Действующий

О Целевой инновационной программе муниципального образования "Город Томск" на 2007 год


II. Анализ сложившейся ситуации


В соответствии с Уставом г. Томск является муниципальным образованием с градообразующим научно-образовательным комплексом. Решением Думы города Томска от 26.06.2006 №р224 утверждена Стратегия развития Томска до 2020г., в соответствии с которой одним из основных преимуществ Томска является мощный научно-образовательный потенциал, а также наличие предпосылок для перевода экономики г. Томска на инновационный путь развития.

В Стратегии развития Томска до 2020 г. обозначены пять основных стратегических направлений развития города. Одним из них является экономическое развитие Томска как центра инновационной экономики - производителя и экспортера инноваций широкого спектра, технико-внедренческой зоны мирового уровня. В рамках данного направления обозначены задачи по поддержке создания и внедрения инноваций, по развитию сфер высокотехнологичной экономики, по содействию формированию питательной среды для проектов и команд-кандидатов в резиденты томской технико-внедренческой зоны и др. Наряду с этим, по-прежнему остаётся актуальной задача по формированию и продвижению имиджа Томска как центра инновационной экономики.

Позиционирование г. Томска, как территории инновационного развития, предусматривает, в том числе, постоянное информирование общественности по всем мероприятиям, реализуемым в рамках городской целевой инновационной программы предприятиями и учреждениями инновационной сферы, расположенными на территории г. Томска.

Формирование территории инновационного развития представляет собой сложный и долгосрочный процесс, в течение которого должна реализовываться последовательная политика государственных и местных органов власти, ясно отраженная в нормативно-правовых документах, определяющая стратегию формирования такой территории, стимулирование участия частного капитала в развитии территории и условия такого стимулирования, обязательства государственных и местных органов власти по участию в инновационном развитии территории. При этом такая политика должна быть ориентирована на активное взаимодействие и сотрудничество органов власти различных уровней, как между собой, так и с предпринимательским и научным секторами экономики территории.

Необходимо отметить, что, начиная с 2001 года, на территории г. Томска осуществляется последовательная успешная реализация городских Целевых инновационных программ, направленных на решение обозначенных выше задач, что во многом способствовало созданию предпосылок к переходу к экономике знаний.

Основной целью ЦИП на 2007г. является создание благоприятных условий для устойчивого развития экономики, развития государственно-частного партнерства в сфере наукоемкого бизнеса, роста занятости и доходов населения на основе использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциала города.

Приоритетными для ЦИП на 2007 г. считаются мероприятия и проекты, направленные на достижение следующих целей:

-   повышение качества жизни и систем жизнеобеспечения жителей г. Томска;

- развитие условий по вовлечению молодежи в деятельность по созданию инновационной продукции;

-  повышение инвестиционной привлекательности г. Томска и содействие привлечению внебюджетных средств в экономику г. Томска.

На основе многолетнего опыта реализации городских целевых инновационных программ, изучения объективных потребностей рынка, а также в соответствии со стратегией развития г. Томска и Томской области до 2020 г. и в целях содействия развитию экономики г. Томска, как экономики, основанной на знаниях, определены следующие  направления ЦИП на 2007 г.:

     
     1. Развитие инновационной деятельности в Томске как центре образования, науки и инноваций мирового класса.

    
      2. Позиционирование Томска как территории инновационного развития.


3. Развитие предпринимательского духа среди студенчества и молодых специалистов. Усиление роли государственно-частного партнерства.

4. Совместная деятельность с государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере (далее, Фонд).

5. Использование возможностей особой экономической зоны технико внедренческого типа для создания малых инновационных предприятий.

Все направления решают задачи определенные в долгосрочных Стратегиях развития Томской области и г.Томска, создают предпосылки для активной работы с венчурными фондами, в том числе с Томским центром венчурных инвестиций , «бизнес-ангелами» и другими инвесторами.

По инициативе администрации Томска и государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в апреле 2006 года в Томске было подписано соглашение между руководством Фонда и акционерным банком «Томскпромстройбанк» по новой программе «Ставка», которая предполагает компенсацию процентной ставки по кредитам наукоемким малым предприятиям, что позволило томским малым предприятиям получить в «Томскпромстройбанке» в 2006 году более 20 млн. руб. беспроцентных кредитов только по этой программе.

В конце 2006 года Фонд объявил о начале новой программы «УМНИК» - участник молодежного научно-инновационного конкурса. По сложившейся доброй традиции Томск вошел в число пилотных регионов и, благодаря своевременно проведенным администрацией г.Томска тренинг-семинаров с участием представителей Фонда (в рамках ЦИП на 2006г.), активной позиции ректоров томских вузов, 12 конференций томских университетов были аккредитованы по данной программе (из 200 по России), что позволит получить финансовую поддержку в 2007-2008 годах более 50 молодым ученым и аспирантам на сумму свыше 30 млн. руб.

С 2004 по 2006 год в Томске создано 44 новых малых инновационных предприятия для реализации проектов-победителей программы «Старт», получивших право поэтапного получения 4,5 млн. руб. на невозвратной основе из федерального бюджета на каждый проект в ближайшие 3 года в общем объеме - 198 млн. руб. по всем проектам. Такая же сумма будет привлечена исполнителями проекта из внебюджетных и собственных источников в соответствии с заключенными контрактами. (Только по финансированию этих проектов-победителей в течение 1-го года реализации общая сумма средств федерального бюджета, уже полученных томскими предприятиями, составила более 33 млн. руб. В настоящее время 11 новых малых наукоемких предприятий перешли на 2-ой год реализации проекта, в стадии перехода на 2-ой год уже находится более 20 предприятий. В качестве инвестиций этими предприятиями уже привлечено более 30 млн. руб. частного капитала).

По результатам федеральной программы «Старт» Томск ежегодно входит в десятку наиболее инновационно активных городов России, как по числу заявляемых проектов, так и по числу победителей, поддержанных муниципалитетом города.

Выделение финансовых средств из бюджета муниципального образования «Город Томск» и успешная реализация Целевой инновационной программы содействует развитию рынка высоких технологий, развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере, созданию инновационных бизнес структур, окружающих научно-образовательный комплекс, формированию в городе благоприятного инвестиционного климата, развитию государственно-частного партнерства в сфере наукоемкого бизнеса и способствует привлечению дополнительных внебюджетных средств в экономику г.Томска.


III. Обоснование мероприятий Программы


1.1. Создание системы кредитования проектов «Томск - центр инноваций» для субъектов малого инновационного предпринимательства.

Для развития Томска как центра образования, науки и инноваций мирового класса, в котором качество жизни повышается за счет использования новейших технологий, предполагается организовать работу по созданию системы льготного кредитования проектов  малых инновационных предприятий, в том числе по результатам конкурса на получение льготного финансирования.

Основной целью данного мероприятия является содействие экономическому развитию Томска как центра инновационной экономики. Приоритетными будут считаться проекты, которые подтверждают заинтересованность стратегических инвесторов, таких как ООО «Томский центр венчурных инвестиций», НП «ИИТ «Аккорд», частных инвесторов и др., включая инвесторов из АСДГ (Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов) в дальнейшем финансировании этих проектов при условии достижения заявленных в проекте результатов в рамках данного мероприятия.