В 1997-2004 годы на территории Томской области проводились энергетические обследования бюджетных учреждений и иных бюджетных организаций, по результатам которых разрабатывались рекомендации по энергосбережению.
Основными недостатками деятельности учреждений и иных организаций в сфере теплопотребления и теплоснабжения, выявленными при проведении энергетических обследований, являются:
1) потери теплого воздуха через чердачные и оконные проемы, систему вентиляции, неплотности перекрытий, стен, трубопроводов и арматуры;
2) загрязнение трубопроводов и отопительных приборов отопительной системы;
3) недостаточный контроль соответствующих служб (как ответственных за эксплуатацию здания, так и энергоснабжающей организации) за соблюдением необходимых параметров работы систем;
4) низкий перепад давления на вводе тепловой сети;
5) отсутствие автоматизированного отпуска тепловой энергии в тепловых узлах управления;
6) несбалансированная работа отопительных систем.
В результате, в бюджетных учреждениях и иных бюджетных организациях наблюдается низкая температура теплоносителя, потери тепла и неэффективная теплоотдача отопительных приборов.
Устаревшее оборудование на тепловых узлах не позволяет учитывать изменение температуры наружного воздуха в дневные и ночные часы, режим работы, в связи с чем наблюдается перерасход или дефицит тепла. Отсутствуют санитарные условия для работы и отдыха. Но главными недостатками являются потери тепловой энергии и увеличение расходов на теплоснабжение. Появляется потребность в проведении теплосберегающих мероприятий.
Теплосберегающие мероприятия включают как организационные (малозатратные), так и технологические (среднезатратные) мероприятия.
Для устранения недостатков, указанных в пунктах 1-3 настоящего раздела, необходимо проведение как технологических (среднезатратных) мероприятий (ремонт системы отопления, замена оконных блоков, утепление перекрытий и стен), так и организационных (малозатратных) мероприятий (организация обучения и повышение квалификации работников организаций, изменение должностных инструкций, устранение утечек через неплотности в перекрытиях, стенах, трубопроводах и арматуре, перекрытие вентиляционных каналов в ночной период, обеспечение нормативной теплоизоляции в трубопроводах и арматуре).
Устранение недостатков, указанных в пунктах 4-6 настоящего раздела, требует, в первую очередь, модернизации тепловых узлов с установкой средств автоматического регулирования отпуска теплоносителя, а в дальнейшем - выполнения наладочных мероприятий, установки терморегуляторов и автоматических балансировочных клапанов. Выполнение этих видов работ позволяет провести оптимизацию температурных режимов в помещениях зданий.
Если организационные (малозатратные) мероприятия проводятся за счет текущего финансирования в рамках основной деятельности организаций, то для проведения технологических (среднезатратных) мероприятий (утепление перекрытий и стен, замена оконных блоков, модернизация тепловых узлов с установкой автоматических регуляторов температуры и перепадов давления) более эффективно применение программно-целевого метода. Необходимость программно-целевого метода в данном случае вызвана комплексным характером проблем теплоснабжения и теплопотребления, относительно высокой стоимостью технологических (среднезатратных) мероприятий и требованием оценки эффективности расходования бюджетных средств. Сформулированная выше проблема соответствует указанным критериям применения программно-целевого метода.
Задачей областной целевой программы «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы» являлась поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения, в том числе реализация программ и бизнес-проектов в области энергосбережения, рационального использования энергоресурсов за счет средств бюджетных и внебюджетных источников.
Бизнес должен решать задачи по энергосбережению и повышению эффективности самостоятельно, а не за счет бюджетных средств. В связи с этим, целесообразно Закон Томской области от 13 апреля 2004 года № 50-ОЗ «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы» признать утратившим силу, а мероприятия по энергосбережению осуществлять в соответствии с Программой социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы (т. 2, приложение 5, п. 6.3.2). Одним из инструментов ее реализации является разработка областной целевой программы «Повышение энергоэффективности систем теплоснабжения объектов бюджетной сферы Томской области» (далее - Программа).
При реализации Программы предполагается усовершенствовать механизмы проведения мероприятий по теплосбережению. В частности, предполагается создание системы стимулирования исполнительных органов государственной власти Томской области, бюджетных учреждений и иных бюджетных организаций к теплосбережению, в том числе разработка нормативных правовых актов о стимулировании участников реализации теплосберегающих мероприятий.
Кроме этого, в рамках Программы планируется реализация мероприятий по модернизации тепловых узлов. В результате будет обеспечено повышение эффективности теплопотребления в бюджетных учреждениях и иных бюджетных организациях, что приведет к более рациональному и эффективному использованию бюджетных средств.
Отбор бюджетных учреждений (приложение к Программе), проведен по следующим критериям:
максимальные расходы на отопление;
наличие централизованного теплоснабжения;
проведение мероприятий по энергосбережению для устранения недостатков, указанных в пунктах 1-3 настоящего раздела;
отсутствие потребности в проведении капитального ремонта (планирование капитального ремонта системы отопления на 2007 год в рамках основной деятельности учреждений);
наличие приборов учета тепловой энергии (планирование их установки в 2007 году в рамках основной деятельности учреждений).
В зданиях указанных учреждений предполагается реализация мероприятий по модернизации тепловых узлов с установкой средств автоматического регулирования отпуска теплоносителя, проведению энергетических обследований.
Модернизация тепловых узлов позволит:
получить максимальный экономический эффект от ранее проведенных организационных (малозатратных) и технологических (среднезатратных) теплосберегающих мероприятий;
создать условия для проведения дальнейших мероприятий по повышению теплоэффективности (установка терморегуляторов и автоматических балансировочных клапанов, выполнение наладочных мероприятий).