ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
(с изменениями на 10 августа 2010 года)
________________________________________________________
Отменено на основании
Решения Думы города Томска от 21 декабря 2010 года № 58
_________________________________________________________
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Решением Думы города Томска от 10 августа 2010 года № 1566
Решением Думы города Томска от 12 февраля 2008 года N 786
Решением Томской Городской Думы от 29 мая 2007 года N 494
________________________________________________________________
В целях улучшения условий для развития малого предпринимательства в г. Томске, способствующих устойчивому росту уровня социально-экономического развития города и благосостояния граждан, Дума города Томска
решила:
1. Утвердить Целевую программу "Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Томске на 2007-2010 годы" согласно приложению.
2. Финансирование Целевой программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Томске на 2007-2010 годы" на 2007 год осуществлять в объемах, определенных бюджетом города Томска на 2007 год.
3. Определить форму предоставления средств из бюджета города Томска по мероприятиям Целевой программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Томске на 2007-2010 годы" год в виде субвенций и субсидий юридическим и физическим лицам, средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами.
4. Контроль исполнения настоящего решения возложить на комитет по экономике и развитию предпринимательства Думы города Томска (Д.М.Молотков).
Председатель
Думы города Томска
Н.А. Николайчук
Первый заместитель
Мэра города Томска
И.Н.Шатурный
Приложение к решению
Думы города Томска
от 31.10.2006г. № 322
(в редакции, введенной в действие
Решением Томской Городской Думы от 12 февраля 2008 года N 786, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование программы/статус | Целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства в г. Томске на 2007-2010 годы. /долгосрочная, экономическая |
Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов) | Программа разработана в соответствии с целями, определенными Стратегией развития города Томска до 2020 года, утвержденной Решением Думы г. Томска № 224 от 27.06.2006 г. |
Заказчик программы | Администрация города Томска. |
Основные разработчики программы | Департамент экономики администрации г. Томска |
Цели и задачи программы, | Цель: Дальнейшее улучшение условий для развития малого предпринимательства в г. Томске, способствующих: - устойчивому росту уровня социально-экономического развития города и благосостояния граждан; - формированию экономически активного среднего класса; - ускорению развития малого предпринимательства в приоритетных для г.Томска сферах; - создание новых рабочих мест - обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с предпринимательскими структурами в интересах экономического и социального развития города в целях совершенствования системы муниципального управления и методов поддержки субъектов малого предпринимательства; - содействие развитию малого предпринимательства по приоритетным для города направлениям; - развитие системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства; - повышение уровня квалификации руководящего и кадрового состава субъектов малого предпринимательства (СМП); - рост конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства на внутренних и внешних рынках. Основные целевые показатели к концу 2010 года: 2. Рост численности занятых в малом предпринимательстве на 9%-12%. 3. Рост оборота малых предприятий - на 80%-90%. 4. Рост доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в городской бюджет - с 23,8 % до 35 % (в условиях действующего налогового и бюджетного законодательства). 5. Размещение муниципального заказа у СМП ежегодно в размере не менее 15 % от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. 6. Приближение среднемесячной заработной платы работников малых предприятиях к среднегородскому уровню (75 % от среднемесячной заработной платы по г.Томску). |
Сроки выполнения программы | 2007-2010 годы |
Перечень основных мероприятий | Перечень основных мероприятий Программы указан в Приложении 1. |
Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) |
Источник финансирования Объем финансирования (тыс.руб.) 2007 2008 2009 2010 итого Бюджет муниципального образования "Город Томск" 5000,00 5000,00 - - 10000,00 Областной бюджет - - 463,05 4536,95 5000,00 Объемы и источники финансирования целевой программы (с разбивкой по годам) Итого по целевой программе 5000,00 5000,00 463,05 4536,95 15000,00 Объем финансирования целевой программы на 2009 и 2010 годы из средств областного бюджета определен в соответствии с распоряжением Администрации Томской области от 19.11.2008 N 695-ра "О предоставлении из средств областного бюджета субсидий местным бюджетам в целях поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства"
