Наименование программы/статус | Целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства в г. Томске на 2007-2010 годы. /долгосрочная, экономическая |
Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов) | Программа разработана в соответствии с целями, определенными Стратегией развития города Томска до 2020 года, утвержденной Решением Думы г. Томска № 224 от 27.06.2006 г. |
Заказчик программы | Администрация города Томска. |
Основные разработчики программы | Департамент экономики администрации г. Томска |
Цели и задачи программы, | Цель: Дальнейшее улучшение условий для развития малого предпринимательства в г. Томске, способствующих: - устойчивому росту уровня социально-экономического развития города и благосостояния граждан; - формированию экономически активного среднего класса; - ускорению развития малого предпринимательства в приоритетных для г.Томска сферах; - создание новых рабочих мест - обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с предпринимательскими структурами в интересах экономического и социального развития города в целях совершенствования системы муниципального управления и методов поддержки субъектов малого предпринимательства; - содействие развитию малого предпринимательства по приоритетным для города направлениям; - развитие системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства; - повышение уровня квалификации руководящего и кадрового состава субъектов малого предпринимательства (СМП); - рост конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства на внутренних и внешних рынках. Основные целевые показатели к концу 2010 года: 2. Рост численности занятых в малом предпринимательстве на 9%-12%. 3. Рост оборота малых предприятий - на 80%-90%. 4. Рост доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в городской бюджет - с 23,8 % до 35 % (в условиях действующего налогового и бюджетного законодательства). 5. Размещение муниципального заказа у СМП ежегодно в размере не менее 15 % от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. 6. Приближение среднемесячной заработной платы работников малых предприятиях к среднегородскому уровню (75 % от среднемесячной заработной платы по г.Томску). |
Сроки выполнения программы | 2007-2010 годы |
Перечень основных мероприятий | Перечень основных мероприятий Программы указан в Приложении 1. |
Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) |
Источник финансирования Объем финансирования (тыс.руб.) 2007 2008 2009 2010 итого Бюджет муниципального образования "Город Томск" 5000,00 5000,00 - - 10000,00 Областной бюджет - - 463,05 4536,95 5000,00 Объемы и источники финансирования целевой программы (с разбивкой по годам) Итого по целевой программе 5000,00 5000,00 463,05 4536,95 15000,00 Объем финансирования целевой программы на 2009 и 2010 годы из средств областного бюджета определен в соответствии с распоряжением Администрации Томской области от 19.11.2008 N 695-ра "О предоставлении из средств областного бюджета субсидий местным бюджетам в целях поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства"
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы города Томска от 10 августа 2010 года № 1566, - см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы | Результатом выполнения программных мероприятий будет создание комплексной системы поддержки и развития малого предпринимательства в г. Томске, способствующей: - привлечению инвестиционного потенциала малого предпринимательства для решения целей и задач стратегического развития города Томска; - росту занятости за счет повышения спроса на рынке труда на высококвалифицированных специалистов, в первую очередь в сфере науки и техники за счет увеличения числа рабочих мест на действующих и вновь создаваемых малых предприятиях; - насыщению рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды; - обеспечению социальных программ г. Томска за счет увеличения налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджет города; - поддержке статуса г. Томска как центра инноваций мирового уровня, за счет обеспечения приоритетного опережающего развития малого предпринимательства в инновационных и высокотехнологичных сферах, привлечения интеллектуального потенциала города к занятию предпринимательской деятельностью в наукоемких областях, а также в сфере услуг; - оптимизации деятельности и реструктуризации крупных предприятий города за счет развития субконтрактных связей с малыми предприятиями; - увеличению отдачи от использования муниципальной собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства. |
Система организации контроля за исполнением программы | Осуществляется администрацией г. Томска в соответствии с распоряжениями Мэра по мероприятиям программы. Контроль выполнения Программы осуществляет департамент экономики администрации г.Томска, комитет по экономике и развитию предпринимательства Думы города Томска |
I. АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
1. Финансово-экономические показатели
и анализ проблемной ситуации
Развитие малого предпринимательства Правительством Российской Федерации отнесено к наиболее значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней для решения проблем социально-экономического развития и смягчения социальных проблем.
