Дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) в настоящее время являются одной из важнейших и обостряющихся проблем. Во всем мире ДТП является основной причиной смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет и влекут за собой ежегодные потери в размере от 1 до 3 процентов внутреннего валового продукта.
Для мировой экономики уже сейчас ущерб от ДТП составляет около 800 млрд. долларов США в год (в России в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей). При этом если в экономически развитых странах положение дел в области безопасности дорожного движения последние 30 лет стабилизируется, то в развивающихся государствах ситуация ухудшается за счет резкого роста автомобильного парка и недостаточного финансирования деятельности, направленной на профилактику аварийности.
Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Томской области.
Ежегодно на дорогах области совершается более 700 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает около 150 и получают увечья различной степени тяжести свыше 750 человек. В период с 2000 года по 2005 год в области зарегистрировано 4239 ДТП, в которых погибли 831 и получили ранения 4798 человек. При этом в 644 происшествиях погибло 47 детей и было ранено - 629.
Несмотря на применяемые отдельные меры по предупреждению ДТП, в области не наблюдается стабильного снижения ДТП по основным его индикативным показателям. В тоже время, количество погибших в ДТП возросло со 112 человек в 1999 году до 143 человек в 2005 году. При этом тяжесть последствий (число погибших на 100 пострадавших) возросла с 11,2 в 1999 году до 15,7 - в 2005 году.
По статистике, в 2005 году в Томской области произошло 684 ДТП, в которых погибли 143 человека и ранено 765 человек, количество ДТП с участием детей - 100, при этом погибли 12 детей и ранены 94. Было зарегистрировано 13714 ДТП с материальным ущербом. Рост ДТП, а также числа пострадавших в них людей отмечен в 9 районах области.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий стали: наезд на пешеходов (44,7 процента), столкновение (26,2 процента), опрокидывание (15,8 процента), наезд на препятствие (7,9 процента), наезд на стоящее транспортное средство (1,2 процента).
Согласно методике оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий (Р-03112199-0502-00), разработанной государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ, г. Москва) величина ущерба в результате гибели человека в ДТП принята равной 2 375 тыс. рублей, в результате ранения - 41,8 тыс. рублей.
Таким образом, в Томской области только в 2005 году ущерб в результате гибели и ранения людей составил 371 602 тыс. рублей. Ущерб от ДТП с материальным ущербом по усредненным данным - более 250 миллионов рублей.
В целом динамика изменений показателей аварийности выглядит следующим образом:
Таблица 1
Показатели аварийности по Томской области за 1999 - 2005 годы
Годы | Количество | Разница по сравнению с прошлым годом | Тяжесть последст-вий ДТП | ||||
ДТП | погиб-ших | раненых | ДТП | погиб-ших | раненых | ||
1999 | 801 | 112 | 890 | -0,8 | -28,2 | -3,8 | 11,2 |
2000 | 717 | 120 | 824 | -10,4 | +7,1 | -7,4 | 12,7 |
2001 | 708 | 129 | 832 | -1,2 | +7,5 | +0,9 | 13,4 |
2002 | 714 | 141 | 799 | +0,8 | +9,3 | -3,9 | 15,0 |
2003 | 713 | 150 | 811 | -0,1 | +6,3 | +1,5 | 15,6 |
2004 | 703 | 148 | 767 | -1,4 | -1,3 | -5,4 | 16,2 |
2005 | 684 | 143 | 765 | -2,7 | -3,4 | -0,3 | 15,7 |
Несмотря на снижение количества дорожно-транспортных происшествий, тяжесть последствий ДТП увеличилась с 13,4 погибших на 100 пострадавших в 2001 году до 15,7 в 2005 году.
Таблица 2
ДТП, совершенные по вине водителей
Годы | Количество | Разница по сравнению с прошлым годом (в процентах) | ||||
ДТП | погиб-ших | раненых | ДТП | погиб-ших | раненых | |
1999 | 642 | 92 | 750 | 1,9 | -34,8 | -0,5 |
2000 | 578 | 108 | 696 | -10,0 | 17,4 | -7,2 |
2001 | 540 | 105 | 685 | -6,6 | -2,8 | -1,6 |
2002 | 567 | 120 | 670 | 5,0 | 14,3 | -2,2 |
2003 | 578 | 133 | 687 | 1,9 | 10,8 | 2,5 |
2004 | 547 | 128 | 624 | -5,4 | -3,8 | -9,2 |
2005 | 548 | 114 | 654 | 0,18 | -10,9 | 4,8 |
Основной причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств (более чем в 75 процентах ДТП). Это свидетельствует о низком качестве подготовки водителей, приводящем к ошибкам в управлении транспортными средствами и оценке дорожной обстановки, их неудовлетворительной дисциплине, невнимательности и небрежности.
Таблица 3
ДТП, совершенные по вине водителей в нетрезвом состоянии