_________________________________________________________
Утратило силу на основании
Постановления Администрации Томской области от 26 июня 2008 года N 125а
________________________________________________________________
В целях усиления контроля за качеством результатов деятельности областных государственных учреждений, в соответствии с Законом Томской области от 13 апреля 2004 года № 53-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области», постановлением Администрации Томской области от 31 января 2005 года № 8 а «Об отчетности областных государственных учреждений по результатам финансово-хозяйственной деятельности»
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
комплексную методику оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений;
реестр показателей оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений;
Порядок ведения реестра показателей оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений.
2. Департаментам Томской области: здравоохранения (Адамян), общего образования (Глок), по вопросам семьи и детей (Эфтимович), по культуре (Кузичкин), по молодежной политике, физической культуре и спорту (Максимов), по управлению государственной собственностью (Курченко), социальной защиты населения (Шишкина), Управлению начального профессионального образования Томской области (Шендель) использовать реестр показателей оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений при разработке среднесрочного финансового плана и составлении областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по экономической политике и инвестициям Козловскую О.В.
Губернатор Томской области
В.М.Кресс
Комплексная методика
оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений
1. Настоящая комплексная методика оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений (далее ? Методика) разработана в целях:
оценки целесообразности перевода областных государственных учреждений (далее - бюджетные учреждения) в иные формы организаций или виды учреждений;
повышения эффективности предоставления бюджетных услуг;
повышения ответственности органов исполнительной власти Томской области, осуществляющих управление деятельностью бюджетных учреждений, руководителей бюджетных учреждений.
Целями политики Томской области, направленной на повышение эффективности деятельности бюджетных учреждений, являются обеспечение роста качества жизни населения области и повышение качества предоставления бюджетных услуг населению.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
создание системы экономического мониторинга и контроля за деятельностью бюджетных учреждений;
повышение ответственности бюджетных учреждений по своим обязательствам;
повышение эффективности расходов областного бюджета.
2. Оценка эффективности деятельности бюджетных учреждений проводится по бюджетным учреждениям, учредителями которых являются следующие государственные органы исполнительной власти Томской области (далее - учредители): департаменты Томской области: общего образования, здравоохранения, по культуре, по молодежной политике, физической культуре и спорту, социальной защиты населения, по вопросам семьи и детей, Управление начального профессионального образования Томской области.
3. Оценка эффективности деятельности бюджетных учреждений подразделяется на первичную и комплексную.
3.1. Первичная оценка эффективности деятельности бюджетных учреждений осуществляется учредителями в отношении подведомственных бюджетных учреждений. Первичная оценка разделяется на промежуточную и окончательную.
Промежуточная оценка проводится по итогам квартала на основании данных бухгалтерской отчетности, направляемой бюджетными учреждениями в адрес учредителя.
В рамках первичной промежуточной оценки учредители оценивают бюджетные учреждения по степени выполнения заданий по предоставлению бюджетных услуг, доведенных учредителем до бюджетных учреждений в соответствии с Порядком формирования, утверждения, корректировки и исполнения консолидированного перечня бюджетных услуг и составления отчетности о его исполнении, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 05.03.2007 № 36а, и и/или по показателям, соответствующим строкам 102, 103, 109, 111 формы 1 реестра показателей оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений (далее - Реестр), утвержденного указанным постановлением.
По решению учредителя в рамках первичной промежуточной оценки, помимо оценки степени выполнения заданий по предоставлению бюджетных услуг, бюджетные учреждения могут оцениваться по иным показателям, утвержденным в составе Реестра (форма 1).
Окончательная оценка проводится по итогам года на основании данных бухгалтерской отчетности, направляемой бюджетными учреждениями в адрес учредителя. В рамках окончательной оценки учредители проводят оценку по всем показателям, утвержденным в составе Реестра (форма 1). Результаты окончательной оценки ежегодно направляются учредителями в адрес уполномоченного областного органа по управлению областным государственным имуществом в сроки, устанавливаемые указанным органом.
