от 12 февраля 2007 года № 62-ОЗ
Об утверждении областной целевой программы «Повышение энергоэффективности систем
теплоснабжения объектов бюджетной сферы
Томской области»
(с изменениями на 24 декабря 2007 года)
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Томской области от 24 декабря 2007 года № 289-ОЗ
Законом Томской области от 9 августа 2007 года № 162-ОЗ
_______________________________________________________________
Принят
Постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 25.01.2007 № 3896
Утвердить областную целевую программу «Повышение энергоэффективности систем теплоснабжения объектов бюджетной сферы Томской области» согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Томской области
В.М. Кресс
(12 февраля 2007 года № 62 - ОЗ)
Областная целевая программа
«Повышение энергоэффективности систем теплоснабжения объектов бюджетной сферы Томской области»
Наименование программы | «Повышение энергоэффективности систем теплоснабжения объектов бюджетной сферы Томской области» |
Основание для разработки программы | Закон Томской области «Об областном бюджете на 2007 год» (приложение 14 (резерв) |
Государственный заказчик программы | Администрация Томской области |
Основные разработчики программы | Департамент экономики Администрации Томской области, Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области |
Исполнители программных мероприятий | Департамент экономики Администрации Томской области, Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области, иные исполнительные органы государственной власти Томской области, областные государственные учреждения, подведомственные исполнительным органам государственной власти Томской области согласно приложению к программе, строительные, аудиторские, проектные организации (на конкурсной основе), органы местного самоуправления (по согласованию) |
Срок реализации программы | 2007 год |
Цель программы | сокращение бюджетных расходов на теплоснабжение за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в областных государственных учреждениях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Томской области, и их устойчивое обеспечение энергоносителями |
Основные задачи программы | повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет модернизации тепловых узлов в бюджетных учреждениях и иных бюджетных организациях; разработка механизмов и создание системы стимулирования руководителей и других работников бюджетных учреждений и иных бюджетных организаций, исполнительных органов государственной власти Томской области к эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов; получение и распространение опыта эффективного использования топливно-энергетических ресурсов в бюджетных учреждениях и иных бюджетных организациях |
Объемы и источники финансирования программы |
средства областного бюджета - 12460,67 тыс. рублей, в том числе: расходы, увеличивающие стоимость основных средств, - 11524,67 тыс. рублей; иные мероприятия - прочие расходы - 936 тыс. рублей (Строка в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 24 декабря 2007 года № 289-ОЗ, - см. предыдущую редакцию) |
Основные мероприятия программы | проведение энергетических обследований бюджетных учреждений; модернизация тепловых узлов с установкой средств автоматического регулирования отпуска теплоносителя; разработка и реализация нормативных правовых актов о стимулировании руководителей и других работников бюджетных учреждений и иных бюджетных организаций к эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов; распространение опыта путем внедрения теплосберегающих технологий и модернизации оборудования в бюджетных учреждениях и иных бюджетных организациях муниципальных образований |
Контроль за выполнением программы | контроль за ходом выполнения программы осуществляют Администрация Томской области, Государственная Дума Томской области |
Ожидаемые результаты реализации программы | сокращение бюджетных расходов на теплоснабжение бюджетных учреждений и иных организаций бюджетной сферы Томской области на 30 % по сравнению с уровнем 2006 года; сокращение расходов тепловой энергии в бюджетных учреждениях и иных организациях бюджетной сферы Томской области на 30 % по сравнению с уровнем 2006 года |
В 1997-2004 годы на территории Томской области проводились энергетические обследования бюджетных учреждений и иных бюджетных организаций, по результатам которых разрабатывались рекомендации по энергосбережению.
Основными недостатками деятельности учреждений и иных организаций в сфере теплопотребления и теплоснабжения, выявленными при проведении энергетических обследований, являются:
1) потери теплого воздуха через чердачные и оконные проемы, систему вентиляции, неплотности перекрытий, стен, трубопроводов и арматуры;
2) загрязнение трубопроводов и отопительных приборов отопительной системы;
3) недостаточный контроль соответствующих служб (как ответственных за эксплуатацию здания, так и энергоснабжающей организации) за соблюдением необходимых параметров работы систем;
4) низкий перепад давления на вводе тепловой сети;
5) отсутствие автоматизированного отпуска тепловой энергии в тепловых узлах управления;
6) несбалансированная работа отопительных систем.
В результате, в бюджетных учреждениях и иных бюджетных организациях наблюдается низкая температура теплоносителя, потери тепла и неэффективная теплоотдача отопительных приборов.
Устаревшее оборудование на тепловых узлах не позволяет учитывать изменение температуры наружного воздуха в дневные и ночные часы, режим работы, в связи с чем наблюдается перерасход или дефицит тепла. Отсутствуют санитарные условия для работы и отдыха. Но главными недостатками являются потери тепловой энергии и увеличение расходов на теплоснабжение. Появляется потребность в проведении теплосберегающих мероприятий.
Теплосберегающие мероприятия включают как организационные (малозатратные), так и технологические (среднезатратные) мероприятия.
Для устранения недостатков, указанных в пунктах 1-3 настоящего раздела, необходимо проведение как технологических (среднезатратных) мероприятий (ремонт системы отопления, замена оконных блоков, утепление перекрытий и стен), так и организационных (малозатратных) мероприятий (организация обучения и повышение квалификации работников организаций, изменение должностных инструкций, устранение утечек через неплотности в перекрытиях, стенах, трубопроводах и арматуре, перекрытие вентиляционных каналов в ночной период, обеспечение нормативной теплоизоляции в трубопроводах и арматуре).
