Недействующий

О городской целевой программе "Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя, табакокурения и других видов патологической зависимости у детей, подростков и молодежи на 2007 год"


II.  Анализ сложившейся ситуации.


Городская целевая программа «Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя,  табакокурения и других видов патологической зависимости у детей, подростков и молодежи на 2007 год» (далее именуемая  - Программа) разработана в соответствии с Областной целевой программой «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2007 год» и Федеральной целевой программой «Комплексные меры противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2007 год».

Предметом Программы  является создание необходимых условий для повышения эффективности деятельности органов власти, организаций и учреждений по профилактике  алкоголизма, наркомании, табакокурения и других видов патологической зависимости у детей, подростов и молодежи г. Томска.

Современная социальная ситуация развития подрастающего поколения в системе образования продолжает характеризоваться выраженностью социогенных проблем детства: снижение уровня успеваемости в обучении, рост соматических и психоневрологических заболеваний, и, как следствие, школьная дезадаптация учащихся; социальное сиротство; беспризорность и бродяжничество, асоциальное поведение; правонарушения и преступления; ранние аборты и беременность; ВИЧ-инфицирование, распространение инфекций, передающихся половым путем, суициды, ранняя смертность.

Все вышеперечисленное является как следствием, так и причиной развития раннего наркотизма несовершеннолетних, в первую очередь употребления алкоголя. С ростом злоупотребления алкоголем увеличивается вероятность столкновения детей уже 7 - 12 лет с наркотическими веществами.

В результате скриннигового исследования (2005-2006 г.г.) по проблемам наркогенной ситуации среди подростков (2500 учащихся школ Ленинского и Октябрьского районов г. Томска и г.г. Колпашево и Стрежевого), проводимого в рамках Областной целевой программы «Комплексные меры противодействию немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2005-2006 г.г.», проведенного НИИ ВФ РАО совместно с МОУ ППМС центром «Семья» г. Томска были выявлены следующие показатели:

- у подростков не сформировано общее представление о том, что любые формы наркотизации, в частности употребление, а затем и злоупотребление алкоголем могут в скором времени негативно отразиться на его социальных перспективах;

- абсолютное большинство подростков имеют опыт использования алкоголя, однако, с негативными последствиями алкоголизации (ухудшение здоровья), о которых чаще всего говорят учителя и родители, еще не столкнулись;

- значительно расширились социальные границы подростковой алкоголизации, когда в «группу риска» входят не только представители социально - неблагополучных слоев, но и подростки из семей, традиционно относящихся к благополучным: с высоким образовательным и материальным уровнем родителей. Т.е. социальный статус семьи уже не обеспечивает подростку «иммунитет», предотвращающий возможность развития алкогольной зависимости. Вероятность приобщения к алкоголю (вино -водочная продукция, пиво) оказывается высокой для представителей различных социальных слоев, возрастных категорий и половой идентификации.

Первые пробы алкоголя дети (87% из опрошенных) получили в собственной семьи, т.е.:

- 87% школьников заявили о легализации употребления алкоголя в семье («национальная традиция» россиян);

- 21, 5% школьников ответили, что употребление алкоголя родителями определяет их отношение к этому психоактивному веществу;

- кроме того, 55% школьников в числе причин употребления алкоголя назвали его доступность;

- среди причин и мотивов употребления алкоголя школьники на первое место поставили уход от личных проблем (60,5%), на второе место - «так принято» (54,2%), на третье - «удовольствие, необычные ощущения» (31,3%).

На основании данного исследования, о значении интегрального показателя риска наркозависимости для различных признаков, выделены наиболее значимые для развития наркогенного заражения подростков и возможного их перехода в «группу риска».

В этот список входят следующие (в порядке уменьшения значимости):

- использование алкоголя в ближайшем окружении и личный опыт использования алкоголя (80-85%);

- личный опыт использования наркотиков;

- личный опыт курения;

- использование наркотиков друзьями;

- знакомство с представителями неформальных движений;

- удовлетворенность учебой.

Таким образом, наиболее актуальным направлением деятельности в сфере профилактики на сегодняшний день должна стать профилактика использования и злоупотребления алкоголя несовершеннолетними, затем профилактика начала использования наркотиков, профилактика курения.

Первое и третье являются «мостиком» к ранней наркотизации детей.

Приоритетным направлением профилактической антинаркотической работы с детьми является первичная (универсальная) профилактика, направленная на всех обучающихся детей, подростков, молодежь, а так же вовлечение в сферу реализации педагогической профилактики их взрослых членов семьи (обеспечение условий для организации эффективного антинаркотического контроля, освоение навыков организации семейной профилактики).

Разрабатываемая и внедряемая в практику образования г. Томска модель системы первичной профилактики базируется на современных отечественных теориях психического развития, использует системные существующие концептуальные модели и технологии профилактической работы с учетом диагностики (мониторинга) социальной ситуации развития детей и подростков в регионе.

Реализация Городской целевой программы «Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя,  табакокурения и других видов патологической зависимости у детей, подростков и молодежи на 2007 год»  ориентирована на принятие интенсивных стратегических мер и совершенствование профилактических мероприятий, благодаря которым станет возможным приостановление, стабилизация, и, как следствие, снижение роста социально опасных проявлений в развитии подрастающего поколения.