В результате первичной оценки учредитель ежегодно определяет:
направления оптимизации деятельности подведомственных бюджетных учреждений;
перечень бюджетных учреждений, сохранение которых нецелесообразно;
экономические и социальные последствия ликвидации бюджетных учреждений, сохранение которых признано нецелесообразным, и создания на базе высвобождающегося имущества организаций иных организационно-правовых форм, предусмотренных действующим законодательством.
3.2. Комплексная оценка эффективности деятельности бюджетных учреждений осуществляется уполномоченным областным органом по управлению областным государственным имуществом в целях повышения эффективности расходов областного бюджета, а также защиты прав и реализации гарантий прав граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Томской области, в отношении бюджетных учреждений на основании результатов проведенной учредителями первичной оценки с учетом:
предусмотренных законодательством ограничений на реорганизацию бюджетных учреждений в организационно-правовые формы, предполагающие негосударственную форму собственности;
абсолютных и относительных величин индикаторов эффективности использования государственного имущества.
Результатом комплексной оценки является принятие в отношении бюджетных учреждений в установленном действующим законодательством порядке следующих решений:
о перепрофилировании деятельности бюджетного учреждения;
о преобразовании в негосударственную организацию либо автономное учреждение;
об осуществлении дополнительных инвестиционных расходов (капитального и некапитального характера);
о ликвидации бюджетных учреждений и внесении высвобождаемого имущества в уставный (складочный) капитал вновь создаваемых хозяйственных обществ.
4. Уполномоченный областной орган по управлению областным государственным имуществом на основании предложений учредителей и результатов оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений ежегодно в плане развития государственного сектора экономики Томской области отражает направления оптимизации деятельности системы областных государственных учреждений.
Предложения по плану развития государственного сектора экономики Томской области, разработанные уполномоченным областным органом по управлению областным государственным имуществом, направляются на согласование в Департамент экономики Администрации Томской области и представляются в Государственную Думу Томской области в составе документов, прилагаемых к проекту Закона Томской области об областном бюджете.
В соответствии с утвержденным планом развития государственного сектора экономики Томской области на очередной финансовый год и плановый период учредители разрабатывают планы мероприятий по реструктуризации и реформированию бюджетной сферы.
II. Общие рекомендации по оценке эффективности деятельности бюджетных учреждений
5. Значения показателей эффективности деятельности бюджетных учреждений устанавливаются учредителями ежегодно.
Система показателей оценки основывается на данных бухгалтерской отчетности, заданиях по предоставлению государственных бюджетных услуг и рассчитываемых на их основании дополнительных показателях.
6. Оценка эффективности деятельности бюджетных учреждений осуществляется учредителями путем сравнения и анализа показателей в соответствии с установленной формой 1 Реестра. Уполномоченный областной орган по управлению областным государственным имуществом вправе провести самостоятельную проверку результатов оценки и анализа, проведенных учредителями.
7. Оценка эффективности деятельности бюджетных учреждений осуществляется учредителями ежегодно в процессе формирования ведомственных целевых программ.
8. Учредители в рамках бюджетного процесса при оценке эффективности бюджетных учреждений за отчетный период устанавливают плановые значения на очередной год для следующих показателей:
показатель экономической эффективности (строка 10101 Реестра);
индекс результативности (строка 10102 Реестра);
индекс нормирования (строка 10103 Реестра);
показатель социальной значимости (строка 10104 Реестра);
сводный показатель значимости (строка 10100 Реестра).
Плановые значения перечисленных показателей определяются учредителями экспертным путем на основании показателей непосредственного результата бюджетных услуг и показателей результата деятельности, закрепляемых в ведомственных целевых программах учредителей. При расчете цифровых показателей плановых значений этих индикаторов должны применяться соответствующие формулы для расчета этих индикаторов.
9. Для оценки эффективности деятельности и целесообразности преобразования бюджетных учреждений, которые предоставляют бюджетные услуги в соответствии с утвержденным перечнем бюджетных услуг, следует использовать форму 1 Реестра.
10. Форма 1 Реестра заполняется и анализируется учредителем по подведомственным бюджетным учреждениям в разрезе бюджетных услуг в зависимости от содержания заданий по предоставлению бюджетных услуг, доведенных бюджетным учреждениям.
