной защиты зон деревянного зодчества

2009-2013

Департамент дорожного строительства и благоустройства администрации г. Томска (далее Департамент ДСиБ)

Титул Департамента ДСиБ

2 . Мероприятия по ремонтно-реставрационным работам
на объектах деревянного зодчества

2.1

Ремонтно-реставрационные работы:
- ул.Беленца, 3;
- ул.Дзержинского,6,6а,20;
- ул.Красноармейская, 65,
       65/1, 67а, 67, 72;
- ул.Пушкина, 24, 28а;
- ул.Тверская, 66;
- ул.Татарская, 2;
- ул.Шишкова, 14.
Всего 14 домов.

2009

МУ по СИН г.Томска «Томск исторический», Управляющие организации,
проектные и строительные организации, определенные в соответствии с действующим законодательством

70 млн.руб. - областной бюджет и
70 млн.руб. - городской бюджет

По 10 млн.руб.
на один дом.
Проектные работы, ремонт конструктива, инженерных сетей и благо-устройство усадеб.

2.2

Ремонтно-реставрационные работы:
- ул.Белинского, 23;
- ул.Гагарина, 42;
-  ул.Дзержинс-кого,10,12;
- ул.Крылова,2;
- ул.Вершинина,12;
- ул.Обруб,12.


2009


Инвестор после аукциона


140 млн.руб.
(прогноз)

Всего 7 домов,
из них 4 - расселённые
 до 2009г.

2.3

Ремонтно-реставрационные работы:
- ул.Татарская,1,3Б, 6,9, 11, 11/1, 20, 21, 29, 31а, 31б, 35, 40, 46/1.

2010

МУ по СИН г.Томска «Томск исторический», Управляющие организации, проектные и строительные организации,
 определенные в соответствии с действующим законодательством

70 млн.руб. - областной бюджет и
70 млн.руб. - городской бюджет

Ул.Крылова,26а
 с учётом расселения по федеральной программе.
Всего 14 домов

2.4

Ремонтно-реставрационные работы:
- ул.Вершинина, 14;
- ул.Загорная, 1а, 3;
- ул.Карташова, 16;
- ул.Крылова, 26;
- пр.Ленина, 52/1
- ул.Шишкова, 2.

2010

Инвестор после аукциона

140 млн.руб.
(прогноз)

Всего 7 домов, из которых
1 - СГМУ,
1 - ТГУ.
5 расселённых до 2009г.

2.5

Ремонтно-реставрационные работы:
- ул.Вершинина, 8, 10;
- ул.Татарская, 1а, 2а, 8, 8а, 10, 28, 30, 36,  36/1, 41, 42, 42а.

2011

МУ по СИН г.Томска «Томск исторический», Управляющие организации, проектные и строительные организации,
 определенные в соответствии с действующим законодательством

70 млн.руб. - областной бюджет и
70 млн.руб. - городской бюджет

Всего 14 домов.

2.6

Ремонтно-реставрационные работы:
- пер.Плеханова,5 (восст.);
- ул.Герцена,46 (восстан.);
- ул.Советская,60
       (перенос), 20;
- пр.Ленина, 56, 58;
- ул.Кузнецова, 33.

2011

Инвестор после аукциона

140 млн.руб.
(прогноз)

Всего 7 домов, из них 3 - без расселения.
Пер.Плеханова,5 восстанавли-вается по ул.
Дзержинс-кого, 19

2.7

Ремонтно - реставрационные работы:
- ул.Крылова, 26а;
- ул.Татарская, 43, 45, 48, 49, 51, 52;
- ул.Горького, 4, 8, 28, 30;
- ул.Источная, 25;
- ул.Трифонова, 17, 19.

2012

МУ по СИН г.Томска «Томск исторический», Управляющие организации, проектные и строительные организации,
 определенные в соответствии с действующим законодательством

70 млн.руб. - областной бюджет и
70 млн.руб. - городской бюджет

Всего 14 домов.

2.8

Ремонтно-реставрационные работы:
- ул.Татарская, 25, 50, 56;
- ул.Трифонова, 12 (амбар);
- ул.Советская, 31;
- ул.Бакунина,5, 6а.

2012

Инвестор после аукциона

140 млн.руб.
(прогноз)

Всего 7 домов, из них 2 ведомствен-ные
 и 2 без расселения

2.9

Ремонтно-реставрационные работы:
- ул.Шишкова,3, 4, 6, 11,16;
- ул. Бакунина, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 20;
- ул.Советская, 89.

2013

МУ по СИН г.Томска «Томск исторический», Управляющие организации, проектные и строительные организации,
определенные в соответствии с действующим законодательством

70 млн.руб. - областной бюджет и
70 млн.руб. - городской бюджет

Всего 14 домов

2.10

Ремонтно-реставрационные работы:
- пр.Фрунзе 10, 12;
- ул.Татарская, 54;
- ул.Красноармейс-кая, 64а, 85;
- ул.Советская,58, 62  (перенос).

2013

Инвестор после аукциона

140 млн.руб.
(прогноз)

Всего 7 домов,
из них 2 - ведомствен-ные


ВСЕГО:

2009-2013

1400 млн.руб.

3 . Мероприятия по благоустройству и инженерному обеспечению
групповых зон деревянного зодчества


Финансирование по титулам Департаментов ЖКХ И ДСиБ

3.1

Противооползневые мероприятия

2011-2012

Департамент ДСиБ

средства МЧС
(прогноз)

Укрепле-ние осыпаю-щихся склонов Воскресен-ской горы

3.2

Ремонт дренажной системы в зонах деревянного зодчества «Татарская слобода», «Заозерье», «Воскресенская гора».

2009-2013


Департамент ДСиБ


100
млн.руб.


По 20 млн.руб.
 в год

3.3

Благоустройство территории в зонах деревянного зодчества

2009-2013

Департамент ДСиБ

50
млн.руб.
(по 10 млн.руб.
 в год)

Ремонт автодорог, устройс-тво пешеход-ных тротуаров, газонов, малых архитектурных форм

3.4

Ремонт наружных сетей
 в зонах деревянного зодчества

2009-2013

Департамент ЖКХ

150
млн.руб.

По 30 млн.руб.
 в год

ВСЕГО:

300
млн. руб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»