Условия отнесения хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) к субъектам малого предпринимательства устанавливаются федеральным законодательством.
Под субъектами малого предпринимательства в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства:
- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства.
Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3.
Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и3.
Средняя численность работников микропредприятия или малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия или малого предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Для определения комплекса проблем, подлежащих программному решению, проведен анализ исходного состояния развития и поддержки малого предпринимательства в городе. Анализ проведен по ряду показателей, исследовав которые, сформулированы цели, задачи и направления деятельности при осуществлении Программы.
В настоящее время в городе сложился устойчивый сектор малого предпринимательства. На 1 января 2007г. в г.Томске осуществляли деятельность около 7800 малых предприятий и 14,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Плотность распространения малого предпринимательства в городе, согласно оценке, в 2006 году увеличилась и составила 15 предприятий на 1000 жителей против 9,6 предприятий в среднем по Томской области. По показателю «плотности» малых предприятий г. Томск относится к территориям с высоким уровнем распространения малого предпринимательства.
В 2006 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, по оценке, составила 50,2 тыс. человек и выросла по сравнению с 2005 годом на 400 человек. Численность наемных работников у индивидуальных предпринимателей в 2006 году составила 23 тыс. чел., что на 0,5 тыс. чел., или на 2,2% больше аналогичного показателя 2005 года. |
Таким образом, в 2006 году доля занятых в малом предпринимательстве составила 21,5% от числа занятых в экономике города, а с учетом индивидуальных предпринимателей - 37,6%.
Оборот малых предприятий в 2006 году составил 61985,7 млн. руб. Отраслевая структура малого предпринимательства в городе за 2004 - 2006 годы существенно не изменилась. По оценке большее количество малых предприятий (44%) относятся к виду деятельности «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», значительное количество занято в «Операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг», «Обрабатывающих производствах» - 16% и 18% соответственно.
Анализ показывает, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных управленческих решений. Налоговый кодекс не выделяет субъекты малого бизнеса в особую категорию налогоплательщиков. Многообразие форм налогообложения, которые вынуждены использовать малые предприятия и индивидуальные предприниматели из-за специфики и законодательных ограничений в конкретных видах хозяйственной деятельности, а также особенности учета и распределения поступающих налоговых платежей не позволяют во многих случаях с достаточной точностью рассчитать сумму налоговых платежей, осуществленных субъектами малого бизнеса. Поэтому оценка истинного вклада малого бизнеса в бюджетную систему затруднена.
Для получения полной и достоверной информации о состоянии и развитии малого предпринимательства, переработанной и освоенной на современной технической основе, выявления тенденций его развития и существующих проблем необходимо создание и постоянное пополнение базы данных, а также проведение анкетирования субъектов малого предпринимательства по различным вопросам.
Несмотря на большое количество организаций, оказывающих юридические и консалтинговые услуги, в городе недостаточно развита инфраструктура поддержки малого бизнеса, существует проблема в получении субъектами малого предпринимательства доступных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг. В связи с этим необходимо расширять виды услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры, повышать их качество.
Еще одна проблема - это усложненность процедуры согласований, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, в органах власти и других контролирующих органах. В рамках действующей программы эта проблема была проработана администрацией города Томска совместно с Координационным советом по вопросам развития и поддержки предпринимательства на территории г. Томска. Определены мероприятия по устранению излишних административных барьеров, включающие экспертизу действующих нормативно-правовых актов администрации г. Томска, регулирующих порядок согласовательных и разрешительных процедур.
В целях имущественной и производственно-технологической поддержки малого предпринимательства администрацией г. Томска, программой предусмотрено ведение в электронном виде на сайте администрации г. Томска реестра нежилых помещений, зданий и сооружений, временно не занятых и предполагаемых к сдаче в аренду или приватизации, т.к. предприниматели по-прежнему одной из проблем, влияющих на развитие малого бизнеса, называют ограниченность доступа к аренде и приобретению помещений.