11. Индикатор эффективности использования государственной собственности учитывает динамику каждого показателя из формы 1 Реестра за предыдущие два года и рассчитывается по строкам формы 1 Реестра по следующей формуле:
(1), где:
Ii(n) ? индикатор эффективности деятельности n-го бюджетного учреждения по i-му показателю эффективности из Реестра;
Ni ? утвержденное значение показателя на отчетный период (плановое);
Oi ? фактическое значение показателя за отчетный период;
Pi ? значение показателя за аналогичный период прошлого года;
Ri ? значение показателя за период, предшествующий прошлому.
12. Показатель экономической эффективности (строка 10101 Реестра) рассчитывается по следующим формулам:
(2) ПЭЭ = (Ре / РП) * РЭФ * БВ* 100%, где:
ПЭЭ ? показатель экономической эффективности за анализируемый период;
Ре ? результат деятельности поставщика бюджетных услуг (объем предоставленных бюджетных услуг) за анализируемый период (квартал, год) в денежном выражении;
РП ? ресурсы поставщика бюджетных услуг - активы государственного учреждения за период (квартал, год);
РЭФ ? рыночная эффективность бюджетного учреждения;
БВ - коэффициент превышения доходов, полученных из внебюджетных источников, над доходами, полученными из бюджетных источников.
Каждый из элементов показателя экономической эффективности детализируется в соответствии со следующими правилами:
(2.1) Ре = РБе + РВБе, где:
РБе ? доходы, полученные из бюджетных источников;
РВБе ? доходы, полученные из внебюджетных источников.
(2.2) РП = Строка 500 - Строка 382 - Строка 210, где содержание строк определяется в соответствии с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 2005 года № 5н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности», форма «Баланс исполнения бюджета», форма 0503120 (Баланс).
(2.3) РЭФ = РЦ / ЦУ * РЦмин / ЦУ, где:
РЦ ? стоимость бюджетной услуги у альтернативных рыночных поставщиков. Определяется как среднее арифметическое всех открытых предложений негосударственных поставщиков;
ЦУ ? стоимость бюджетной услуги, предлагаемой бюджетным учреждением;
РЦмин ? минимальная стоимость бюджетной услуги у альтернативных рыночных поставщиков. Определяется как минимальное значение всех открытых предложений негосударственных поставщиков.
Если на рынке не существует аналога бюджетной услуги, показатель РЭФ принимается равным единице.
(2.4) БВ ? коэффициент превышения доходов, полученных из внебюджетных источников, над доходами, полученными из бюджетных источников (строка 10105 Реестра), определяется по формуле:
БВ = РВБе / РБе + 1, где:
РВБе ? доходы, полученные из внебюджетных источников;
РБе ? доходы, полученные из бюджетных источников.
В случае равенства доходов из бюджетных и внебюджетных источников показатель БВ будет равен 2 (двум).
В развернутом варианте формула расчета показателя экономической эффективности (ПЭЭ) приобретает следующий вид:
ПЭЭ = (РБе + РВБе) / (Строка 500 - Строка 382 - Строка 210)* РЦ / ЦУ * РЦмин / ЦУ*(РВБе / РБе + 1)*100%.
13. Анализ динамики показателя экономической эффективности (ПЭЭ) позволяет определить целесообразность преобразования бюджетного учреждения в негосударственную организацию. Для принятия решения о преобразовании бюджетного учреждения рекомендуется рассматривать динамику показателя экономической эффективности за период не менее пяти лет.
14. Индекс результативности (строка 10102 Реестра) отражает способность бюджетного учреждения - поставщика бюджетных услуг выполнять требования заданий по предоставлению бюджетных услуг в части показателей результата (графы Р-1, Р-2.1, Р-2.2, Р-2 задания по предоставлению бюджетных услуг и отчета об исполнении задания по предоставлению бюджетных услуг).