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Думы города Томска от 10 августа 2010 года № 1566, - см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы | Результатом выполнения программных мероприятий будет создание комплексной системы поддержки и развития малого предпринимательства в г. Томске, способствующей: - привлечению инвестиционного потенциала малого предпринимательства для решения целей и задач стратегического развития города Томска; - росту занятости за счет повышения спроса на рынке труда на высококвалифицированных специалистов, в первую очередь в сфере науки и техники за счет увеличения числа рабочих мест на действующих и вновь создаваемых малых предприятиях; - насыщению рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды; - обеспечению социальных программ г. Томска за счет увеличения налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджет города; - поддержке статуса г. Томска как центра инноваций мирового уровня, за счет обеспечения приоритетного опережающего развития малого предпринимательства в инновационных и высокотехнологичных сферах, привлечения интеллектуального потенциала города к занятию предпринимательской деятельностью в наукоемких областях, а также в сфере услуг; - оптимизации деятельности и реструктуризации крупных предприятий города за счет развития субконтрактных связей с малыми предприятиями; - увеличению отдачи от использования муниципальной собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства. |
Система организации контроля за исполнением программы | Осуществляется администрацией г. Томска в соответствии с распоряжениями Мэра по мероприятиям программы. Контроль выполнения Программы осуществляет департамент экономики администрации г.Томска, комитет по экономике и развитию предпринимательства Думы города Томска |
I. АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
1. Финансово-экономические показатели
и анализ проблемной ситуации
Развитие малого предпринимательства Правительством Российской Федерации отнесено к наиболее значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней для решения проблем социально-экономического развития и смягчения социальных проблем.
Условия отнесения хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) к субъектам малого предпринимательства устанавливаются федеральным законодательством.
Под субъектами малого предпринимательства в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства:
- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства.
Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3.
Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и3.
Средняя численность работников микропредприятия или малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия или малого предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Для определения комплекса проблем, подлежащих программному решению, проведен анализ исходного состояния развития и поддержки малого предпринимательства в городе. Анализ проведен по ряду показателей, исследовав которые, сформулированы цели, задачи и направления деятельности при осуществлении Программы.
В настоящее время в городе сложился устойчивый сектор малого предпринимательства. На 1 января 2007г. в г.Томске осуществляли деятельность около 7800 малых предприятий и 14,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Плотность распространения малого предпринимательства в городе, согласно оценке, в 2006 году увеличилась и составила 15 предприятий на 1000 жителей против 9,6 предприятий в среднем по Томской области. По показателю «плотности» малых предприятий г. Томск относится к территориям с высоким уровнем распространения малого предпринимательства.
В 2006 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, по оценке, составила 50,2 тыс. человек и выросла по сравнению с 2005 годом на 400 человек. Численность наемных работников у индивидуальных предпринимателей в 2006 году составила 23 тыс. чел., что на 0,5 тыс. чел., или на 2,2% больше аналогичного показателя 2005 года. |
Таким образом, в 2006 году доля занятых в малом предпринимательстве составила 21,5% от числа занятых в экономике города, а с учетом индивидуальных предпринимателей - 37,6%.
Оборот малых предприятий в 2006 году составил 61985,7 млн. руб. Отраслевая структура малого предпринимательства в городе за 2004 - 2006 годы существенно не изменилась. По оценке большее количество малых предприятий (44%) относятся к виду деятельности «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», значительное количество занято в «Операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг», «Обрабатывающих производствах» - 16% и 18% соответственно.
Анализ показывает, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных управленческих решений. Налоговый кодекс не выделяет субъекты малого бизнеса в особую категорию налогоплательщиков. Многообразие форм налогообложения, которые вынуждены использовать малые предприятия и индивидуальные предприниматели из-за специфики и законодательных ограничений в конкретных видах хозяйственной деятельности, а также особенности учета и распределения поступающих налоговых платежей не позволяют во многих случаях с достаточной точностью рассчитать сумму налоговых платежей, осуществленных субъектами малого бизнеса. Поэтому оценка истинного вклада малого бизнеса в бюджетную систему затруднена.
Для получения полной и достоверной информации о состоянии и развитии малого предпринимательства, переработанной и освоенной на современной технической основе, выявления тенденций его развития и существующих проблем необходимо создание и постоянное пополнение базы данных, а также проведение анкетирования субъектов малого предпринимательства по различным вопросам.
