(с изменениями на 24 декабря 2009 года)
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Томской области от 24 декабря 2009 года № 276-ОЗ
Законом Томской области от 2 ноября 2009 года № 238-ОЗ
________________________________________________________________
Принят
Постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 25.01.2007 № 3900
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Обеспечение безопасности дорожного движения на 2007 - 2009 годы» согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Томской области
В.М. Кресс
(12 февраля 2007 года № 64 - ОЗ)
Областная целевая программа
«Обеспечение безопасности дорожного движения на 2007 - 2009 годы»
Наименование программы | Областная целевая программа «Обеспечение безопасности дорожного движения на 2007 - 2009 годы» (далее - Программа) | ||||
Основание для разработки Программы |
Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 15 ноября 2005 года (от 05 декабря 2005 года № Пр-2012); Закон Томской области от 19 апреля 2006 года № 79-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 - 2010 годы». | ||||
Государственный заказчик Программы | Администрация Томской области, Комитет общественной безопасности Администрации Томской области | ||||
Основные разработчики Программы | Комитет общественной безопасности Администрации Томской области; Управление внутренних дел по Томской области; Управление начального профессионального образования Томской области; Департамент общего образования Томской области; Департамент здравоохранения Томской области; Областное государственное учреждение «Томскавтодор»; Управление внутренних дел МВД России в г. Северске | ||||
Цель Программы | Сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими | ||||
Задачи Программы | Предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; развитие системы подготовки водителей транспортных средств; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма; совершенствование организации движения транспорта и пешеходов; повышение эффективности деятельности соответствующих служб по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях | ||||
Главные целевые показатели | Сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими | ||||
Сроки реализации Программы | 2007 - 2009 годы | ||||
Исполнители мероприятий | Управление внутренних дел по Томской области (по согласованию); Управление внутренних дел МВД России в г. Северске (по согласованию); Департамент здравоохранения Томской области; Управление начального профессионального образования Томской области; Департамент общего образования Томской области; Управление государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по согласованию); Областное государственное учреждение «Томскавтодор» (по согласованию); Департамент капитального строительства Администрации г. Томска (по согласованию); Управление ЖКХ, транспорта и связи Администрации г. Северска (по согласованию). (Строка в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 2 ноября 2009 года № 238-ОЗ, - см. предыдущую редакцию) | ||||
Объемы и источники финансирования | В тыс. рублей | 2007 -2009 годы | 2007 г. (прогноз) | 2008 г. (прогноз) | 2009 г. (прогноз) |
Всего | 229520,5 | 82 975,0 | 85 755,5 | 60790 | |
Федеральный бюджет (прогноз) | 21 163,0 | 8 011,0 | 6 711,0 | 6 441,0 | |
Областной бюджет (прогноз) | 208357,5 | 74 964,0 | 79 044,5 | 54349,0 | |
(Строка в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 2 ноября 2009 года № 238-ОЗ, - см. предыдущую редакцию) | |||||
Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы | Сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 5-7 процентов ежегодно, в 2009 году - на 1 процент; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 5 процентов ежегодно, в 2009 году - на 1 процент; сокращение количества детей, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий по собственной неосторожности, на 20 процентов, в 2009 году - на 5 процентов; снижение смертности и инвалидизации при дорожно-транспортных происшествиях на 5 процентов за счет повышения качества оказания помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе, в 2009 году - на 1 процент; повышение уровня раскрываемости преступлений, связанных с угоном транспортных средств. (Строка в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 2 ноября 2009 года № 238-ОЗ, - см. предыдущую редакцию) | ||||
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области. |
Дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) в настоящее время являются одной из важнейших и обостряющихся проблем. Во всем мире ДТП является основной причиной смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет и влекут за собой ежегодные потери в размере от 1 до 3 процентов внутреннего валового продукта.
Для мировой экономики уже сейчас ущерб от ДТП составляет около 800 млрд. долларов США в год (в России в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей). При этом если в экономически развитых странах положение дел в области безопасности дорожного движения последние 30 лет стабилизируется, то в развивающихся государствах ситуация ухудшается за счет резкого роста автомобильного парка и недостаточного финансирования деятельности, направленной на профилактику аварийности.
Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Томской области.
Ежегодно на дорогах области совершается более 700 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает около 150 и получают увечья различной степени тяжести свыше 750 человек. В период с 2000 года по 2005 год в области зарегистрировано 4239 ДТП, в которых погибли 831 и получили ранения 4798 человек. При этом в 644 происшествиях погибло 47 детей и было ранено - 629.
Несмотря на применяемые отдельные меры по предупреждению ДТП, в области не наблюдается стабильного снижения ДТП по основным его индикативным показателям. В тоже время, количество погибших в ДТП возросло со 112 человек в 1999 году до 143 человек в 2005 году. При этом тяжесть последствий (число погибших на 100 пострадавших) возросла с 11,2 в 1999 году до 15,7 - в 2005 году.
По статистике, в 2005 году в Томской области произошло 684 ДТП, в которых погибли 143 человека и ранено 765 человек, количество ДТП с участием детей - 100, при этом погибли 12 детей и ранены 94. Было зарегистрировано 13714 ДТП с материальным ущербом. Рост ДТП, а также числа пострадавших в них людей отмечен в 9 районах области.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий стали: наезд на пешеходов (44,7 процента), столкновение (26,2 процента), опрокидывание (15,8 процента), наезд на препятствие (7,9 процента), наезд на стоящее транспортное средство (1,2 процента).