Индекс результативности (ИРЗ) определяется по следующим правилам:
(3) ИРЗ = (Р1ф/Р1п * Р21ф/Р21п * Р22ф/Р22п *……* Рiф/Рiп) * 100%, где:
Р1п ? плановое значение показателя непосредственного результата;
Р1ф ? фактическое значение показателя непосредственного результата;
Р21п ? плановое значение показателя графы Р-2.1 задания по предоставлению бюджетных услуг;
Р21ф ? фактическое значение показателя графы Р-2.1 задания по предоставлению бюджетных услуг;
Р22п ? плановое значение показателя графы Р-2.2 задания по предоставлению бюджетных услуг;
Р22ф ? фактическое значение показателя графы Р-2.2 задания по предоставлению бюджетных услуг;
Рiп ? плановое значение показателя i-й строки раздела «дополнительные показатели» задания по предоставлению бюджетных услуг;
Рiф ? фактическое значение показателя i-й строки раздела «дополнительные показатели» задания по предоставлению бюджетных услуг.
При расчете индекса результативности необходимо, чтобы количество множителей формулы соответствовало количеству показателей результата для бюджетного учреждения в рамках соответствующего задания (графы Р-1, Р-2.1, Р-2.2, Р-2 задания по предоставлению бюджетных услуг и отчета об исполнении задания по предоставлению бюджетных услуг).
В случае если показатели результата являются нисходящими, то есть чем меньше значение, тем лучше, то для расчетов применяется следующая формула:
(3.1) ИРЗ = (Р1п/Р1ф * Р21п/Р21ф * Р22п/Р22ф *……* Рiп/Рiф) * 100%.
15. В целях формирования более полной базы для принятия решений относительно эффективности деятельности бюджетных учреждений необходимо оценивать степень соблюдения бюджетным учреждением нормативов финансирования в соответствии с заданиями по предоставлению бюджетных услуг.
Индекс нормирования (строка 10103 Реестра) определяется по следующей формуле:
(4) ИНРБ = (НР1п/НР1ф * НР2п/НР2ф *…* НРiп/НРiф) * 100%, где:
ИНРБ ? индекс нормирования;
НР1ф ? фактическое значение норматива расходов (графа 3-2.1 отчета об исполнении задания по предоставлению бюджетных услуг);
НР1п ? плановое значение норматива расходов (графа 3-2.1 задания по предоставлению бюджетных услуг);
НР2ф ? фактическое значение норматива расходов (графа 3-2.2 отчета об исполнении задания по предоставлению бюджетных услуг);
НР2п ? плановое значение норматива расходов (графа 3-2.1 задания по предоставлению бюджетных услуг);
НРiф ? фактическое значение норматива расходов (графа 3-2.1 отчета об исполнении задания по предоставлению бюджетных услуг);
НРiп ? плановое значение норматива расходов (графа 3-2.1 задания по предоставлению бюджетных услуг).
При расчете индекса нормирования количество множителей формулы (2.3) должно соответствовать количеству строк раздела «Нормативы расходов бюджетных средств» задания по предоставлению бюджетных услуг и отчета об исполнении задания по предоставлению бюджетных услуг.
16. В целях принятия решений учредителем и уполномоченным областным органом по управлению областным государственным имуществом по управлению бюджетным учреждением рекомендуется сопоставлять динамику индекса результативности (ИРЗ) и индекса нормирования (ИНРБ).
Нормальной следует считать ситуацию, при которой темпы роста индекса результативности (ИРЗ) не ниже темпов роста индекса нормирования (ИНРБ). В случае превышения темпов роста индекса нормирования (ИНРБ) над темпами роста индекса результативности (ИРЗ) учредителям необходимо провести анализ причин и выявить факторы, ведущие к росту бюджетных расходов.
Превышение темпов роста индекса нормирования (ИНРБ) над темпами роста индекса результативности (ИРЗ) может служить основанием для оценки целесообразности перепрофилирования деятельности бюджетного учреждения.
17. Показатель социальной значимости (строка 10104 Реестра) отражает вклад учреждения в повышение уровня жизни населения и определяется по формуле:
(5) СЗ = ОУ * КОБ * КВ * 100%, где:
СЗ ? показатель социальной значимости за период (квартал, год);
ОУ ? уровень обеспеченности населения бюджетными учреждениями за период (квартал, год);
КОБ ? коэффициент обслуживания за период (квартал, год);
КВ ? коэффициент востребованности услуг бюджетного учреждения за период (квартал, год).
