Действующий

О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" (с изменениями на 5 марта 2024 года)


1. Основные этапы и особенности формирования градостроительной среды Томска


Томск - крупный научный, культурный и промышленный центр Сибирского федерального округа России, административный центр Томской области. Город обладает уникальным историко-культурным наследием, особую ценность имеют шедевры регионального деревянного зодчества.

Томск расположен на территории Западно-Сибирской равнины на правом берегу судоходной реки Томи и ее притока - реки Ушайки. На севере и северо-западе ниже по течению Оби расположены крупные по значению и населению центры нефтегазовых районов Западной Сибири - Нижневартовск и Сургут.

Томск расположен на ответвлении от Транссибирской железнодорожной магистрали. Автодороги - основные виды наземной связи Томска с прилегающими территориями.

Водный (речной) транспорт дает возможность осуществлять связи Томска по Томи и Оби в северном и южном направлениях, а через порты Нижневартовска и Сургута с морскими портами нижней Оби северного морского пути (Салехардом и др.).

Томский аэропорт принимает воздушные суда всех типов. Полеты могут осуществляться как на территории России, так и в страны ближнего и дальнего зарубежья.

На 1 января 2005 г. численность населения МО "город Томск" составила 507,2 тыс. человек - около половины населения области. В последние годы наблюдается небольшой рост численности населения за счет миграции. Плотность населения Томской области - одна из самых низких среди областей Сибирского Федерального округа.

Томск является одним из старейших научно-образовательных и культурных центров Сибири. В 1888 году в Томске был открыт первый в Сибири университет. В начале ХХ века Томск занимал первое место в Сибири по числу учебных заведений.

В настоящее время по концентрации научно-педагогических кадров высшей квалификации Томск является первым в Российской Федерации, опережая Москву и Санкт-Петербург. В шести вузах Томска учатся около шестидесяти тысяч студентов, каждый четвертый житель Томска имеет отношение к образованию и науке.

Важную роль в экономической базе города играет многоотраслевая промышленность, в которой работает  пятая часть  от числа занятых во всех сферах экономики. Ведущую роль в  промышленной структуре играют машиностроение, химическая и нефтехимическая отрасль, электроэнергетика и пищевая.

Муниципальное образование "Город Томск" в составе: г. Томск, п. Светлый, с. Тимирязевское, с. Дзержинское, д. Лоскутово, д. Эушта, д. Киргизка, ж.д. Копылово в соответствии с законом Томской области от 28.11.2004 № 238-ОЗ получило статус городского округа. Границы муниципального образования установлены Законом Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Город Томск" (решение Государственной Думы Томской области от 27.11.1997 № 584 в редакции постановления Государственной Думы Томской области от 28.10.2004 № 1540).

В градостроительной истории развития Томска, на основании исследований "Корректуры проекта зон охраны объектов культурного наследия г. Томска", выполненном институтом "Сибспецпроектреставрация" (2003г.), могут быть выделены 5 основных этапов  формирования среды города.

1. До основания города в 1604 году (до городское освоение территории). До городское освоение территории оставило Томску около двух десятков археологических памятников, которые, в соответствии с законодательством РФ, являются объектами культурного наследия народов РФ. К ним относятся палеолитические стоянки, датируемые 16-18 тыс. лет тому назад; древние поселения, селища и могильники эпохи неолита (7 тыс. лет назад); городища и могильники эпохи железа (7 в. до н. э.), и бронзы (3,5 тыс. лет); курганы, кладбища и городища средних веков н.э (5-14 вв.).

Кроме того, к элементам до городского этапа следует отнести освоение территории томскими татарами и русскими землепроходцами непосредственно перед началом русской колонизации края (с середины XVI века до заложения города в 1604 г.) - Тоянов городок, летнее становище Тояна, Калмыцкий торг и пр. От этого времени остались городская топонимика исторических ландшафтов (р.Ушайка, р.Басандайка и т.п.) и некоторых районов города (Юрточная гора, Татарская слобода, Басандайка и т.д.).


     2. Томск - крепость, форпост Московского государства: строительство и развитие городского поселения в XVII в.
Историко-градостроительная роль этого этапа заключается в формировании планировочного ядра Томска в границах так называемой "острожно-крепостной" линии. Именно этому этапу развития города мы обязаны большой концентрации и наслоениям на территории исторического планировочного ядра значимых историко-градостроительных объектов.

В 1604 г. по указу царя выходит наказ сибирским воеводам и закладывается город Томск - пятнадцатая по счету русская крепость в Сибири. В первые 25 лет (с 1604 по 1629 гг.) закладывается территория исторического ядра города, включающего Верхний город с крепостью и Нижний с торгом.

