Действующий

О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" (с изменениями на 5 марта 2024 года)


7.7. Инженерная подготовка территории


В соответствии с планировочными решениями Генерального плана, а также с учетом инженерно-строительных особенностей территории г. Томска, намечается комплекс мероприятий по инженерной подготовке.

1. Организация и очистка поверхностного стока.

В ведении ООО "Водосток" находится 198.74км (включая 97км открытых дренажей) водосточной сети, 13.1км коллекторов бесхозны.

Магистральная улично-дорожная сеть обеспечена водосточной сетью на 35%. Износ дождевой канализации  на сегодняшний день составляет более 70%.

За основу в проекте принята Схема дождевой канализации г. Томска, разработанная институтом "Томскгражданпроект" в 1993г., в части типа и принципа водоотведения - раздельный бассейновый.

Концепция организации системы централизованного водоотведения и очистки поверхностного стока строится на следующей позиции - по каждому бассейну стока предложены магистральная и уличная водосточная сеть, очистные сооружения (местоположение, резервируемая площадь, тип сооружений).

В проекте предложен комбинированный вариант организации водоотведения поверхностного стока и его очистки: в центральной части города - водоотведение через магистральные коллекторы (преимущественно берегового типа) на комплексные очистные сооружения (КОС), на новых площадках застройки - водоотведение по малым бассейнам стока на локальные очистные сооружения (ЛОС).

Схема водоотведения следующая:

- вдоль р. Томь (левый берег р. Ушайки) - магистральные коллекторы (береговые), перехватывающие сток с прилегающей территории, в т.ч. существующие водостоки. КОС-1 располагаются ниже Дамбовой ул., в створе пер. Буяновского;

       - вдоль р. Томь (правый берег р. Ушайки) - магистральные коллекторы (береговые), перехватывающие сток с прилегающей территории, в т.ч. существующие водостоки. КОС-2 располагаются ниже дамбы, в створе ул. Усть-Керепеть;

- часть стока р. Ушайка от пр. Комсомольского до магистральных коллекторов направляется береговыми коллекторами;

- в средних и верхних течениях малых рек  - водоотведение  по малым бассейнам стока на пруды-отстойники, либо очистка на кассетных фильтрах.

Основные объемы работ по организации системы дождевой канализации:

·    

       обустройство водосточной сети - порядка 100км;


· очистные сооружения: комплексные - 6 шт., локальные - 10 шт.

2. Защита территории от затопления.

В соответствии с гидрологическими условиями р. Томи расчетные уровни весеннего половодья в условиях заторов составляют: 1% обеспеченности - 80.68м БС, 10% обеспеченности - 79.83 м БС, продолжительность стояния воды на пойме от 1 до 9 дней, повторяемость выхода воды на пойму- 75%.


     Катастрофическое затопление начинается при уровне над "0" графика 1028 см. или 79,76 м.БС, повторяемость наивысших заторных уровней 75%.


Техническое состояние дамбы обвалования не отвечает требованиям защитного гидротехнического сооружения.

В соответствии с рабочим проектом института "Томскводпроект"  "Реконструкция ограждающей дамбы в г. Томске", основные характеристики дамбы следующие:

- это постоянное гидротехническое сооружение II класса, по типу - водоподпорное с непостоянным напором;

- земляная дамба с поперечным профилем в виде трапеции, заложение верхового откоса 1:2, низового 1:2, протяженность 11.6км;

- ширина по гребню дамбы 4.5м, высота гребня - 80.38-81.01м (исходя из выводов поверочного расчетного случая);

- конструкция крепления верхового откоса комбинированная: биологическое крепление (1950м), сплошной одерновкой (1000м), каменной наброской (6370м), крепление низового откоса - посевом трав;

- для сброса поверхностных  и ливневых вод в теле дамбы на протоке Керепеть  сбросное сооружение с затворами (двухочковая водопропускная труба, оборудованная колодцами управления затворами, имеется насосная станция).  

Ввиду того, что проектом Генерального плана в пределах пойменной террасы предусматривается строительство пешеходно-транспортной набережной (от Коммунального моста до ул. Бердской), берущей на себя функции дублера ул. Ленина, будет целесообразно совмещение функций защитной дамбы с транспортной магистралью.