Несмотря на большое количество организаций, оказывающих юридические и консалтинговые услуги, в городе недостаточно развита инфраструктура поддержки малого бизнеса, существует проблема в получении субъектами малого предпринимательства доступных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг. В связи с этим необходимо расширять виды услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры, повышать их качество.
Еще одна проблема - это усложненность процедуры согласований, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, в органах власти и других контролирующих органах. В рамках действующей программы эта проблема была проработана администрацией города Томска совместно с Координационным советом по вопросам развития и поддержки предпринимательства на территории г. Томска. Определены мероприятия по устранению излишних административных барьеров, включающие экспертизу действующих нормативно-правовых актов администрации г. Томска, регулирующих порядок согласовательных и разрешительных процедур.
В целях имущественной и производственно-технологической поддержки малого предпринимательства администрацией г. Томска, программой предусмотрено ведение в электронном виде на сайте администрации г. Томска реестра нежилых помещений, зданий и сооружений, временно не занятых и предполагаемых к сдаче в аренду или приватизации, т.к. предприниматели по-прежнему одной из проблем, влияющих на развитие малого бизнеса, называют ограниченность доступа к аренде и приобретению помещений.
Еще одна проблема, тормозящая развитие малого предпринимательства, заключается в нехватке квалифицированных кадров в этой сфере экономики. При этом в г. Томске функционирует более 30 организаций, оказывающих услуги по обучению руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей основам бизнес-планирования, бухгалтерского учета и налогообложения, финансово-кредитных механизмов развития бизнеса, и большинство кадровых агентств предлагают услуги по подготовке и переподготовке кадров по востребованным на рынке труда рабочим специальностям. Однако проблема кадрового обеспечения как крупного, так и малого бизнеса стоит на сегодняшний день довольно остро.
Недостаточная квалификация, отсутствие навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний являются препятствием для более эффективного саморазвития бизнеса. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенные проблемы, негативно сказывающиеся на развитии малого предпринимательства в г. Томске.
Программой предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение квалификации кадрового состава СМП. При этом важное значение придается работе городского Центра занятости населения по информированию населения об имеющихся у СМП вакансиях, проведению целевых "ярмарок вакансий", переобучению и повышению квалификации незанятого населения, исходя из потребностей работодателей.
Предусмотрено заключение договоров с образовательными учреждениями на организацию для СМП специализированных курсов по основам предпринимательской, маркетинговой и финансовой деятельности, которые будут способствовать повышению квалификации предпринимателей и снижению рисков в осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Также программой предусмотрено выполнение мероприятий по развитию системы субконтрактации на территории г.Томска. Промышленные предприятия России активно переходят к доказавшим свою эффективность в международной практике способам организации производства и все чаще применяют субконтрактацию.
Субконтрактация (субконтрактинг): вид производственной кооперации. Способ организации производства, использующий разделение труда между Контрактором (заказчиком) - сборочным предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями (наиболее прибыльные производственные процессы, критически влияющие на качество продукции) и Субконтракторами (поставщиками, субподрядчиками) - специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы, услуги.
Применение механизма субконтрактации (субконтрактинга) позволяет головному предприятию - Контрактору избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производств и сконцентрировать усилия на важнейших задачах - технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы (как правило, малые и средние предприятия), выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и на уровне региона.
Ряд мероприятий программы направлен на тиражирование успешного опыта осуществления СМП деятельности в различных сферах.
Стоит отметить, что одной из причин, по которой субъекты малого предпринимательства испытывают сложности с кадровым составом, - слабая социальная защищенность работников в малом бизнесе, "теневая" заработная плата, в большинстве случаев отсутствие социального пакета, предлагаемого крупными предприятиями.
Эта проблема отдельно учтена в плане реализации мероприятий программы, предусмотренных трехсторонним соглашением о социальном партнерстве между администрацией города Томска, Федерацией профсоюзных организаций Томской области и объединениями работодателей на 2006 - 2008 годы.
Еще одно направление поддержки - формирование благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве. Участие малых предприятий г. Томска в проводимых Администрацией Томской области межрегиональных выставочно-ярмарочных и конкурсных мероприятиях стимулирует развитие малого бизнеса в производственной и инновационной сферах. Освещение таких мероприятий в средствах массовой информации способствует формированию благоприятного общественного мнения о томских производителях и научных достижениях.