Действующий

О ходе исполнения "Программы по выводу ТГУМП "Трамвайно-троллейбусное управление" из кризисного состояния" на 2005-2006 годы, утвержденной решением Думы города Томска от 28.06.2005 № 943


Приложение
к решению Думы города Томска
от 17 октября 2006 г. № 282




ГОРОДСКАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Программа по выводу
 ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление»
из кризисного состояния на 2005-2006 годы»


ТОМСК - 2006 г.


ПАСПОРТ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


«Программа по выводу ТГУ МП «Трамвайно-троллейбусное управление»
из кризисного состояния на 2005-2006 годы»

1. Наименование программы

Городская целевая программа«Программа по выводу ТГУ МП «Трамвайно-троллейбусное управление»  из кризисного состояния на 2005-2006 годы»

2. Обоснование разработки программы:

- финансово-экономический кризис предприятия

3. Заказчик программы:

- Департамент дорожного строительства благоустройства и транспорта администрация г. Томска

4. Основные разработчики программы:

- Департамент дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации г. Томска

5. Цели и задачи программы:

Целью программы является:
- реализация комплекса мероприятий, которые позволят провести реорганизацию предприятия с целью перевода вспомогательных производств на бюджетное финансирование
Задачей программы является:
- сохранение и развитие городского электрического транспорта муниципального образования «Город Томск».

6. Сроки выполнения программы:

2005-2006 г.г.

7. Перечень подпрограмм и основных мероприятий:

- организационные мероприятия реорганизации предприятия:
·     оптимизация численности аппарата управления;
·     изменение организационной структуры деятельности ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление»;
·     изъятие основных средств из хозяйственного ведения предприятия и передача МУ «Томское городское имущественное казначейство».
- мероприятия, направленные на снижение издержек производства:
·     ликвидация троллейбусного депо по ул. Высоцкого;
·     передача имущественного комплекса и подвижного состава в безвозмездное пользование ТГ УМП «Трамвайно-троллейбусное управление»;
·     сокращение затрат на э/энергию;
·     ликвидация старого цеха трамвайного депо (ул. Енисейская, 33) и пуск в эксплуатацию вновь построенного цеха ;
·     изменение транспортной маршрутной схемы;
·     обновление подвижного состава городского электрического транспорта за счет бюджетных и внебюджетных источников

8. Объемы и источник финансирования программы:

- областной бюджет:
 2006 год -  40 983,60 тыс. руб.
- городской бюджет:
 2005 год -  49 491,00 тыс. руб.;

     2006 год -  95 424,20 тыс. руб.

Итого за 2005-2006 г.г. - 185 898,80 тыс. руб.

9. Ожидаемые конечные результаты выполнения программы:

     - осуществление пассажирских перевозок на безубыточной основе;
     - привлечение инвестиций на обновление подвижного состава городского электрического транспорта;
- повышение качества оказания услуг;
- повышение экономической эффективности деятельности предприятия;
- повышение эффективности использования   имущества и производственных
мощностей;
- сохранение для населения наиболее дешёвого по цене и социально-значимого вида перевозок пассажиров;
- сохранение муниципального вида электроперевозок, как альтернативы перевозкам немуниципальной формы собственности.

10. Система организации контроля за исполнением программы:

 Дума города Томска;
 Администрация г. Томска;
 Департамент дорожного строительства благоустройства и транспорта администрации г.Томска.


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Статус современного, цивилизованного города определяет высокий уровень культуры, уровень внешнего благоустройства, наличие инженерной и транспортной инфраструктуры, а именно электротранспорта. Городской пассажирский транспорт является  одной из социально-значимых отраслей городского хозяйства.

Очевидно значение, которое имеет в жизни общества городской электрический транспорт, с ним житель города сталкивается ежедневно. Нормальная жизнь современного города невозможна без удобных и надежных транспортных связей.

Электрический транспорт, который в известном смысле может считаться самым городским из всех видов ГПТ, обладает и своей спецификой - технологической, организационной, экологической и экономической. Это определяется, в первую очередь, отсутствием загрязняющих выбросов в окружающую среду. Системой организации движения, безопасностью перевозки пассажиров в транспорте, почти не уступая по своему уровню железнодорожному и авиатранспорту, вместимостью подвижного состава от 120 до 212 пассажиров в троллейбусе и до 158 пассажиров в трамвае, конструкцией технических средств ГЭТ и технологией его основных производственных процессов.

В связи с обострением кризисной ситуации на начало 2004 года по поручению Главы Администрации (Губернатора) Томской области В.М.Кресса и указанием Мэра г. Томска А.С.Макарова были созданы рабочие группы по трем направлениям:

Техническое состояние основных фондов и обеспечение безопасности движения;

Анализ организационной структуры предприятия;

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Мэра г. Томска от 11.12.2003 г. № 747 «О мероприятиях по стабилизации деятельности городского пассажирского электрического транспорта города Томска» была проведена аудиторская проверка деятельности предприятия ООО «Независимая фирма ААМ - аудит».