Новая крепость - Томский град-крепость 1648г. строится на части территории острога 1609г. На сегодняшний день территория Томской крепости 1648г. сохранилась частично и представляет историко-градостроительную, научно-археологическую и экспозиционно-культурную ценность. В 1670-х гг. Томская крепость 1648 г. была усилена инженерно-фортификационным срубом - "обруб". Информационный след от инженерно-фортификационного сооружения "Обруб" сохранился в названии и планировке современной ул. Обруб.  

В 1658-1662 гг. напротив крепости за рекою Ушайкой строится второй крупный оборонительный центр города - Богородице-Алексеевский мужской монастырь и рядом Христорождественский (Никольский) женский.

В территорию города в то время также входили слободские посады, защищенные природными ограничениями: Заозерье (нач. XVII в.) и  Заисток (сер. XVII в.).

Заложенная в этот период схема композиционных и планировочных взаимосвязей частично сохранилась и представляет историко-градостроительную ценность, как традиционная древнерусская система, применяемая Московским централизованным государством, при освоении Сибири в конце XVI- XVII вв).

3. Томск XVIII в.- торговый центр Сибири. В этот период формируется центральная часть современного Томска в традициях до регулярной древнерусской планировки. Центральное ядро города (территория города за первый период - XVII в.) получает веерное слободское окружение.

Город начинает активно осваивать земли вокруг планировочного ядра - территории Нижнего острога, частью оборонной линии, которого являлся Верхний град: крепость с Верхним острогом и монастырские укрепления. Формируется основной каркас и планировочные границы исторических районов: Заозерье, Заисточье (Татарская слобода), Загорное (Болото), Кирпичи, Пески, Юрточная гора и т.п.

4. Томск конца XVIII -  XIX вв - губернская столица. Конец XVIII в. связан с первой регулярной перепланировкой города Томска, модуль кварталов которой зафиксировал в современном плане территорию города. При участии "Комиссии о каменном строении городов С-Петербурга и Москвы" были составлены несколько вариантов проекта регулярной планировки Томска.

С 1773 г. застройка Томска начинает осуществляться по регулярному плану на территориях Заисточье, Заозерье, Пески. Именно эти районы сохранили до наших дней планировочный модуль кварталов первого регулирования, который представляет историко-градостроительную ценность.

В 1804 г. Томск провозглашается губернской столицей. Во вновь основанную губернию вошли земли современных Томской, Новосибирской, Кемеровской и Семипалатинской областей и отчасти Красноярского края. Этот этап развития планировки города Томска связан со второй регулярной перепланировкой русских городов и реализацией утвержденного в 1830 г. Генерального плана (план В.И.Гесте).  Особое внимание уделялось рациональной организации транспортных путей и созданию озеленения в городе - парков, бульваров, скверов. В отличие от предыдущих планов, в плане Гесте развитие центра города Томска намечалось в южной части. Комплекс новых крупномасштабных зданий с функцией губернской администрации должен был организовать новую главную площадь губернского центра - Соборную пл. К площади примыкала одна из главных магистралей - Большая Почтамтская улица, переходящая в Московский тракт. Торговый центр - Базарная пл. - развивался на прежнем месте и включал симметрично решенный ансамбль зданий каменного Гостиного двора, биржевой корпус, административное здание городской думы.

Следует отметить, что после утверждения Генеральный план приобрел силу закона и потому оказал большое влияние на развитие Томска в XIX в. Контроль за его осуществлением бы возложен на губернского архитектора и томскую строительную комиссию. Вплоть до 1880-х гг. все градостроительные  мероприятия в Томске ограничивалось проверкой правильности перенесения в натуру сетки улиц, а также уточнением и детализацией отдельных участков плана.


     5. Томск - областной город (ХХ век), промышленный и научный центр.
Самым грандиозным инженерным сооружением 1890-х гг. была Транссибирская железная дорога, названная уже в ХХI веке одним из "Десяти чудес света". С постройкой Сибирской железной дороги Томск временно потерял свое транспортно-географическое значение, но с проведением от нее в 1896 г. ветки на Томск промышленное развитие города вновь ускорилось. Расширяются торговые связи, растет население за счет переселенческого движения и город так же бурно растет и расширяется.

К началу ХХ в. граница города совпадает с существующими границами территории современной центральной части, что отражено на планах г. Томска того времени. В этот период планировка кварталов центральной части города почти не изменяется.

Прокладка железной дороги и трактовые дороги обусловили концентрацию вдоль них специфических объектов - кладбища, кирпичные заводы, военные лагеря, лазареты и ипподром. На этой территории произошла смена градостроительного модуля и формирование современных транспортных узлов городского значения вошедших в  буферную  зону между городской чертой  и  железнодорожными станциями Томск-1 и 2.