Недействующий

Об утверждении концепции развития туризма и гостеприимства в Томской области на 2008-2013 годы

1. Общие положения


Концепция развития туризма и гостеприимства в Томской области (далее - Концепция) отражает систему представлений о стратегических целях, задачах и приоритетах развития сферы туризма и индустрии гостеприимства     (1) и должна служить ориентиром для органов государственной власти, органов местного самоуправления при реализации политики по развитию сферы туризма и гостеприимства.

_________________________

(1) Индустрия гостеприимства - предоставление сервиса приема гостей за вознаграждение; организация туристского бизнеса - собирательное понятие, включающее разнообразные формы предпринимательства на рынке услуг по приему и размещению гостей. В индустрию гостеприимства входит 4 основных направления: общественное питание, размещение, перевозки и отдых (Большой глоссарий терминов международного туризма, под ред. М.Б. Биржакова, В.И. Никифорова, 2002)


Концепция основана на туристско-рекреационной оценке территории Томской области, анализе современного состояния туристской отрасли, опирается на положения Концепции развития туризма в Сибирском регионе на 2003-2010 годы, положения Закона Томской области от 19 ноября 1999 года № 33-ОЗ «О туристской деятельности на территории Томской области» в части государственного регулирования туристской деятельности и направлена на достижение целей, определенных в Стратегии развития Томской области до 2020 года.

Концепция включает:

1) план первоочередных мероприятий по развитию туризма и гостеприимства в Томской области на 2008-2013 годы (приложение 1 к настоящей Концепции);

2) характеристику районов перспективного рекреационного освоения Томской области (приложение 2 к настоящей Концепции);

3) перечень туристско-экскурсионных зон г. Томска (приложение 3 к настоящей Концепции).

Концепция ориентирована на среднесрочный период с 2008 до 2013 года. Учитывая необходимость длительного периода для достижения результатов, ее реализация должна быть продолжена и в долгосрочной перспективе.

2. Характеристика и тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства

2.1. Мировые тенденции развития туризма

Туризм сегодня является одной из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики, оказывающих сильное мультипликативное влияние на совокупную деятельность различных секторов экономики. Индустрию туризма и гостеприимства следует считать комплексообразующей отраслью, основанной на интегрированном использовании всего экономического, культурного и природного потенциала территории.

По оценке ведущих экспертов, индустрия туризма в XXI веке явится одной из трех важнейших движущих сил в обслуживающем секторе мировой экономики наряду с телекоммуникациями и информационными технологиями. В туристской отрасли в настоящее время занято около 212 млн. человек, или 10,6 процента трудоспособного населения мира.

По данным неправительственной международной организации - Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) - суммарные вложения в сферу туризма оцениваются почти в 700 млрд. долларов, что составляет 11,3 процента инвестиций в экономику всех стран мира. Всего к 2013 году мировая туристическая индустрия будет производить услуг на сумму около 9 трлн. долларов. Средние темпы роста международного туризма до 2020 года составят 4,1 процента.

По объемам мирового экспорта, согласно данным Всемирной торговой организации (ВТО) и Международного валютного фонда (МВФ), туризм с 1998 года вышел на первое место (532 млрд. долларов, или 8 процентов).

Согласно прогнозам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются: экологический, культурно-познавательный, тематический или специализированный (научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.), круизный виды туризма.

Одной из основных тенденций развития туризма является сокращение времени, которое люди смогут выделять на отдых и путешествия при одновременном увеличении объема средств на эти цели. Следовательно, повышенным спросом будет пользоваться туристский продукт, предусматривающий максимум удовольствий и впечатлений за минимум времени.

2.2. Современное состояние индустрии туризма и гостеприимства Томской области

Российская индустрия туризма и гостеприимства находится в стадии поступательного развития. По прогнозу ЮНВТО, к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. В ближайшие десять лет уровень ежегодного роста российской сферы туризма и гостеприимства достигнет 6,4 процента в показателях ВВП (против 3,1 процента в ЕС) и к 2016 году ее доля в российском ВВП составит 9,1 процента.

По многим показателям прослеживается положительная динамика в туристской отрасли Томской области. За последние пять лет количество субъектов туристской деятельности увеличилось более чем в 2 раза. Сегодня индустрия туризма и гостеприимства Томской области представлена более чем 80 туристскими фирмами и 56 коллективными средствами размещения.

Структура регионального туристского рынка смещена в сторону выездного туризма как направления, не требующего капиталовложений в туристскую инфраструктуру и создание туристского продукта. Область имеет отрицательное сальдо по туристским потокам; эта характеристика является общероссийской.

В целом по итогам 2006 года объем оказанных туристско-экскурсионных услуг в сопоставимых ценах возрос на 31 процент по сравнению с показателями предыдущего года и составил 136,7 млн. рублей.

В последние годы туристская инфраструктура получила значительный импульс для своего развития, связанный с празднованием 400-летнего юбилея г. Томска, а также проведением российско-германского саммита. Отреставрировано большинство объектов, формирующих архитектурный ансамбль исторического центра города; проведен большой объем работ по благоустройству городской территории. Начата реализация программы сохранения деревянного зодчества в г. Томске, которая позволит привести в порядок основные объекты туристского показа.

Внутренний и въездной туризм


Приемом туристов и экскурсионным обслуживанием в области занимается 17 туристских фирм, восемь из которых осуществляют туроператорскую деятельность. Ведущее положение на рынке въездного туризма занимают ООО «Аэротур-Томск», ООО «Белл Системс», ООО «Туристская компания «Мир», ООО «Парк-Тур», турагентство «Полярис» (ПБОЮЛ Калюжный А.Г.), ООО «Талисман», ООО «Туристско-экскурсионное предприятие «Томсктурист», Центр международных и профессиональных стажировок при ГОУ НПО «Профессиональный технико-коммерческий лицей № 1».

Туроператор ООО «ТЭП «Томсктурист» является старейшим туристско-экскурсионным предприятием города. Наличие в его организационной структуре отдела автотранспортных услуг, а также собственного парка автобусов является существенным конкурентным преимуществом предприятия.

В 2006 году на рынок вышли две новые туристские фирмы - ООО «Дискавери» и ООО «Талисман», которые связывают свою деятельность с экскурсионным обслуживанием и организацией приема туристов.