Устранение недостатков, указанных в пунктах 4-6 настоящего раздела, требует, в первую очередь, модернизации тепловых узлов с установкой средств автоматического регулирования отпуска теплоносителя, а в дальнейшем - выполнения наладочных мероприятий, установки терморегуляторов и автоматических балансировочных клапанов. Выполнение этих видов работ позволяет провести оптимизацию температурных режимов в помещениях зданий.
Если организационные (малозатратные) мероприятия проводятся за счет текущего финансирования в рамках основной деятельности организаций, то для проведения технологических (среднезатратных) мероприятий (утепление перекрытий и стен, замена оконных блоков, модернизация тепловых узлов с установкой автоматических регуляторов температуры и перепадов давления) более эффективно применение программно-целевого метода. Необходимость программно-целевого метода в данном случае вызвана комплексным характером проблем теплоснабжения и теплопотребления, относительно высокой стоимостью технологических (среднезатратных) мероприятий и требованием оценки эффективности расходования бюджетных средств. Сформулированная выше проблема соответствует указанным критериям применения программно-целевого метода.
Задачей областной целевой программы «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы» являлась поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения, в том числе реализация программ и бизнес-проектов в области энергосбережения, рационального использования энергоресурсов за счет средств бюджетных и внебюджетных источников.
Бизнес должен решать задачи по энергосбережению и повышению эффективности самостоятельно, а не за счет бюджетных средств. В связи с этим, целесообразно Закон Томской области от 13 апреля 2004 года № 50-ОЗ «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы» признать утратившим силу, а мероприятия по энергосбережению осуществлять в соответствии с Программой социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы (т. 2, приложение 5, п. 6.3.2). Одним из инструментов ее реализации является разработка областной целевой программы «Повышение энергоэффективности систем теплоснабжения объектов бюджетной сферы Томской области» (далее - Программа).
При реализации Программы предполагается усовершенствовать механизмы проведения мероприятий по теплосбережению. В частности, предполагается создание системы стимулирования исполнительных органов государственной власти Томской области, бюджетных учреждений и иных бюджетных организаций к теплосбережению, в том числе разработка нормативных правовых актов о стимулировании участников реализации теплосберегающих мероприятий.
Кроме этого, в рамках Программы планируется реализация мероприятий по модернизации тепловых узлов. В результате будет обеспечено повышение эффективности теплопотребления в бюджетных учреждениях и иных бюджетных организациях, что приведет к более рациональному и эффективному использованию бюджетных средств.
Отбор бюджетных учреждений (приложение к Программе), проведен по следующим критериям:
максимальные расходы на отопление;
наличие централизованного теплоснабжения;
проведение мероприятий по энергосбережению для устранения недостатков, указанных в пунктах 1-3 настоящего раздела;
отсутствие потребности в проведении капитального ремонта (планирование капитального ремонта системы отопления на 2007 год в рамках основной деятельности учреждений);
наличие приборов учета тепловой энергии (планирование их установки в 2007 году в рамках основной деятельности учреждений).
В зданиях указанных учреждений предполагается реализация мероприятий по модернизации тепловых узлов с установкой средств автоматического регулирования отпуска теплоносителя, проведению энергетических обследований.
Модернизация тепловых узлов позволит:
получить максимальный экономический эффект от ранее проведенных организационных (малозатратных) и технологических (среднезатратных) теплосберегающих мероприятий;
создать условия для проведения дальнейших мероприятий по повышению теплоэффективности (установка терморегуляторов и автоматических балансировочных клапанов, выполнение наладочных мероприятий).
В приложении к Программе бюджетные учреждения указаны в порядке уменьшения приоритетности по критерию уровня расходов на отопление.
Программно-целевой метод при решении проблемы низкой эффективности теплопотребления обеспечит:
координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, бюджетных организаций, строительных, аудиторских, проектных организаций - участников Программы;
контроль за реализацией программных мероприятий;
достижение конкретных экономических результатов по сокращению расходов тепловой энергии и бюджетных расходов на отопление в предусмотренных в Программе бюджетных учреждениях.
Цель Программы:
сокращение бюджетных расходов на теплоснабжение за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в областных государственных учреждениях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Томской области, и их устойчивое обеспечение энергоносителями согласно приложению.
Задачи Программы:
1) повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет модернизации тепловых узлов в бюджетных учреждениях и иных бюджетных организациях;
2) разработка механизмов и создание системы стимулирования руководителей и других работников бюджетных учреждений и иных бюджетных организаций, исполнительных органов государственной власти Томской области к эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов;
3) получение и распространение опыта эффективного использования топливно-энергетических ресурсов в бюджетных учреждениях и иных бюджетных организациях.
Финансирование программных мероприятий, указанных в приложении к настоящей Программе, производится за счет средств областного бюджета на 2007 год (прогноз).
Общий объем финансирования составит 12460,67 тыс. рублей, в том числе:
расходы, увеличивающие стоимость основных средств - 11524,67 тыс. рублей;
иные мероприятия - прочие расходы - 936 тыс. рублей.
(Раздел в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 24 декабря 2007 года № 289-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
Реализация Программы обеспечивается выполнением мероприятий, изложенных в приложении к Программе.
Размещение заказов и заключение государственных контрактов на выполнение работ по проведению энергетических обследований и модернизации тепловых узлов в бюджетных учреждениях, указанных в приложении к Программе, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».