ГОРОДСКАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Программа по выводу
ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление»
из кризисного состояния на 2005-2006 годы»
ТОМСК - 2006 г.
ПАСПОРТ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«Программа по выводу ТГУ МП «Трамвайно-троллейбусное управление»
из кризисного состояния на 2005-2006 годы»
1. Наименование программы | Городская целевая программа«Программа по выводу ТГУ МП «Трамвайно-троллейбусное управление» из кризисного состояния на 2005-2006 годы» |
2. Обоснование разработки программы: | - финансово-экономический кризис предприятия |
3. Заказчик программы: | - Департамент дорожного строительства благоустройства и транспорта администрация г. Томска |
4. Основные разработчики программы: | - Департамент дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации г. Томска |
5. Цели и задачи программы: | Целью программы является: |
6. Сроки выполнения программы: | 2005-2006 г.г. |
7. Перечень подпрограмм и основных мероприятий: | - организационные мероприятия реорганизации предприятия: |
8. Объемы и источник финансирования программы: | - областной бюджет: 2006 год - 95 424,20 тыс. руб. Итого за 2005-2006 г.г. - 185 898,80 тыс. руб. |
9. Ожидаемые конечные результаты выполнения программы: | - осуществление пассажирских перевозок на безубыточной основе; |
10. Система организации контроля за исполнением программы: | Дума города Томска; |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Статус современного, цивилизованного города определяет высокий уровень культуры, уровень внешнего благоустройства, наличие инженерной и транспортной инфраструктуры, а именно электротранспорта. Городской пассажирский транспорт является одной из социально-значимых отраслей городского хозяйства.
Очевидно значение, которое имеет в жизни общества городской электрический транспорт, с ним житель города сталкивается ежедневно. Нормальная жизнь современного города невозможна без удобных и надежных транспортных связей.
Электрический транспорт, который в известном смысле может считаться самым городским из всех видов ГПТ, обладает и своей спецификой - технологической, организационной, экологической и экономической. Это определяется, в первую очередь, отсутствием загрязняющих выбросов в окружающую среду. Системой организации движения, безопасностью перевозки пассажиров в транспорте, почти не уступая по своему уровню железнодорожному и авиатранспорту, вместимостью подвижного состава от 120 до 212 пассажиров в троллейбусе и до 158 пассажиров в трамвае, конструкцией технических средств ГЭТ и технологией его основных производственных процессов.
В связи с обострением кризисной ситуации на начало 2004 года по поручению Главы Администрации (Губернатора) Томской области В.М.Кресса и указанием Мэра г. Томска А.С.Макарова были созданы рабочие группы по трем направлениям:
Техническое состояние основных фондов и обеспечение безопасности движения;
Анализ организационной структуры предприятия;
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Мэра г. Томска от 11.12.2003 г. № 747 «О мероприятиях по стабилизации деятельности городского пассажирского электрического транспорта города Томска» была проведена аудиторская проверка деятельности предприятия ООО «Независимая фирма ААМ - аудит».
По итогам проверки ТГУ МП «Трамвайно-троллейбусное управление» были выявлены основные причины убыточной деятельности предприятия и внесены предложения по выходу из кризисной ситуации, а также дана оценка эффективности менеджмента на предприятии.
Основными проблемами неэффективной деятельности предприятия являются:
Высокий уровень издержек производства;
Высокий износ подвижного состава (снижение количества рейсов);
Система функционирования предприятия не ориентирована на его развитие (отсутствие финансовой стратегии развития предприятия);
Низкий уровень менеджмента (авторитарная система управления);
Предложения по выходу предприятия из кризисной ситуации:
Реорганизация ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление»;
Разработка мероприятий, направленных на снижение издержек производства.
2. Экономическое обоснование реализации мероприятий городской целевой программы. Описание ожидаемых результатов программы.
По состоянию на 1 января 2005 года деятельность предприятия характеризуется как убыточная и финансово-неустойчивая, имеется задолженность перед поставщиками, бюджетами различных уровней (см. приложение №1). Анализ финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что предприятие имеет неудовлетворительную структуру баланса. Коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности оборотных активов собственными источниками средств ниже уровня нормативных значений, что говорит об отсутствии возможности своевременно платить по своим долгам. Существует проблема дефицита наиболее ликвидных активов-свободных денежных средств. Возможность восстановления платежеспособности в ближайшие шесть месяцев у предприятия отсутствует, платежеспособность предприятия в долгосрочной перспективе так же можно признать неудовлетворительной не смотря на то, что в структуре источников средств предприятия преобладает собственный капитал, существует проблема дефицита собственного оборотного капитала. Учитывая высокий удельный вес кредиторской задолженности во внешних источниках средств предприятия, можно говорить о том, что основным источником финансирования хозяйственной деятельности является задержка платежей кредиторам. Соответственно существует риск утраты предприятием финансовой устойчивости и сохранения права владения предприятием в долгосрочной основе (см. приложение №2).
Следует отметить, что в условиях перехода к адресному финансированию льгот в соответствии с Федеральным Законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ финансово-хозяйственная деятельность УМП «ТТУ» в 2005 году ухудшится в результате снижения поступлений от перевозки льготных категорий граждан со 103,0 млн. руб. в 2004 году, до 2,8 млн. руб., планируемых в 2005 году от реализации социальных проездных билетов.
В целях выполнения рекомендаций рабочих групп созданных по поручению Главы (Губернатора) Администрации Томской области и Мэра г. Томска на предприятии проведено ряд мероприятий, направленных на стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч.
- Передача непрофильных активов предприятия (отдел общественного питания, общежитие, инженерные сети (колодцы)).
- Оптимизация численности кадрового персонала предприятия (281 чел.); Сокращение издержек производства позволило предприятию в 1 квартале 2005 года значительно уменьшить кредиторскую задолженность, в т.ч. долгосрочную на сумму 3,9 млн. руб., или. 100%.
Вывод: В настоящее время ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» имеет все предпосылки для перехода к следующему этапу финансового оздоровления предприятия, а именно -реорганизации.
SWOT-анализ ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление»
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Наличие оснащенных производственных баз. 2.Наличие профессионального кадрового состава, с большим опытом работы. | 1.Высокий износ подвижного состава, путей, контактных опор. |
Потенциальные возможности | Угрозы |
1 .Участие в целевых программах. | 1 .Банкротство муниципального предприятия. 2.Изменение на рынке стоимости э/энергии. 3.Дальнейшее снижение пассажиропотока в случае не принятия мер по формированию транспортной сети маршрутов движения с предоставлением приоритета электрическому транспорту. |
3. Основные цели и задачи программы