Согласно методике оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий (Р-03112199-0502-00), разработанной государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ, г. Москва) величина ущерба в результате гибели человека в ДТП принята равной 2 375 тыс. рублей, в результате ранения - 41,8 тыс. рублей.
Таким образом, в Томской области только в 2005 году ущерб в результате гибели и ранения людей составил 371 602 тыс. рублей. Ущерб от ДТП с материальным ущербом по усредненным данным - более 250 миллионов рублей.
В целом динамика изменений показателей аварийности выглядит следующим образом:
Таблица 1
Показатели аварийности по Томской области за 1999 - 2005 годы
Годы | Количество | Разница по сравнению с прошлым годом | Тяжесть последст-вий ДТП | ||||
ДТП | погиб-ших | раненых | ДТП | погиб-ших | раненых | ||
1999 | 801 | 112 | 890 | -0,8 | -28,2 | -3,8 | 11,2 |
2000 | 717 | 120 | 824 | -10,4 | +7,1 | -7,4 | 12,7 |
2001 | 708 | 129 | 832 | -1,2 | +7,5 | +0,9 | 13,4 |
2002 | 714 | 141 | 799 | +0,8 | +9,3 | -3,9 | 15,0 |
2003 | 713 | 150 | 811 | -0,1 | +6,3 | +1,5 | 15,6 |
2004 | 703 | 148 | 767 | -1,4 | -1,3 | -5,4 | 16,2 |
2005 | 684 | 143 | 765 | -2,7 | -3,4 | -0,3 | 15,7 |
Несмотря на снижение количества дорожно-транспортных происшествий, тяжесть последствий ДТП увеличилась с 13,4 погибших на 100 пострадавших в 2001 году до 15,7 в 2005 году.
Таблица 2
ДТП, совершенные по вине водителей
Годы | Количество | Разница по сравнению с прошлым годом (в процентах) | ||||
ДТП | погиб-ших | раненых | ДТП | погиб-ших | раненых | |
1999 | 642 | 92 | 750 | 1,9 | -34,8 | -0,5 |
2000 | 578 | 108 | 696 | -10,0 | 17,4 | -7,2 |
2001 | 540 | 105 | 685 | -6,6 | -2,8 | -1,6 |
2002 | 567 | 120 | 670 | 5,0 | 14,3 | -2,2 |
2003 | 578 | 133 | 687 | 1,9 | 10,8 | 2,5 |
2004 | 547 | 128 | 624 | -5,4 | -3,8 | -9,2 |
2005 | 548 | 114 | 654 | 0,18 | -10,9 | 4,8 |
Основной причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств (более чем в 75 процентах ДТП). Это свидетельствует о низком качестве подготовки водителей, приводящем к ошибкам в управлении транспортными средствами и оценке дорожной обстановки, их неудовлетворительной дисциплине, невнимательности и небрежности.
Таблица 3
ДТП, совершенные по вине водителей в нетрезвом состоянии
Годы | Количество | Разница по сравнению с прошлым годом (в процентах) | ||||
ДТП | погиб-ших | раненых | ДТП | погиб-ших | раненых | |
1999 | 153 | 28 | 198 | 7,0 | -20,0 | 12,5 |
2000 | 133 | 22 | 168 | -13,1 | -21,4 | -15,2 |
2001 | 123 | 22 | 148 | -7,5 | - | -11,9 |
2002 | 122 | 24 | 147 | -0,8 | 9,1 | -0,7 |
2003 | 119 | 28 | 144 | -2,5 | 16,7 | -2,0 |
2004 | 110 | 21 | 136 | -7,6 | -25,0 | -5,6 |
2005 | 82 | 13 | 98 | -25,4 | -38,0 | -27,9 |
Удельный вес дорожно-транспортных происшествий по вине водителей в нетрезвом состоянии из количества ДТП по вине водителей снизился в 2005 году по сравнению с 1999 годом на 7,2 процента.
Как и многие другие бедствия, ДТП отражаются на положении конкретных групп населения, причем наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются пешеходы - из-за отсутствия средств защиты, которые помогли бы им уменьшить тяжесть последствий аварий на дорогах. В таблице 4 приведены данные по дорожно-транспортным происшествиям, совершенным по вине пешеходов.
Таблица 4
ДТП, совершенные по вине пешеходов
Годы | Количество | Разница по сравнению с прошлым годом (в процентах) | ||||
ДТП | погиб-ших | раненых | ДТП | погиб-ших | раненых | |
1999 | 232 | 29 | 209 | -18,0 | -17,1 | -22,0 |
2000 | 205 | 22 | 184 | -11,6 | -24,1 | -12,0 |
2001 | 222 | 41 | 188 | 8,3 | 86,4 | 2,2 |
2002 | 205 | 30 | 181 | -7,7 | -26,8 | -3,7 |
2003 | 187 | 29 | 171 | -8,8 | -3,3 | -5,5 |
2004 | 194 | 32 | 173 | 3,7 | 10,3 | 1,2 |
2005 | 179 | 37 | 151 | -7,7 | 15,6 | -12,7 |