По итогам проверки ТГУ МП «Трамвайно-троллейбусное управление» были выявлены основные причины убыточной деятельности предприятия и внесены предложения по выходу из кризисной ситуации, а также дана оценка эффективности менеджмента на предприятии.

Основными проблемами неэффективной деятельности предприятия являются:

      Высокий уровень издержек производства;

     Высокий износ подвижного состава (снижение количества рейсов);

     Система функционирования предприятия не ориентирована на его развитие (отсутствие финансовой стратегии развития предприятия);

      Низкий уровень менеджмента (авторитарная система управления);

Предложения по выходу предприятия из кризисной ситуации:


   Реорганизация ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление»;

     Разработка мероприятий, направленных на снижение издержек производства.

2. Экономическое обоснование реализации мероприятий городской целевой программы. Описание ожидаемых результатов программы.

По состоянию на 1 января 2005 года деятельность предприятия характеризуется как убыточная и финансово-неустойчивая, имеется задолженность перед поставщиками, бюджетами различных уровней (см. приложение №1). Анализ финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что предприятие имеет неудовлетворительную структуру баланса. Коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности оборотных активов собственными источниками средств ниже уровня нормативных значений, что говорит об отсутствии возможности своевременно платить по своим долгам. Существует проблема дефицита наиболее ликвидных активов-свободных денежных средств. Возможность восстановления платежеспособности в ближайшие шесть месяцев у предприятия отсутствует, платежеспособность предприятия в долгосрочной перспективе так же можно признать неудовлетворительной не смотря на то, что в структуре источников средств предприятия преобладает собственный капитал, существует проблема дефицита собственного оборотного капитала. Учитывая высокий удельный вес кредиторской задолженности во внешних источниках средств предприятия, можно говорить о том, что основным источником финансирования хозяйственной деятельности является задержка платежей кредиторам. Соответственно существует риск утраты предприятием финансовой устойчивости и сохранения права владения предприятием в долгосрочной основе (см. приложение №2).

Следует отметить, что в условиях перехода к адресному финансированию льгот в соответствии с Федеральным Законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ финансово-хозяйственная деятельность УМП «ТТУ» в 2005 году ухудшится в результате снижения поступлений от перевозки льготных категорий граждан со 103,0 млн. руб. в 2004 году, до 2,8 млн. руб., планируемых в 2005 году от реализации социальных проездных билетов.

В целях выполнения рекомендаций рабочих групп созданных по поручению Главы (Губернатора) Администрации Томской области и Мэра г. Томска на предприятии проведено ряд мероприятий, направленных на стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч.

    
      - Передача непрофильных активов предприятия (отдел общественного питания, общежитие, инженерные сети (колодцы)).

     - Оптимизация численности кадрового персонала предприятия (281 чел.); Сокращение издержек производства позволило предприятию в 1 квартале 2005 года значительно уменьшить кредиторскую задолженность, в т.ч. долгосрочную на сумму 3,9 млн. руб., или. 100%.

      Вывод: В настоящее время ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» имеет все предпосылки для перехода к следующему этапу финансового оздоровления предприятия, а именно -реорганизации.

     SWOT-анализ ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление»

Сильные стороны

Слабые стороны

     1.Наличие оснащенных производственных баз. 2.Наличие профессионального кадрового состава, с большим опытом работы.
     3.Выгодное расположение предприятия в черте города.
     4. Существует спрос на предоставляемые услуги по перевозке пассажиров.
5.Наличие минимального тарифа на проезд пассажиров в муниципальном образовании «Город Томск».
6.Наличие экологически чистого вида транспорта.

1.Высокий износ подвижного состава, путей, контактных опор.
2.Низкая заработная плата.
3.Текучесть кадров.
4.Наличие конкурентов на выполнение аналогичных услуг (доминирующее положение общественного транспорта юридических лиц и предпринимателей без образования юр. лица) с более оптимальной маршрутной сетью. 5.Недостаток оборотных средств. 6.Несвоевременнее расчеты по долгам

Потенциальные возможности

Угрозы

     1 .Участие в целевых программах.
     2.Реализация конкурентоспособных преимуществ муниципальным предприятием. 3.Реальное сокращение издержек производства. 4.Улучшение качества предоставляемых услуг.
     5. Привлечение инвестиций и заемных средств для обновления подвижного состава

     1 .Банкротство муниципального предприятия. 2.Изменение на рынке стоимости э/энергии. 3.Дальнейшее снижение пассажиропотока в случае не принятия мер по формированию транспортной сети маршрутов движения с предоставлением приоритета электрическому транспорту.

3. Основные цели и задачи программы