(5.1)ОУ ? уровень обеспеченности населения бюджетными учреждениями за период рассчитывается по формуле:
ОУ = ОУр / ОУф, где:
ОУр ? уровень обеспеченности населения бюджетными учреждениями в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.96 № 1063-Р «О социальных нормативах и нормах»;
ОУф ? фактический уровень обеспеченности населения учреждениями.
(5.2) КОБ ? коэффициент обслуживания за период рассчитывается по формуле:
КОБ = ФП / ПСУ, где:
ФП ? количество фактически обратившихся в учреждение за бюджетными услугами в течение периода (квартала, года);
ПСУ ? пропускная способность учреждения за период (квартал, год).
(5.3) КВ ? коэффициент востребованности услуг бюджетного учреждения определяется по формуле:
КВ = ФП / ППУ, где:
ФП ? количество фактически обратившихся в учреждение за бюджетными услугами в течение периода (квартала, года);
ППУ ? количество потенциальных получателей бюджетных услуг на территории, обслуживаемой учреждением.
18. Сводный показатель значимости учреждения (строка 10100 Реестра) за период (квартал, год) рассчитывается по формуле:
(6) СПЗУ = ПЭЭ * К1 * ИРЗ * К2 * ИНРБ * К3 * СЗ * К4, где:
СПЗУ ? сводный показатель значимости учреждения;
ПЭЭ ? показатель экономической эффективности;
ИРЗ ? индекс результативности;
ИНРБ ? индекс соблюдения нормативов расходования бюджетных средств;
СЗ ? показатель социальной значимости.
К1, К2, К3, К4 ? весовые коэффициенты в диапазоне от 0 до 1 включительно, определяемые учредителями экспертным путем с привлечением представителей уполномоченного областного органа по управлению областным государственным имуществом. Весовые коэффициенты утверждаются руководителями учредителей по согласованию с уполномоченным областным органом по управлению областным государственным имуществом на срок не менее одного года, но не более трех лет. Весовые коэффициенты являются едиными для всех учредителей.
19. Кумулятивный индекс эффективности деятельности бюджетного учреждения определяется в следующем порядке:
1) определяется значение каждого показателя эффективности из Реестра (форма 1, колонка 1);
2) полученные значения по каждому показателю эффективности из реестра (форма 1, колонка 1) перемножаются между собой и умножаются на 100%;
3) полученная в результате величина (в процентном выражении) является показателем эффективности деятельности бюджетного учреждения.
20. Решение о дальнейших действиях относительно бюджетного учреждения по итогам анализа показателей его работы в соответствии с показателями оценки из Реестра (форма 1, колонка 1) принимается учредителями в следующем порядке:
1) оценивается каждый показатель из Реестра (форма 1, колонка 1) с применением формулы (1);
2) по результатам оценки каждого показателя определяется его динамика за последние три года проведения анализа.
21. Для принятия решений относительно бюджетных учреждений о перепрофилировании, ликвидации, об осуществлении дополнительных инвестиционных расходов (капитального и некапитального характера), о преобразовании в коммерческую организацию либо в автономное учреждение необходимо провести анализ динамики по следующему базовому набору показателей:
1) для принятия решения о перепрофилировании деятельности бюджетного учреждения:
снижение показателя выполнения мероприятий (строка 102 Реестра);
снижение показателя степени охвата бюджетной услугой (строка 103 Реестра);
снижение степени выполнения показателя непосредственного результата (строка 109 Реестра);
прирост или неизменность норматива расходов (строка 111 Реестра);
прирост или неизменность расходов на оплату труда (строка 310 Реестра);
прирост или неизменность расходов по внебюджетной деятельности (строка 980 Реестра);
снижение показателя востребованности бюджетных услуг (строка 100 Реестра);
снижение или неизменность сводного показателя значимости учреждения (строка 10100 Реестра).